Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Fujifilm X-Pro1 винтажный хай-тэк

Fujifilm X-Pro1
винтажный хай-тэк

#архив
Fujifilm X-Pro1
винтажный хай-тэк
4 июня 2012
Фото:Александр Виноградов
Текст:Александр Виноградов

На прошедшем Фотофоруме-2012 в Крокус Экспо к стенду с Fujifilm X-Pro1 выстраивалась большая очередь. Слишком многим хотелось пощупать новинку, интерес к которой широко подогревался в фотографических интернет-сообществах.

На прошедшем Фотофоруме-2012 в Крокус Экспо к стенду с Fujifilm X-Pro1 выстраивалась большая очередь. Слишком многим хотелось пощупать новинку, интерес к которой широко подогревался в фотографических интернет-сообществах. Любопытство было вполне оправдано: Fujifilm представила очередную необычную новинку — системную беззеркальную камеру в ретро-корпусе с тремя светосильными объективами и ценой в целых $2000 только за тушку. Из основных преимуществ беззеркалки — новая APS-C- матрица без низкочастотного антимуарового фильтра, гибридный видоискатель, и, конечно же, винтажный дизайн, как продолжение X-серии.

На тест камера досталась со всеми на данный момент доступными стеклами — это светосильный штатный FUJINON XF 35/1.4 R, широкоугольный FUJINON XF 18/2.0 R и макрообъектив FUJINON XF 60/2.4 R Macro.

Внешний вид и управление

«Прошка» несомненно одна из самых необычных и запоминающихся по внешнему виду камер. Почти никого из моих друзей, у кого она побывала в руках, не оставила равнодушной. Fujifilm однозначно не прогадала, сделав ставку на романтику ушедших в прошлое дальномерных камер, и влилась удачно дизайном в хипстерскую молодежную моду последних лет.

Аппарат имеет довольно внушительные размеры и угловатую форму кирпичика. Это, пожалуй, самая большая беззеркалка на рынке, и речи о том, чтобы носить ее даже в большом кармане зимней куртки не идет. Даже с широкоугольным «блинчиком» она туда не влезет.

Корпус металлический, отделан качественным кожзамом, а наплыв на ручке для удобства хвата резиновый. Камера очень легкая для своих размеров. Всего 450 грамм с батарейкой.

Все сделано очень добротно, совершенно без люфтов и скрипов. Сборка японская, о чем гордо сообщается и на тушке, и на объективах.

Хоть камера и не маленькая, не сказал бы, что у нее удобный хват: наплыв на рукоятке маленький и большой рукой комфортно обхватить камеру не удается, да и мизинец свисает. Возможно, покупаемая отдельно специальная ручка придется по вкусу таким же привередам, как я.

Держать ее можно по-разному — и обычным способом, придерживая левой рукой снизу за объектив, и двумя руками за тушку, так как важные кнопки выбора режима протяжки, типа экспозамера и выбора точки фокусировки находятся слева от экрана, и места для хвата там вполне достаточно.

Управление у «прошки» самое необычное из тех, с чем приходилось сталкиваться. Несколько дней у меня ушло на изучение всех нюансов и , признаться, даже в инструкцию пришлось заглядывать.

Реализовано оно с помощью колес на верхней части корпуса, как у ретро-камер. Интересно, что традиционных режимов PASM, как таковых, нет. Диафрагма выставляется специальным кольцом на объективе, а на большом барабане камеры указывается необходимая выдержка. Если на кольце и барабане выставлено A (авто), то мы получаем режим Р (программное авто), если выставлена диафрагма, а выдержка на автомате — это приоритет диафрагмы (А), если наоборот, то приоритет выдержки (S), а если оба параметра жестко заданы, то это ручной режим (M).

Резьба на кнопке спуска сделана специально, чтобы прикрутить металлический тросик для дистанционного спуска затвора. Даже такую ретро-фишку оставили инженеры Fujifilm в своем детище.

Колесико экспокоррекции удобно располагается под большим пальцем и жестко фиксируется, так что случайные изменения значений при переноске исключены.

Колесо под большим барабаном служит для изменения значений в быстром меню, вызываемом кнопкой Q. Над ней размещена клавиша блокировки экспозиции/автофокуса. Навипад на удивление скромен по функциональности, и кроме навигации почти никаких функций не выполняет, хотя на его кнопки можно бы было «повесить» управление некоторыми функциями. Нажатием его вверх включается макрорежим. По сути, в выключенном состоянии — это ограничитель диапазона фокусировки, не позволяющий камере фокусироваться на близких объектах, экономя время фокусировки. На кнопку Fn можно назначить необходимую функцию из тринадцати возможных.

В левой части корпуса совсем нетрадиционно располагаются кнопки выбора режима протяжки, типа экспозамера и выбора точки фокусировки. «Решетка» динамика на левом торце неудачно размещена, и часто его просто прикрываешь рукой. Гнездо вспышечного синхроконтакта прикрыто пластиковой заглушкой, которая никак не крепится и ее можно быстро потерять.

Передняя панель камеры почти ничем не выдает его цифровой начинки, даже рычажок взвода автоспуска остался, который теперь служит для переключения между режимами работы видоискателя.

Выше находится лампа подсветки АФ со стереомикрофонами. Их фронтальное изображение весьма удачно, на звуковую дорожку не записывается дыхание оператора, да и направленность звукозаписи не страдает.

Под большой палец левой руки удобно ложится селектор переключения типов фокусировки.

В угоду винтажности камеры HDMI и USB-разъемы камеры никак не обозначены и прячутся за пластиковой подпружиненной крышкой с защелкой.

Гнездо под штативную площадку почему-то смещено относительно оптической оси, и аккумулятор вместе с картой памяти поменять не удастся, если камера установлена на штатив: площадка перекрывает батарейный отсек.

Аккумулятора хватает примерно на 300 снимков по стандарту CIPA, но на практике у меня получалось более 400 снимков от одного заряда. Внешнюю вспышку я не применял, видеорежимом не пользовался. Карты памяти используются самые распространенные и доступные SD/SDHC/SDXC-формата.

В целом управление мне понравилось, нескольких дней хватило, чтобы почти полностью на него перестроиться и уже не задумываться над возможностью смены какого-либо параметра. Практически любой из них доступен без перехода в основное меню. Нужно лишь некоторое время, чтобы привыкнуть к нему.

Встроенной вспышки в камере нет, но можно приобрести одну из трех внешних отдельных. Максимальная скорость синхронизации составляет 1/180 секунды.

Видоискатель

Одной из отличительных особенностей камеры является ее видоискатель со 100%-ым покрытием кадра. Он может работать как в электронном режиме, так и в оптическом, а так же комбинируя их, то есть накладывая электронную картинку поверх оптической.

Причем в комбинированном режиме в видоискателе видно рамку, обозначающую угол обзора, то есть она показывает , что попадает в ваш кадр. Это интересно тем, что вы видите значительно шире вашего кадра. Также на экран можно вывести необходимые съемочные параметры, шкалу расстояния с отображением глубины резкости и даже электронный уровень.

Интересно, что с установкой более длиннофокусных объективов увеличение даже в оптическом видоискателе изменяется, так как в его конструкцию автоматически добавляется дополнительная увеличивающая линза. Размерами видоискатель значительно меньше, чем например в Sony A77, но какого-то дискомфорта я не испытывал. Яркость его, как и яркость дисплея, настраивается.

Так как картинку в видоискателе мы получаем не через объектив, то возникает параллакс — небольшое смещение получаемого кадра относительно того, что видно в рамке. Чем ближе к камере снимаемый объект, тем это смещение более заметно. При полунажатии на кнопку электроника камеры пытается скомпенсировать параллакс, рамка сдвигается, но все равно некоторая разница в получаемой картинке есть. В макрорежиме фотоаппарат сам переходит в режим электронного видоискателя, поскольку здесь расхождение будет уже слишком заметно. Видоискатель оснащен датчиком приближения и умеет сам включаться при поднесении камеры к глазу.

Из недостатков отмечу, что я постоянно пачкал руками квадратное окошко видоискателя и за 3 недели теста приучить себя быть аккуратнее мне не удалось.

Дисплей

Монитор камеры тоже выдающийся: у него рекордное для беззеркалок разрешение в 1.23 миллиона точек , отличная яркость и контрастность и размер в 3 дюйма. Антибликовое покрытие и отличные характеристики позволяют без особых неудобств снимать в солнечную погоду. Но, к сожалению, он не поворотный, да и вряд ли им мог быть из-за винтажной направленности камеры.

Фокусировка

Фокусировка в X-Pro 1 осуществляется контрастным методом, и с большим сожалением скажу, что она весьма медленная , пожалуй, самая медленная из всех беззеркальных системных камер. При достаточном освещении все достаточно хорошо, но уже при съемках в сумерках автофокус очень нетороплив. Зато с точностью попадания все в порядке, зона резкости оказывается именно там где нужно. В темноте фокусировке помогает лампочка подсветки.

На моей камере в видоискателе и на экране картинка почему-то замирала на время фокусировки, а потом еще и подвисала сама камера, записывая кадр, так что невозможно было посмотреть отснятый материал.

При съемках в условиях недостаточной освещенности картинка в видоискателе тоже прилично подтормаживала, складывалось такое ощущение, что не хватает мощности камерному процессору. Вышедшая как раз во время теста прошивка тоже ничего не исправила.

Быстро выбрать точку фокусировки можно из 49 возможных в режиме ЭВИ (25 в режиме ОВИ) нажатием кнопки AF , но я по привычке пользовался центральной, тем более что при контрастном автофокусе точность и скорость автофокуса от выбранной точки не зависит.

В режиме ручной фокусировки на экране появляется шкала расстояний с указанием положения плоскости фокусировки и глубиной резкости при текущем значении диафрагмы. Управление фокусировкой электронное, то есть мотор в объективе двигает на нужное расстояние блок с линзами при повороте фокусировочного кольца. Направление вращения кольца можно задать в меню. Но мне скорость фокусировки не понравилась: слишком большой шаг и весьма ощутимое запаздывание фокусировки после поворота кольца.

Нажатие на диск управления увеличивает область фокусировки на экране для более точной наводки. Кстати, автоуровень при наклоне камеры тоже ощутимо «подтормаживает».

Затвор

Затвор у «прошки» шторно-щелевой, работающий в фокальной плоскости и умеющий отбивать выдержки от 60 минут (в режиме BULB) до 1/4000 секунды. Диапазон скорости до 1/8000 секунды совсем не помешал бы при съемке в яркий день, особенно с теми светлыми стеклами, что предложила Fujifilm к своему аппарату. Звук затвора приятен и тих.

Серийная съемка представлена двумя режимами на выбор : 3 или 6 к/с. Так же присутствует брекетинг по экспозиции с регулируемым шагом до 1 ступени, а также брекетинг по динамическому диапазону и чувствительности. Мне очень понравился брекетинг по пленке: в камере присутствует эмуляция 10 легендарных пленок Fujifilm и можно выбрать брекетинг по 3 любым, помимо той, что используется.

Матрица и итоговая картинка

Свою новую 16-мегапиксельную матрицу инженеры Fujifilm назвали X-Trans CMOS. Отличительной ее особенностью является отсутствие низкочастотного фильтра, призванного убрать муар (иллюзорные изображения, возникающие при наложении нескольких слоев с регулярным рисунком) на картинке . Этот антимуаровый фильтр приводит к падению разрешения изображения и немного снижает количество света, попадающего на матрицу. На пленочных снимках муара никогда не бывает в отличие от цифровых, потому что галогенидосеребрянные частицы фотопленки образуют нерегулярный рисунок структуры. Поэтому разработчики сделали новую матрицу, где используется пиксельная сетка из 36 пикселей (6×6) против обычных матриц с фильтром Байера из 4 пикселей (2×2) и имеющая гораздо менее однородную структуру, почти не провоцирующую появление муара.

Байеровский шаблон: X-Trans CMOS:

Новая матрица действительно дает прекрасное разрешение и отличный цвет! Потрясающая передача оттенков и полутонов, большой динамический диапазон, бесподобная картинка уже сразу в JPEG. Без преувеличений скажу, что это одна из немногих камер, которой можно сразу снимать в JPEG, минуя конвертер. Автоматика довольно адекватно выставляет баланс белого и экспозамер и вкупе с потрясающим цветом и разрешением итоговая картинка прямо из камеры уже пригодна для печати большим форматом, да и просто радует глаз на хорошем дисплее. Скинтона тоже на высоте.

Матрица удивительно малошумна. Снимать можно запросто до ISO 6400 включительно! Лишь чуть страдает разрешение и появляется небольшой яркостной (не цветной!) шум. Настройки JPEG в самой камере очень гибкие : помимо обычных насыщенности, яркости, контраста и резкости, можно выбрать степень расширенности динамического диапазона, уровень шумоподавления, работу с тенями и яркими участками. Авто ISO тоже достаточно тонко настраивается. Интересно, что в RAW-формате выбрать ISO можно от 200 до 6400, а в JPEG от 100 до 25600.

В дополнение к стандартным соотношениям сторон кадра 3:2 и 16:9 снимать можно еще и в «квадратном» формате 1:1. RAW, кстати, весьма объемный и весит более 25 мегабайт. RAW- конвертер с расширенными настройками есть прямо в самой камере, так что обрабатывать фотографии можно непосредственно по пути домой, экономя драгоценное время.

К сожалению, стабилизатора у матрицы нет, объективы тоже не стабилизированы. Но с высокими рабочими ISO и светосильной оптикой это большой проблемы не составляет. Кстати, муара я ни на одном снимке не увидел.

Видеосъемка

Хоть и малоопытный в этой сфере скажу, что видеоролики, снятые на X-Pro 1 мне понравились. Снимать можно как с автофокусом, так и в мануальном режиме, причем переключаться между режимами можно прямо во время записи. Максимальное разрешение ролика 1920×1080 с 24 к/с. Звук пишется в стерео, максимальная длина ролика ограничена 29 минутами. Привод фокусировки в объективах электронный, поэтому негромкий звук его работы накладывается на звуковую дорожку. Отдельной кнопки для старта видео нет, функция доступна в пару нажатий через кнопку Fn и спуск затвора.

Оптика

Теперь разговор пойдет про оптику. В своей новой беззеркальной системе Fujifilm представила новый байонет X-mount с самым коротким среди беззеркалок рабочим отрезком всего в 17.7 мм, что теоретически позволяет устанавливать множество сторонних объективов на камеру и уменьшает заднее фокусное расстояние (между задней линзой объектива и матрицей), обеспечивая высокое разрешение даже на краях кадра.

Все три доступные на данный момент объективы были предложены компанией на тест. Это светосильный штатный FUJINON XF 35/1.4 R, широкоугольный FUJINON XF 18/2.0 R и макрообъектив FUJINON XF 60/2.4 R Macro. Кстати, до конца года к Fujifilm обещает выпустить еще ультраширик с 14 мм фокусного и стабилизированный зум с постоянной светосилой 18-72/4. А в 2013 нас ждут блинчик 28/2.8, стандартный объектив 23/2, а также пару зумов со стабилизацией: 70-200/4 и 12-24/4. Так что линейка вырисовывается весьма и весьма интересная. Но все же вернемся к нашим реальным объективам. Все три отличных конструкционных свойств: металлические, без скрипов, люфтов и застреваний с плавно вращающимися кольцами диафрагм и фокусировок. Их даже просто приятно держать в руках.

Получаемая картинка тоже весьма радует. Я не любитель синтетических тестов на разрешение, абберации, виньетирование и прочее, поэтому вы увидите ниже просто реальные карточки, полученные в связке с этими замечательными объективами. Поэтому расскажу лишь в двух словах.

Все они имеют отличную резкость сразу с открытой диафрагмы и приятную зону размытия. Даже на широкоугольном объективе хроматические аберрации минимальны, и картинка достаточно резкая по всему полю кадра.

Как штатник, то есть объектив для постоянного ношения, мне очень понравился FUJINON 35/1.4, который благодаря своему фокусному расстоянию достаточно универсален и позволяет снять практически любой сюжет от пейзажа до портрета. Макрообъектив FUJINON XF 60/2.4 macro достаточно быстр в фокусировке для макрообъектива, да и рисунок имеет более мягкий, поэтому пригоден не только для макросъемки, но и для портретной фотографии. Масштаб макро у него не совсем «честный»: 0.5х против 1х у настоящих макриков. Как уже говорилось, диафрагма у всех объективов управляется кольцом с шагом апертуры в 1/3 ступени. Я быстро привык к такому способу, и прямо скажу, он мне даже понравился.

Все объективы поставляются с металлическими блендами, у ширика и стандартного они квадратной формы, а у макрика обычная круглая и довольно большая.

Неприятной штукой стало постоянное щелкание диафрагмы при включенной камере, она без остановки зачем-то то открывалась, то закрывалась, видимо регулируя поток света, тем самым расходуя батарейку и раздражая меня. С выходом новой прошивки проблему щелчков убрали, но диафрагма по-прежнему живет своей жизнью. Кстати, объективы тоже прошиваются в домашних условиях и каждый своей прошивкой.

Теперь собственно карточки из новой камеры. Часть из них JPEG из камеры, часть проявлена из RAW в Silkypix и максимально приведена к оригиналу. В JPEG фотографировал с настройками по умолчанию: то есть насыщенность, яркость, контраст, динамический диапазон, резкость и прочее — все по нулям. Кое-где баланс белого чуть подправлен, как и экспозиция. Снимал почти все с автофокусом покадровой съемкой. Баланс белого и ISO стояли на автомате. На некоторых портретных фото кожа немного ретуширована. Часть фото с камеры с первой прошивкой, часть с новой 1.01.

FUJINON XF 18/2.0 R

FUJINON XF 35/1.4 R

Кстати, ISO 6400 и автобаланс белого:

Тоже ISO 6400:

FUJINON XF 60/2.4 R Macro

Одна из имитаций черно-белой пленки:

Так макрик работает в контровом свете. Снимал без бленды.

Выводы

Однозначно, Fujifilm X-Pro1 — очень интересная и во многом уникальная камера с рядом достоинств, недоступных другим беззеркальным и не побоюсь сказать даже продвинутым зеркальным фотоаппаратам этой же ценовой категории. Но эта камера далеко не для всех. Отсутствие «зеленых» режимов, разных художественных стилей, присущих любительским аппаратам, не самое простое управление и малодружелюбное меню вряд ли привлекут новичков в фотографии. Зато потрясающая картинка на выходе сразу в JPEG, малошумность на высоких значениях чувствительности, гибридный видоискатель, привлекательный ретро-дизайн, отличное качество сборки и материалов, шикарная светосильная оптика и многое другое несомненно покорят сердца многих. Я и сам, честно говоря, просто влюбился в картинку, выдаваемую «прошкой».

Минусов тоже достаточно. Несмотря на индекс Pro в названии , у камеры очень медленный автофокус, недостаточно быстрый затвор, ограниченный выдержкой 1/4000, невозможность программирования кнопок, порой притормаживающая картинка в ЭВИ и раздражающие подвисания при автофокусировке, которые не очень обрадуют покупателя, заплатившего почти 60 тысяч за одну только тушку. Хотя мне почему то думается, что на исправление этих недостатков и продолжения линейки у компании Fujifilm уйдет не слишком много времени, ведь камера действительно отличная!

Плюсы :

-винтажный дизайн и управление
-инновационая 16-мегапиксельная матрица X —Trans CMOS
-замечательное качество сборки и используемых материалов в том числе объективов
-отличная безо всяких оговорок итоговая картинка даже при съемке в JPEG
-малошумность на высоких значениях ISO
-уникальный гибридный высококачественный оптико-электронный видоискатель
-отличного качества и разрешения дисплей
-гибко настраиваемый JPEG в меню камеры
-электронный уровень
-отличная светосильная оптика
-тихий затвор с возможностью серийной съемки до 6 к/с
-в целом удобное и продуманное управление
-сверхкороткий рабочий отрезок, позволяющий использовать большинство сторонней оптики через адаптеры
-встроенный RAW-конвертер
-full HD — видео со стереозвуком, автофокусом и возможностью переключения между AF/MF во время съемки
-наличие панорамной съемки, мультиэкспозиции, имитации десятка пленок Fuji, брекетинга по экспозиции, чувствительности, динамическому диапазону и трем видам пленок

Минусы:

-неторопливый автофокус
-небыстрый для профессиональной камеры затвор
-подвисания во время автофокусировки, медленная работа ручного фокуса и автоуровня
-отсутствие стабилизации матрицы
-малая емкость аккумулятора

Основные технические характеристики

Fujifilm X-PRO1

Сенсор изображения

23,6×15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS с цветовым фильтром, созданным на основе случайного расположения мелких зерен фотопленки

Эффективное количество точек, Мп

16,3

Формат сохранения изображения

Фотокадр: JPEG (EXIF ver. 2.3, DCF), RAW, RAW+JPEG
Видео: H.264 (MOV) со стерео (2.0) звуком

Размер кадра в пикселях

Фотокадр:
L: (3:2) 4896×3264 / (16:9) 4896×2760 / (1:1) 3264×3264
M: (3:2) 3456×2304 / (16:9) 3456×1944 / (1:1) 2304×2304
S: (3:2) 2496×1664 / (16:9) 2496×1408 / (1:1) 1664×1664
Режим панорамы:
L: вертикальная: 7680×1440
M: вертикальная: 5120×1440
Видеокадр: 1920×1080 (24 кадра/с), 1280×720 (24 кадра/с)

Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте

100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800, 25600

Количество точек автофокуса

49

Выдержка, с

1/4000-30

Экспозамер

TTL 256-зонный мульти/точечный/средний

Экспокоррекция

+/-2 EV с шагом 1/3 EV

Баланс белого

Авто, ручная настройка, солнечный день, тень/облака, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, подводная съемка

Встроенная вспышка

Отсутствует

Автоспуск

С задержкой 2/10 с

Устройство хранения информации

SD, SDHC, SDXC

ЖК-дисплей

3,0″, разрешением 1 230 000 точек

Интерфейс

USB 2.0, HDMI

Питание

Собственный перезаряжаемый аккумулятор, рассчитанный на 300 фотографий

Габариты, мм

140×82×43

Масса, г

450 (включая аккумулятор и карту памяти)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий