Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Фотопрогулки по московским интерьерам с Еленой Крижевской: дом И. А. Морозова

Фотопрогулки по московским интерьерам
с Еленой Крижевской: дом И. А. Морозова

#архитектура_интерьеры #блоги
Фотопрогулки по московским интерьерам
с Еленой Крижевской: дом И. А. Морозова
7 августа 2019
Фото:Елена Крижевская
Текст:Елена Крижевская

Представляем вашему вниманию собственный дом известного коллекционера Ивана Абрамовича Морозова. Именно Ивану Морозову мы благодарны за богатейшую коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов, которая находится в России.

Сейчас в ГМИИ имени Пушкина и в Эрмитаже проходит поистине уникальная выставка картин, принадлежавших Морозову и Щукину. Зрители впервые увидят полные воссоединенные собрания двух коллекционеров. Предлагаем вам заглянуть в дом Ивана Абрамовича, чтобы узнать, с чего все начиналось.

Сын фабрикантов Морозовых Иван Морозов получил прекрасное европейское образование в Цюрихе, был человеком широкого кругозора и высокой культуры. Он увлекался искусством и живописью. В детстве его учителем был сам Константин Коровин. После знакомства с великим коллекционером Сергеем Щукиным Иван Морозов также пристрастился к коллекционированию. Иван Морозов часто ездил в Европу, лично знал многих европейских художников. В его собрании картин были Моне, Мане, Боннар, Пикассо, Матисс, Сезанн, Ренуар, Гоген, Ван Гог и т. д. Кстати, Морозов первым разглядел талант в никому тогда не известном бедном художнике из Витебска Марке Шагале и купил три его картины. Точно известно, во сколько Морозову обошлась западная часть его коллекции: 1 410 665 франков (около полумиллиона рублей). Из русских живописцев Иван Абрамович дружил с Серовым, Коровиным, Васнецовым. В его коллекции также были Левитан, С. Виноградов, И. Машков, М. Врубель и другие.

По оценке аукционного дома «Сотбис», на сегодня стоимость коллекции Ивана Морозова составила бы 5 млрд долларов. Парижские знакомства, картины, процветающий бизнес — все это побудило Ивана Абрамовича переустроить свой московский особняк на Пречистенке, 21, чтобы наиболее выигрышно показать свою коллекцию.


В 1905 году для этих целей Морозов приглашает известного московского архитектора Льва Кекушева, который спроектировал вестибюль, шикарную парадную лестницу. Над лестницей зодчий устроил высокий световой фонарь. Кекушев также оформил выставочные залы, столовую и элегантный Белый зал. В трех самых больших выставочных залах устроены световые фонари, необходимые для естественного освещения внутренних помещений, где находились коллекции.

Морозовский особняк всегда был закрыт для посторонних. Иван Абрамович никогда не старался привлечь внимание прессы и критики, не любил показывать свою коллекцию. В отличие от брата, который еще при жизни раздаривал собранные шедевры московским музеям, он весь отдался страсти коллекционирования и собирал картины исключительно для себя. В 1918 году его галерея была национализирована. Морозовский особняк вместе с коллекцией стал Вторым музеем новой западной живописи (Щукинская коллекция составила Первый музей). Иван Абрамович был назначен заместителем хранителя собственной коллекции и в течение нескольких месяцев исполнял эту работу, сопровождая посетителей по залам музея. Лишь весной 1919 года вместе с женой Евдокией и дочерью он навсегда покинул Россию.

Сегодня в здании находится выставочный зал Российской академии художеств, поэтому можно зайти внутрь и увидеть своими глазами эффектную парадную лестницу самого Льва Кекушева. Во времена Морозова над парадной лестницей был размещен триптих «Средиземное море», написанный Пьером Боннаром. Кстати, один из световых фонарей над центром здания хорошо виден с Пречистенки и сегодня. Белый зал открывается во время мероприятий и конференций, проводимых Академией. Обычно вход на такие мероприятия свободный. Зал также хорошо виден сквозь стеклянную дверь, выходящую в один из выставочных залов.

На фото представлена столовая коллекционера, в которой сохранилась вся деревянная отделка, камин и даже ручки на окнах и двери! Столовую открывают только во время дней наследия, но можно заглянуть внутрь сквозь дверное стекло. Сегодня здесь располагается рабочий кабинет Зураба Церетели.


Редакция «Росфото» благодарит сотрудников Академии художеств за помощь в подготовке этого материала, а также за возможность проведения фотосъемки в бывшем собственном доме Ивана Абрамовича Морозова.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий