Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Непростой натюрморт. Оригинальный сюжет с водой

Непростой натюрморт.
Оригинальный сюжет с водой

#архив
Непростой натюрморт.
Оригинальный сюжет с водой
8 декабря 2011
Текст:Михаил Курцев

Казалось бы, тема натюрмортов со стаканами и водой давно исчерпана. Ну что еще нового можно придумать? Оказывается, можно. Без претензии на совершенную новизну, рассмотрим свежий и довольно оригинальный сюжет.

Итак, захотелось автору снять необычный натюрморт. Чтобы на первый взгляд он показался ординарным, классическим, но была бы в нем какая-то свежая (как глоток холодной воды) идея. И появился замысел (сказалось, видимо, техническое образование автора). Три стакана. В каждом — вода. И все это — на светлом фоне. Классический, даже учебный натюрморт. Но! Поверхность воды в стаканах — под разным углом. Сами стаканы стоят вертикально, а вода в них — «под углом». Забегая вперед, скажем — удалось.


Сначала было много вариантов, вплоть до того, чтобы попытаться как-то зафиксировать поверхность воды или использовать вместо воды внешне похожий гель. Но это было бы заметно, а хотелось сделать натюрморт «чистым»: вода, стаканы, фон и больше ничего. Как говорится: ловкость рук и никакого мошенничества. Победила самая простая идея — изготовление и совмещения трех снимков. Стаканы фиксируются любым незаметным на глаз способом на некоторой плоской поверхности — «платформе», чтобы «не ездили» при наклоне платформы. На ней же фиксируется фотокамера. В стаканы наливается вода. Выбирается схема освещения. Затем делаются три снимка: без наклона (платформа стоит горизонтально), с наклоном платформы влево и с наклоном вправо (фотография 2). Источник света тоже необходимо закрепить на платформе — светотеневой рисунок должен оставаться одинаковым.


Схема платформы приведена на рисунке. Основу составляет длинная штанга. На одном ее конце крепится горизонтальная плоскость, на которой размещаются стаканы. За этой плоскостью нужно прикрепить какой-нибудь фон. На другом конце штанги устанавливается фотокамера. Это — принципиальный момент: фотокамеру лучше наклонять вместе с платформой, синхронно.
Конечно, можно установить фотокамеру отдельно на штативе и наклонять независимо. Но при этом труднее совместить полученные снимки.


Почему требуется длинная штанга? Иногда используют и короткую. Все дело — в искажениях, которые могут быть вызваны размещением фотокамеры в непосредственной близости от объектов съемки. Решается эта задача также, например, с помощью макрорежима. А можно использовать этот эффект в художественных целях.


Наклонять платформу нужно плавно, чтобы не сдвинуть стаканы и не расплескать воду. В наклоненном состоянии платформу необходимо фиксировать. При съемке лучше пользоваться пультом (лучше беспроводным) или тросиком (в крайнем случае — автоспуском с задержкой). Цель этих предосторожностей — минимизировать смещение фотокамеры и, как следствие, сократить трудности при последующем совмещении полученных снимков. Точное описание конструкции не приводится нарочно, чтобы не ограничивать вас в выборе средств и стимулировать воображение.


Наверно не стоит пытаться сразу снять сложный натюрморт. Сначала лучше попробовать сделать что-то более простое — «почувствовать инструмент». Необходимо помнить, что при недостаточном креплении, а также при большом угле наклона платформы стаканы могут соскользнуть и разбиться. То же самое касается фотокамеры. Обязательно примите меры предосторожности: надежное крепление фотокамеры и стаканов, ограничители, предотвращающие падение стаканов, и т.п. Автору этих строк счастливо удалось избежать таких неприятных моментов.


Натюрморт был снят с помощью цифровой фотокамеры Canon PowerShot G5. И все операции со снимками выполнялись в цифровом виде. Для этого был выбран популярный графический редактор Adobe PhotoShop CS.

И вот три снимка получены. Что с ними делать дальше? Как наложить друг на друга?

И вот три снимка получены. Что с ними делать дальше? Как наложить друг на друга?

Искушенный фотограф наверняка предложил бы несколько вариантов. Самый очевидный — взять за основу одину фотографию и наложить на нее фрагменты других снимков. Фон снимков рекомендуется сделать прозрачным (Transparent). В основу была положена фотография с горизонтальным положением платформы (можно взять и другой — по желанию). Затем были вырезаны по одному фрагменту из снимков с наклоном платформы (они отмечены на фотографии 2). И наложены на основной снимок. Для этого вырезанные фрагменты удобно разместить в отдельных слоях поверх слоя с основным изображением. Вырезать фрагмент удобно следующим способом: выделить требуемую прямоугольную область с помощью соответствующего инструмента, затем инвертировать выделение (SHIFT+CTRL+I) и удалить лишнюю часть изображения.
Поскольку при наклоне платформы все-таки происходят микросмещения объектов относительно друг друга (фотокамеры, стаканов и т.п.), фрагменты при наложении придется немного подвигать, чтобы совместить с основным изображением. Для этого фрагменты на время можно делать полупрозрачными. Ну, а дальше, что называется, дело техники. Сведение слоев в один, кадрирование, тональная коррекция изображения, масштабирование, добавление рамки, тонирование и т.п. — по вкусу.


Для большей визуальной привлекательности в данной работе была выполнена еще одна операция. Создана копия основного слоя (размещается поверх него). На этой копии выполнено несильное размытие по Гауссу с помощью фильтра Gaussian Blur. Повышена резкость основного слоя с помощью фильтра Sharpen. Установлена прозрачность копии порядка 40%. Это позволило придать снимку некоторую мягкость, сохранив при этом ощущение стекла.


Непростой натюрморт с простой водойКакие еще тонкости? Все три снимка нужно делать с одинаковыми параметрами экспозиции. Не производить зуммирование и перефокусировку объектива. Один из способов — использование «ручного» режима фотокамеры. В противном случае придется подгонять тональный рисунок фрагментов и основного снимка. Нужно стараться, чтобы уровень воды в одном стакане не накладывался (визуально) на уровень воды в другом. Иначе могут возникнуть сложности с наложением фрагментов. После наклона платформы лучше дать воде успокоиться (на фотографии 1 в левом стакане можно заметить маленькую волну). Объем воды невелик и она быстро успокоится. Желательно устранить посторонние источники света, чтобы не нарушать единообразие светотеневого рисунка при наклоне платформы. Горизонтальное положение платформы можно контролировать с помощью «уровня» (например, «пузырька»). Стаканы должны быть чистыми. При составлении композиции рекомендуется пользоваться хлопчатобумажными перчатками, чтобы «не насажать пальчиков». Дотошный читатель может заметить еще одну деталь. При наклоне платформы светотеневой рисунок все-таки немного меняется. Это происходит из-за изменения угла наклона поверхности воды. На первый взгляд это практически не заметно. Однако можно использовать это явление в художественных целях.

В заключение отметим, что здесь рассмотрена общая идея такого рода снимков. И тема далеко не исчерпана. Ничего сверхсложного в реализации идеи нет. Для создания этого натюрморта потребовались: три стакана, лист ватмана, кусок стекла, кусок фанеры, длинная доска, обычная настольная лампа, мини-штатив для фотокамеры и немного фантазии. Как видите, все это найдется в любом домашнем хозяйстве. Осталось только разбудить свое воображение.

____________________

Читайте также:

«Груши — тоже люди?». Фотопроект Станислава Аристова

Когда разбивается стекло... Фотопроект Дэйва Ницше

Урок Photoshop. Использование фильтров

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий