Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Д.Рудаков и А.Сулоев: «Россия – это не только Красная площадь, танки и медведи...»

Д.Рудаков и А.Сулоев:
«Россия – это не только Красная площадь, танки и медведи...»

#архив
Д.Рудаков и А.Сулоев:
«Россия – это не только Красная площадь, танки и медведи...»
27 октября 2011
Фото:Дмитрий Рудаков, Алексей Сулоев

При всей индивидуальности своего стиля известные пейзажные фотографы Дмитрий Рудаков и Алексей Сулоев на многие вещи смотрят одинаково. Их объединяет любовь к тем чудесам, которые создает на нашей планете природа. Наверное, только такие люди могли придумать и воплотить в жизнь первый всероссийский конкурс пейзажной фотографии.

— Давно ли фотография вошла в Вашу жизнь?

Дмитрий: Я занимаюсь фотографией больше двадцати лет, из них последние десять — исключительно пейзажной. Снимать начал еще в школе, какое-то время был полковым фотографом в армии, а затем, уже после института, создал собственную фотостудию. Но постепенно ушел в пейзажную фотографию. Теперь я не завишу ни от настроения клиентов, ни от моделей — только от себя самого. Мы один на один, я и природа. Кто кого, так сказать...

Автор: Алексей Сулоев-Фотографии мест России - природа и животные.

Алексей: Первый фотоаппарат «Cмена» мне подарили в 7 лет. С этого возраста я и занимаюсь фотографией. Мой отец был альпинистом и прекрасным фотографом, а мама — заядлой туристкой. Поэтому путешествия и горы — это то, чем было пропитано мое детство. Мне посчастливилось еще в юности побывать на Памире, Тянь-Шане, Кавказе, походить с рюкзаком по Забайкалью, Уралу и другим интересным и труднодоступным местам бывшего СССР. Желание запечатлеть и показать друзьям увиденное привело меня к серьезному увлечению фотографией. Вначале я постигал фотографические премудрости под руководством отца; потом самостоятельно читал все, что издавалось тогда в стране; затем получил профессиональное образование, связанное с фотоделом. Сегодня, оглядываясь назад, жалею только о том, что у меня не было такой замечательной фототехники и оптики как сейчас, чтобы запечатлеть всю ту красоту, которую удалось увидеть во время туристических походов и занятий альпинизмом.

— Ваш любимый жанр в фотографии — пейзаж. Почему?

Дмитрий: Наверное, это единственный жанр, в котором я чувствую себя абсолютно комфортно. У каждого фотографа есть свои предпочтения. Я снимал репортаж, жанр, архитектуру и даже натюрморты. Но нигде не получал того удовлетворения, которое я ощущаю, наблюдая встающее из-за тумана солнце, первые лучи которого освещают какое-нибудь озеро... В такие моменты я чувствую связь, возникающую между мной и тем местом, в котором я нахожусь. Именно там у меня самые сильные эмоции. Именно они дают мне энергию и настрой, которые позволяют создавать мои пейзажи.

Увлечение пейзажной фотографией позволяет мне путешествовать и видеть неизвестные обычным туристам уголки. Причем в такое время, когда в природе происходят удивительные вещи, во время так называемого «режимного» света — на закате, на рассвете, во время природных катаклизмов. Именно тогда и получаются самые интересные пейзажи.

Алексей: Я тоже очень ценю возможность побывать в самых разных уголках земного шара, каждый из которых по-своему уникален. В мире существует чуть больше двух сотен стран, и примерно в ста из них я уже побывал. Мечтаю объехать оставшиеся и, конечно, привезти замечательные пейзажи из каждой поездки.

— Какова роль света в вашей фотографии?

Дмитрий: Для пейзажной фотографии свет является одним из основополагающих факторов. Есть такая книга, которая называется First Light, ее автор — англичанин Джо Корниш, один из моих любимых пейзажных фотографов. Перевести название этой книги на русский язык можно двумя способами, и, на мой взгляд, в этом есть глубокий смысл. Первый вариант перевода может звучать как «Первый свет» — тот свет, который появляется из-за горизонта, первый рассветный луч. Для пейзажной фотографии такой свет является одним из основополагающих. Но можно перевести и иначе — «Вначале свет». То есть независимо от всего остального сначала нужен свет как основа, как главный фактор, необходимый для создания хорошего пейзажа. В этом я совершенно солидарен с Джо, потому что пейзаж, который снимаю я, всегда основан на свете. Безусловно, свет бывает разный — мягкий, рассеянный, или наоборот, активный, контровый; это дает фотографам возможность снимать разные, совершенно удивительные фотографии. Я часто называю себя «охотником за светом»: перемещаясь из точки в точку, я словно охочусь за ним, подолгу сижу в засаде и жду, когда он придет в нужное мне место. Я выбираю точку съемки, нужный ракурс, а затем мне остается лишь дождаться, когда мой «главный зверь» выйдет на приготовленное для него место. Там я встречу и остановлю его, нажав на спусковую кнопку.

— Как много времени нужно проводить на природе, чтобы снять такие удивительные фотографии, как ваши?

Алексей: Иногда интересная фотография получается сразу, иногда приходится снимать несколько часов. Поскольку свет — самый существенный фактор успешной фотографии, то наиболее интересные снимки получаются на рассвете и на закате. Поэтому во время поездок приходится поздно ложиться и рано вставать. Главное — любить то дело, которым занимаешься, все время учиться, показывать свои работы другим и никогда не останавливаться на достигнутом, все время повышать планку и придумывать что-то новое.

Автор фото: Дмитрий Рудаков-Фотографии мест России - природа и животные.

— Что нового удалось придумать за последнее время?

Алексей: Наиболее интересный проект прошлого года — выставка под открытым небом «Мир глазами россиян», которая проходила в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Эта фотовыставка вошла в книгу рекордов России как самая посещаемая. За два месяца ее увидело более 300 000 человек. Нечто подобное мы хотим сделать в этом году в рамках проекта «Пейзажный фотограф года», показывая фотографии, снятые разными фотографами в России.

— Вы больше снимаете в России или за рубежом?

Дмитрий: Учитывая тему нашего нового фотоконкурса, это вопрос провокационный! Родные и близкие места гораздо проще изучить, найти особенные уголки, интересные точки, ракурсы, и путем постоянного посещения этих мест в разное время года получить действительно удивительные кадры. В нашей стране есть множество талантливых фотографов, живущих в красивейших местах и снимающих то, что под боком, но — регулярно, возвращаясь в одно и то же место снова и снова, дожидаясь интересной погоды и света... Именно так получаются лучшие кадры российской природы.

В моей жизни все сложилось иначе. По натуре я путешественник и большую часть своих пейзажей снимаю за рубежом. В России, безусловно, есть куда поехать, но это гораздо труднее, чем в той же Америке, Европе или даже Африке. У нас невероятное количество красивых мест, но очень плохо с инфраструктурой: плохие дороги, недостаточное количество гостиниц, отсутствие кафе и ресторанов, проблема с арендой автомобиля и т.д. В Америке или в Европе — напротив, огромное количество национальных парков, отличные дороги, взять машину напрокат проще простого, а вернуть ее можно на другом конце страны. В парках есть отели, рестораны, проработанные маршруты, рейнджеры, которые всегда могут прийти на помощь. В России же сплошной экстрим, ты предоставлен сам себе, зато сложностей, рисков и затрат несравнимо больше. Я всегда привожу характерный пример: съездить поснимать в Долине Монументов в Америке (там снимаются все ковбойские фильмы) будет стоить примерно в два раза дешевле, чем на нашем Байкале. Но ситуация постепенно улучшается, и мы тоже намерены приложить руку к ее изменению.

— Вы можете назвать пять мест в России, которые обязательно следует посетить фотографу?

Автор фото: Алексей Сулоев-Фотографии мест России - природа и животные.

Дмитрий: Я могу назвать гораздо больше. Но добраться туда смогут немногие. В некоторые места можно попасть только на вертолете. А если дорога не так сложна, то все равно приходится нести с собой снаряжение, палатки, брать лошадей, чтобы подниматься в горы... Трудно. Но все-таки, если оставить в стороне технические препятствия, то мои любимые места — это Байкал (нужно обязательно ехать дальше туристического Ольхона!), Камчатка, Алтай. Удивительные по красоте места на Куршской косе в районе Калининграда. Очень фотогеничные точки на Дальнем Востоке. И, конечно, храмовая архитектура в районе Золотого кольца. Это место — самое доступное для фотографов в плане инфраструктуры, и при этом можно снять совершенно удивительные пейзажи. Для начала я всем рекомендую Суздаль, самую яркую точку в созвездии старинных городов.

Алексей: Мест много. Больше всего мне нравится снимать Байкал. Он особенно хорош зимой, когда покрывается льдом. Такого льда не увидишь ни на Северном, ни на Южном полюсе.

— Как научиться снимать хорошие пейзажи?

Дмитрий: Так же, как и что-то иное — рисовать, играть на музыкальном инструменте, водить машину. Вы ведь не сразу садитесь за руль? Сначала вы ходите в автошколу, читаете книги, учите правила. Даже после получения прав вам понадобится еще несколько лет, тысячи километров и парочка ДТП, чтобы накопить базовый опыт. Лишь тогда вы почувствуете себя уверенным водителем.

То же самое с фотографией. Невозможно прочитать учебник и сразу начать снимать хорошие пейзажи. Невозможно, первый раз взяв в руки камеру, выйти на рассвете, будь он даже самым удивительным на всей планете, и сделать хорошую фотографию. Освоение требует времени, нескольких лет. И снимать нужно не раз в год, а регулярно, чуть ли не ежедневно. Иногда погружаться с головой, как, например, я делаю на своих фотосафари: в течение недели или двух я снимаю с утра до вечера, а потом разбираю работы со студентами. Нет практики, нет регулярных занятий — нет результата.

— Как и когда возникла идея организовать фотоконкурс «Русский пейзаж»?

Дмитрий: Идея сделать что-то для популяризации пейзажной фотографии в России появилась давно, просто я не понимал, чем именно можно помочь фотографам, особенно региональным, и как привлечь внимание нашей администрации, чиновников, бизнесменов к проблемам, которые существуют в России. Однажды, во время моего фотосафари по Шотландии, я познакомился с одним из лучших шотландских фотографов Иеном Камероном. Он рассказал мне о проекте, который уже несколько лет существует в Англии. Это открытый конкурс «Пейзажный фотограф года», куда любой желающий из любой страны мира может прислать свой пейзаж. Условие одно: снимок должен быть сделан в Великобритании или на других английских территориях. Призовой фонд хороший, он стимулирует фотографов присылать свои работы. При этом конкурс является способом популяризации самой страны как среди жителей Великобритании, так и среди граждан других стран мира. Тогда и родилась идея сделать подобный проект в России.

— Каковы цели проекта?

Дмитрий: Мы хотим создать национальный ежегодный конкурс пейзажной фотографии, который будет престижным и авторитетным; победа в нем станет залогом внимания к творчеству победителя и предоставит фотографу новые возможности — публикации, участие в выставках и, возможно, продажу своих работ. В России много фотографов, которые снимают природу и делают это замечательно, но в большинстве своем они неизвестны. На рынке доминирует рекламная, студийная, эпатажная фотография, съемка знаменитостей, а вот настоящего, простого, хорошего пейзажа очень мало. Я уверен, что конкурс откроет огромное количество неизвестных широкому зрителю имен.

Мы хотим привлечь внимание к удивительным по своей красоте местам нашей страны, популяризовать эту красоту в самой России и в других странах. Показать, что Россия — это не только Красная площадь, танки и медведи, которые ходят по улицам...

Интересно создать конкурс, который судился бы только фотографами. Составы жюри других конкурсов редко включают в себя профессиональных фотографов. Обычно там много популярных людей, шоуменов, редакторов журналов... а самих мастеров всегда мало, один-два человека. Мы же хотим создать жюри, которое будет полностью состоять из пейзажных фотографов, привлечь известных пейзажистов со всего мира. Мы считаем, что именно это позволит обеспечить конкурсу авторитетность и значимость.

Другой важный аспект — уделить внимание развитию детской фотографии. С помощью отдельной номинации мы хотим привлечь юных фотографов, увлекающихся пейзажем.

Алексей: Цель проекта — показать, что Россия очень красивая, удивительная и интересная с точки зрения фотографа страна, которая пока еще не готова к фототуризму: нет специальных фотопутеводителей, не разработаны маршруты с описанием местности и инфраструктуры. Если наш проект поможет изменить положение вещей, то мы не зря все это затеяли.

— В условиях сказано: «Конкурс разделен на две основные номинации». Что это значит?

Дмитрий: У нас получилось два конкурса в одном — отдельно для взрослых и юных участников. Мы разделяем юных и взрослых фотографов, они будут соревноваться каждый в своей лиге. Две основных номинации — это «Пейзажный фотограф года» и «Юный пейзажный фотограф года», в каждой из них четыре тематических категории: «Классический пейзаж», «Мой пейзаж», «Человек и пейзаж», «Архитектурный пейзаж». Все как в спорте: есть олимпиады, а есть спартакиады, универсиады и так далее.

— С двумя последними категориями все понятно. Но в чем разница между первыми?

Дмитрий: Категория «Классический пейзаж» объединяет фотографии, созданные по классическим законам композиции. «Мой пейзаж» — авторская категория, в которой мы разрешаем применять творческие, нетрадиционные подходы: крупные планы, нестандартную технику, специальные объективы, непривычные точки. Необязательно следовать композиции, если есть сверхидея. Будет оцениваться и фантазия автора, и его оригинальность.

— Участие в конкурсе платное?

Дмитрий: Да, это общепринятая мировая практика. Оплата участия покрывает часть административных расходов, но не это самое главное. Важнее то, что она служит барьером, защищающим конкурс от недобросовестных участников и большого количества ненужного, неинтересного материала, который обильно заполняет бесплатные фотографические интернет-ресурсы. Оплатить взнос, даже небольшой — это поступок, осознанный шаг. Мы хотим, чтобы люди участвовали в конкурсе не потому, что им это ничего не стоит сделать, а потому, что им есть, что показать.

— Каким образом студии детской фотографии могут участвовать в конкурсе?

Алексей: На сайте конкурса есть отдельная форма регистрации для студий детской фотографии. Руководитель студии может отправить на конкурс работы своих подопечных, до 15 снимков от одного человека. Юный фотограф может отослать фотографии и самостоятельно — все соревнуются на равных основаниях. Организовать подачу работ на конкурс интересно и самим студиям, поскольку для них есть специальный денежный приз. Возможны также дополнительные поощрения от партнеров и производителей фототехники (на наших страницах мы подробно расскажем о результатах конкурса и укажем имена победителей. Все лауреаты получат в подарок годовую подписку на журнал «Российское фото». — прим. ред.).

— Допускается ли цифровая обработка конкурсных снимков?

Дмитрий: Очень важный и интересный вопрос. Конечно, обработка допускается — сегодня запретить цифровую обработку означает вообще запретить заниматься фотографией. Мы разрешаем участникам в разумных пределах применять обработку для изменения контраста, насыщенности, яркости, резкости. Но к участию в конкурсе не допускаются фотографии, в содержание которых внесены физические изменения — добавлены или удалены элементы. Простой пример: вы снимаете красивое поле, а на заднем плане видна линия высоковольтных передач. По правилам конкурса вы не можете удалить ее с фотографии, потому что в кадре будет недостоверный пейзаж, которого не существует на самом деле. Участник должен максимально точно передать то место, которое он снимает. При этом свет, расположение, контраст остаются в руках фотографа.

Автор фото: Дмитрий Рудаков-Фотографии мест России - природа и животные.

— Что дает участие в конкурсе его победителям и участникам?

Алексей: Победителям можно только позавидовать. Призовой фонд составляет более 500 тысяч рублей, из которых 300 тысяч — Гран-при для Пейзажного фотографа года. Для пяти юных победителей будет специально организовано фотосафари по Золотому кольцу. Полноцветный фотоальбом. Выставка под открытым небом в центре Москвы, которая откроется 1 сентября и продлится полтора месяца. Гастроли выставки по городам России. Публикации в СМИ. И, конечно же, внимание зрителя к дальнейшему творчеству...

— Как победить в конкурсе и стать Пейзажным фотографом года?

Дмитрий: Помните известный анекдот про человека, который просил у Бога выигрыша в лотерею, не купив при этом лотерейный билет? Самое главное — принять участие. Поверьте: вы должны попробовать. Собраться с силами, подготовить для конкурса работы, соответствующие условиям и отправить их нам. Важнейшее качество для того, кто хочет выиграть — стремление победить.

Желаю вам удачи и, безусловно, победы!

_______________________________________________________________________

Читайте также:

Путешествие в США. Фото мегаполисов и каньонов США.

Путешествие в Камбоджу. Фотографии бедных районов Камбоджа.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий