Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Победа российской фотографии - проект из Канска, креатив

Победа российской фотографии -
проект из Канска, креатив

#конкурсы
Победа российской фотографии -
проект из Канска, креатив
12 апреля 2023
Фото:Юлия Овчинникова
Текст:Юлия Овчинникова

В 2022 году в шорт-лист Профессионального конкурса Sony World Photography Awards 2022 вошли сразу три фотографа из России: Надежда Арешина (номинация «Портрет»), Владимир Фрумин («Портрет») и Юлия Овчинникова («Креатив»).

Конкурс Sony World Photography Awards Юлия Овчинникова отметила для себя давно: подписалась на рассылку, стала следить за дедлайнами.

«Он является одним из самых престижных мировых конкурсов с достойным профессиональным жюри, доступными условиями участия и невероятными призами. Предоставляет возможность заявить о себе на весь мир. Поэтому, когда отправляла работы, очень хотела оказаться в числе счастливчиков. Всегда считаю, что лучше попробовать что-то сделать, чем не делать ничего».

Решительность принесла свои плоды, а мгновения, когда Юлия Овчинникова получила известие о том, что вошла в шорт-лист Профессионального конкурса Sony World Photography Awards 2022, оказались очень волнительными.

«Сначала пришло уведомление на телефон, что получено новое электронное письмо от организаторов. Сердце, конечно же, забилось чаще. А прочитав письмо, я испытала радость. Нет, скорее даже эйфорию! Невероятное чувство душевного подъема, когда не можешь найти себе места от переполняющих эмоций. Я ходила по комнате из стороны в сторону с телефоном в руке пока приходило осознание случившегося».


Юлия Овчинникова из Канска, Красноярский край, вошла в шорт-лист Профессионального конкурса Sony World Photography Awards 2022 в номинации «Креатив».

Что для вас означает этот результат?

Очень вдохновляет, что моя работа была отмечена профессиональным жюри среди огромного количества заявок со всего мира и вошла в шорт-лист. Это достижение является весомой строчкой в моей биографии, а также дарит возможность многое сделать впервые: принять участие в групповой выставке международного масштаба, дать интервью прессе и прочее. В творческом плане, победа — словно подтверждение того, что я иду по верному пути. Значит, выбрав проектную фотографию, я не ошиблась.

Почему решили отправить на конкурс серию «Красный угол»?

Проект дорог моему сердцу по многим причинам. Во-первых, он дебютный. Во-вторых, личный. Я рассказываю о важном этапе в моей жизни и жизни моего ребенка. Изначально проект планировался как терапевтический: я хотела выразить свои страхи и опасения метафорически и освободиться от них. Когда опубликовала его, то получила много откликов от женщин и мужчин, которые столкнулись в своей жизни с такими же трудностями. Они писали, что понимают меня, благодарили, что я высказалась на эту тему. Наконец, мне самой проект помог осознать существующую проблему, выявить страхи и последствия, которые они порождают. Когда визуально реализуешь то, что тревожит, ты словно освобождаешься от груза, который тяготит внутри. Конечно, это решение не является панацеей от всех проблем, но все же помогает осознать, прожить и пережить. Мне подходит такой способ терапии — творчеством.

Как родилась идея проекта?

Она возникла из личных переживаний. Когда я приступала к реализации проекта, меня остро волновал вопрос принятия взросления сына — мне это давалось непросто. Я понимала, что опека и привязанность могут стать для него травмирующими, и психологическую пуповину необходимо перерезать. Сыну на тот момент было уже пять лет, он давно дозрел до собственного «нет», и с этим нужно было считаться. Сначала даже чрезмерная тревога за ребенка кажется вполне оправданной — ведь ребёнок ещё совсем мал. Но когда он станет достаточно взрослым, чтобы признать в нём отдельную от мамы личность? Чтобы позволить ему расти и учить свои уроки? Эти вопросы и легли в основу моего исследования.

Как происходила работа?

Основу моего творчества составляет вдохновение, и каким-то определенным схемам оно не подчиняется. Неожиданно возникает проблема, которая меня беспокоит. Она накладывается на личные переживания. Некоторое время так и живу. Проблема требует решения, а мои переживания — эмоционального выхода. Наконец, тот визуальный образ, который я представляла себе, совпадает с тем, что происходит вокруг. И я фиксирую это на камеру. Например, кадры, где на теле присутствуют ссадины на теле, отражают проблему травмирования. Фактически я работаю с ключевыми словами, из которых рождаются образы, и эти образы я реализую в фотографии.

Как вы пришли к фотографии?

Основным импульсом послужило острое желание познать этот вид творчества и иметь возможность останавливать мгновение не только в памяти. Пробовала в различных жанрах: портрет, лайфстайл, документальная и художественная фотография. В прошлом году открыла проектную фотографию и с тех пор с её помощью продолжаю исследование внутреннего и внешнего мира. Фотографировать начала в 2018 году. Сначала показалось, что поздно, а потом пришло понимание, что все произошло вовремя. Именно на тот момент у меня формировался определенный жизненный опыт, который и позволил прийти к творчеству.

Вы позиционируете себя как визуальный художник. В чем его отличие от фотографа?

Визуальный художник — это создатель изобразительного искусства, которое включает в себя двумерное и трехмерное искусство, например, декоративно-прикладное искусство, рисунок, графический дизайн, живопись, фотографию, гравюру и скульптуру. Когда в творческой практике для выражения своих мыслей я стала использовать не только фотографию, то стала позиционировать себя как визуальный художник. Например, в настоящее время мои визуальные техники: фотография, рисунок, объекты и коллаж. Хочу освоить скульптуру.

Что привлекает в проектной фотографии?

То же, что и в творчестве в целом: возможность выражать себя различными визуальными методами, исследовать внутренний и внешний мир, познавать. На данном этапе меня интересуют следующие темы: ментальность, личные переживания и границы, материнство. Думаю, что всегда важно отталкиваться от своего интереса и личного опыта. Только тогда можно начать дело и довести его до конца. Только тогда будет достаточно внутренней мотивации.

Какие имена в визуальных искусствах являются для вас творческими ориентирами?

Мне близка любовь скандинавских авторов к природе и природным материалам. Холодные, будто бы отстраненные цвета; память о собственной мифологии и обычаях. Интерес поддерживает то, что я живу в сибирском регионе с долгой зимой, с ее особенной атмосферой и нейтральными цветами. Это настроение больше всего отражено в моем втором проекте «Раиса». Во время его создания меня особенно вдохновляли природные сюжеты фотографа Николая Ховальта, работы Элины Бротерус, где люди гармонично вписаны в пейзажи. А в целом на меня очень сильное впечатление произвели кинокартины Андрея Тарковского, Ингмара Бергмана, Акиро Куросавы, живопись Михаила Врубеля, и, конечно, с моей любовью к настроенческим пейзажам и к природе, Исаака Левитана.

Как можете описать понятие «хорошая фотография»?

Думаю, что, когда мы начинаем мыслить понятиями «хороший» и «плохой», ограничиваем себя. То, что хорошо для одного, может быть плохим для другого. Поэтому, полагаю, не бывает хороших и плохих фотографий, если речь касается смысла и визуального способа выражения. Иногда у фотографии, кажется, имеется технический брак, однако именно он является творческим приемом автора. Разве такая работа может считаться плохой? Важно только то, что хотел сказать автор, и смог ли он сказать это. Безусловно, нельзя забывать про академические композиционные правила, хотя их нарушение уже не является табу в современной фотографии.

Какие советы можете дать новичкам?

Когда только начинаешь фотографировать, ты еще не знаешь, что правильно, а что нет, и можешь создать что-то уникальное, сам того не понимая. Правильного и не правильного для тебя не существует — ты свободно выражаешь себя через творчество. И я советую подольше сохранять это ощущение, верить в себя и не бояться проявлять свое видение. А еще отличать конструктивную критику авторитета в выбранной вами области от мнения простого человека. Это часто сбивает с толку и лишает всякой мотивации двигаться вперед.

Заключение

Визуальный язык обладает огромным потенциалом. Например, для Юлии Овчинниковой было бы довольно сложно описать словами те эмоции, которые она испытывала. Однако их реализация не в словах, но в образах позволила создать такую историю, которая понятна и близка другим людям. При этом ее работы мы можем постоянно изучать и находить для себя все новые и новые смыслы.

Узнать больше про Юлию Овчинникову можно здесь:

https://vk.com/visualartist_juliaovchinnikova

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий