Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Кадрирование: советы Майкла Фримана. Часть 2

Кадрирование: советы Майкла Фримана.
Часть 2

#уроки_фотографии
Кадрирование: советы Майкла Фримана.
Часть 2
28 ноября 2012
Фото:Майкл Фриман

В продолжении нашего разговора о кадрировании поговорим о выборе оптимальной точки для расположения объекта, методе «кадр в кадре» и основных принципах деления изображения.

Ищите оригинальный подход к постановке главного объекта

Известный фотограф Майкл Фриман справедливо замечает: первое, что приходит в голову фотографа — расположить объект посередине кадра. Такой вариант, на его взгляд, предпочтителен по многих случах, однако — слишком предсказуем и лишён авторской индивидуальности.

кадрирование фотографий, советы, Майкл Фриман, обрезка фото

На этой фотографии, снятой с помощью широкоугольного объектива, расположение главной детали в центре — оправдано.

Должно быть, это одна из дилемм, над которой всегда размышляет фотограф: с одной стороны, хочется сделать с дизайном кадра что-то интересное, с другой — важно не забыть о разумном обосновании своего выбора.

кадрирование фотографий, советы, Майкл Фриман, обрезка фото

Объект смещён в левую часть кадра, благодаря чему в нём полностью уместился второй план с горным пейзажем.

«Если вы поместите объект в углу пустующего кадра, то для этого нужна весомая причина, иначе композиция станет просто уродливой», — советует Фриман. Иначе говоря, кадрирование неразрывно связано с композицией, которая, в свою очередь, определяется задумкой фотографа.

кадрирование фотографий, советы, Майкл Фриман, обрезка фото

Лодки занимают всю площадь кадра. Внимание зрителя акцентируется на них во многом из-за воды — свободного пространства вокруг основных объектов.

Проявляйте большую внимательность при работе с небольшими объектами

Привлекательность размещения главного объекта в кадре, по мнению Фримана, во многом зависит от его размера.

кадрирование фотографий, советы, Майкл Фриман, обрезка фото

На этом снимке, например, фотографу было важно показать в первую очередь необычное положение хижин, стоящих прямо посреди моря Сулу в районе Филиппин. Объект — в центре. Вокруг него — незанятое пространство. Фокусное расстояние выбрано так, что размеры домов для зрителя очевидны.

кадрирование фотографий, советы, Майкл Фриман, обрезка фото

Благодаря постановке фигуры ребенка немного левее центра, кадр вмещает в себя окружающее пространство. Дополнительную выразительность изображению придают блики на воде, едва заметная линия горизонта и туман.

Экспериментируйте с разными вариантами деления кадра

Деление кадра чаще всего определяет чёткая линия горизонта, как, например, здесь:

кадрирование фотографий, советы, Майкл Фриман, обрезка фото

Линия горзонта может быть и «завуалированной». В этом случае она способствует концентрации на объекте переднего плана:

кадрирование фотографий, советы, Майкл Фриман, обрезка фото

На этом кадре интерес представляет в первую очередь корабль. Туманное облако на горизонте и скрытый за ним вид добавляет пейзажу атмосферность, и при этом — не отвлекает внимание.

кадрирование фотографий, советы, Майкл Фриман, обрезка фото Расположение объектов в очередности слева направо, от более крупного к более мелкому делает восприятие фотографии логичным и последовательно «ведет» взгляд зрителя.

Майкл Фриман убежден, что для фантазии фотографа существует множество способов деления кадра на части. Главное, о чём здесь следует помнить — сохранение взаимосвязи объектов кадра. Неудачное деление планов и объектов может привести к «смысловому хаосу», и, как следствие — маловыразительному кадру.

«Любой вариант деления кадра представляет собой решение задачи выбора оптимальных пропорций, занимавшей умы художников в разные периоды истории», — такой вывод делает Майкл Фриман.

Беспроигрышный вариант — деление кадра по геометрическим принципам:

кадрирование фотографий, советы, Майкл Фриман, обрезка фото

Оригинальность кадра — в соотношении геометрических объектов и теней.

кадрирование фотографий, советы, Майкл Фриман, обрезка фото

Архитектурные особенности выглядят более выразительно при присутствии в кадре фигуры.

Интуитивное кадрирование или правило золотого сечения?

По мнению Майкла Фримана, фотографам очень редко и не всегда целесообразно соблюдать принцип «золотого сечения»: когда все части изображения неразрывно взаимосвязаны, а соотношение малой и большой частей — такое же, как и соотношение большой части и всей картины (что обеспечивает пропорциональность, и, как следствие — ощущение гармоничности). По мнению фотографа, правило «золотого» сечения больше актуально для художественного искусства.

кадрирование фотографий, советы, Майкл Фриман, обрезка фото

Фотограф отдаёт большее предпочтение «интуитивному» кадрированию: «Самый действенный подход к делению кадра на части — натренировать глаз, познакомившись с нюансами гармонии в разных пропорциях», — заключает он.

кадрирование фотографий, советы, Майкл Фриман, обрезка фото

Майкл Фриман советует полагаться не только на техническое соблюдение пропорций, но и на собственную интуицию.

«Пропорции вызывают определённые реакции у зрителя, независимо от того, соблюдены они или нет», — не раз подчёркивает Фриман в своих пособиях.

Используйте технику «кадр в кадре»

«Кадр в кадре» — своего рода клише, как отмечает Майкл Фриман, которое, если привнести в него долю фантазии, гарантирует удачный кадр. Этот принцип усиливает многомерность фотографии. Зритель наблюдает один план через другой, получая тем самым подробную картину.

кадрирование фотографий, советы, Майкл Фриман, обрезка фото

«У фотографии — реалистичные корни», — говорит Фриман, поэтому так важна двумерность пространства кадра. Рамки внутри рамок выступают в роли своеобразных окон, в которые заглядывает зритель. Внутреннее обрамление придает фотографии строгость, минимизируя появление вольных трактовок сцены. Не случайно этот принцип востребован в журналистике и фотодокументалистике. Как считает Майкл Фриман, «кадр в кадре» передаёт зрителю чувство контроля над ситуацией, выполняя роль «указателей».

Кадрирование — только одна составляющая хорошей фотографии. На результаты также влияют композиция, освещение и авторский стиль.

Изучайте правила фотографии, смотрите работы классиков, прислушивайтесь к собственным чувствам, и тогда ваши фотографии наверянка будут удачными — как в техническом, так и смысловом отношении. Успехов!

В качестве примеров в статье были использованы фотографии Майкла Фримана. Источник — michaelfreemanphoto.com

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий