Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Антанас Суткус: «Фотография для меня – способ общения с людьми»

Антанас Суткус:
«Фотография для меня – способ общения с людьми»

#фотоистория
Антанас Суткус:
«Фотография для меня – способ общения с людьми»
18 декабря 2014
Фото:Antanas Sutkus. Jaunos moters portretas. Zarasai, 1968 (Портрет молодой женщины)
Текст:Екатерина Елизарова

Антанас Суткус — классик советской и литовской фотографии, основатель Союза фотоискусства Литвы, выдающийся представитель национальной фотографической школы. Выставки его работ с успехом проходят по всему миру, являя собой документы ушедшей эпохи. В 2001–2002 годах фотограф получил стипендию Фонда Эрны и Виктора Хассельблад (Швеция) для архивации своих работ.


Антанас Суткус родился 27 июня 1939 года в деревне Клуонишкяй Каунасского района Литвы. В 1958–1964 годах изучал журналистику в Вильнюсском государственном университете. Тогда же он стал снимать, хотя впервые взял в руки камеру еще в детстве. В одном из интервью Антанас сказал: «В детстве копил деньги на велосипед, но почему-то купил фотоаппарат».

В конце 1960-х годов вокруг Суткуса стали объединяться лучшие фотографы, и по его инициативе был создан Союз фотохудожников Литвы, который он возглавлял более 20 лет.

Antanas Sutkus. Pirmokė. Kaunas, 1962 (Первоклассница) Antanas Sutkus. Kelionė į miestą. Vilnius, 1972

В советское время Антанас Суткус считался одним из самых неформальных фотохудожников. Его герои — обыкновенные люди со своей повседневной жизнью. Словно в противовес навязываемому сверху коллективизму его интересовали индивидуальность и личность.

Antanas Sutkus. Pionierius. Ignalina, 1964 (Пионер) Antanas Sutkus. Be pavadinimo. Kaunas, 1962 (Незрячий пионер)

— Мы вообще были патриотами Литвы и своими работами хотели показать, что она отличается от остального Советского Союза, — сказал фотограф в интервью «Независимой газете». — Мы старались показывать дух народа, его менталитет. Я снимал людей моего склада, особенно в деревнях. В 1967 году мы сделали большую серию о литовских крестьянах. Сядешь, бывало, с каким-нибудь пожилым человеком, с бабушкой, поговоришь — не хуже, чем с профессором. Народная мудрость иногда не уступает интеллекту.

Antanas Sutkus. Draugai. Vilnius, 1966 (Друзья) Antanas Sutkus. Gydytojas Antanas Vinkus. Nida, 1970 (Физик Антанас Винкус)

Антанас всегда был верен черно-белой фотографии. Известно даже, что когда он использовал цветную пленку, то потом печатал черно-белые снимки.

Antanas Sutkus. Lietuviška šeimyna. Aukštaitija, 1967 (Литовская семья) Antanas Sutkus. Motinos ranka. Vilnius, 1966 (Материнская рука)

Сейчас Суткус не фотографирует, а занимается в основном упорядочиванием своего архива, который, по его словам, занимает больше половины дома.

Antanas Sutkus. Paskutinė vasara. Zarasai, 1968 (Последнее лето) Antanas Sutkus. Rugsėjo 1-oji. Ignalina, 1964 (1-ое сентября)

— Снимки, слайды и негативы, негативы — ведь я ничего не выбрасываю. Общество фотоискусства Литвы 18 лет было единственным в Советском Союзе. Мы процветали.

Нам помогали и московские коллеги. Мы сообща доказывали, что литовская фотографическая школа — она иная, чтобы нас не обвинили в очернении советской действительности. Бывало так, что мы устраивали международную выставку, получали премии — и ни одного снимка не было опубликовано в советской печати, — вспоминает он.

К цифровой фотографии Антанас относится неоднозначно. По его мнению, в ней «теряется индивидуальность, происходит нивелирование».

Antanas Sutkus. Pirmieji baikeriai. Klaipėda, 1974 (Первые байкеры) Antanas Sutkus. Kaimo gatvė, 2. Dzukija, 1969 (Деревенская улица 2)

Говоря о необходимости выжидать момент, он всегда обращается к повседневности, которая скрывает в себе множество интересных сюжетов.

Antanas Sutkus. Kavalieriai. Salakas, 1979 (Кавалеры) Antanas Sutkus. Kalvarijų turguje. Vilnius, 1971 (На Kalvarijų рынке)

— О фотографии так сказано: «Это дело случайности, но в нашем мире она дана лишь неслучайным людям». Меня интересует повседневность. Много раз было так, что фотографируешь одного человека, вдруг на улице что-то происходит — и ты снимаешь уже совсем не то, что хотел изначально, а нечто совсем другое, — говорил он в одном из своих интервью.

Antanas Sutkus. Jean-Paul Sartre ir Simone de Beauvoir Lietuvoje. Nida, 1969 (Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар в Литве)

Фотографию Антанас трактует как «духовную летопись второй половины XX века»:

— Например, когда вы смотрите на себя в зеркало, вы не оцениваете себя критически. А вы пробовали поставить рядом второе зеркало и увидеть себя так, как вы выглядите со стороны? — сказал он в беседе с той же «Независимой газетой». — Это отражение в отражении — то, как вы выглядите на самом деле. Так вот фотография и есть такое второе зеркало. Эту систему зеркал нужно время от времени чистить. Фотография для меня — способ общения с людьми. Раньше я с фотоаппаратом не расставался. К сожалению, сейчас мы живем так, что все время бежим, спешим, работаем, нам некогда почитать, пообщаться с друзьями, подумать о душе. Мы все сейчас очень заняты...

Antanas Sutkus. Maršas. Nida, 1970 (Марш) Antanas Sutkus. Pas senelį. Suvalkija, 1973 (У дедушки)

Награды Антанаса Суткуса можно перечислять долго: заслуженный деятель культуры Литвы (1980 год), лауреат Государственной премии Литвы (1985 год), почетный член Союза фотохудожников Литвы (1993 год), обладатель ордена Великого князя Литвы Гядиминаса IV степени (1997 год), лауреат премии в области искусства, учрежденной правительством Литовской республики (1998 год), лауреат Национальной премии Литвы в области культуры и искусства (2003 год).

Antanas Sutkus. Pusrūsio gyventoja, 2. Vilnius, 1961 (Жительница подвала)

С того момента, как Антанас Суткус стал снимать, было организовано более 150 выставок его фотографий по всему миру. Сегодня работы мастера украшают лучшие музеи и галереи мира: Музей Виктории и Альберта в Лондоне, музей Нисефора Ньепса во Франции, Музей фотографии в Хельсинки, Музей искусства Литвы, Международный центр фотографии в Нью-Йорке и Московский дом фотографии.

Альбом ВКонтакте

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

6 сентября 2014

Москва и москвичи XX века:
26 фотографий советских классиков

Специально ко Дню города мы представляем материал с фотографиями столицы лучших советских фотомастеров!

8 июля 2014

Дмитрий Воздвиженский и Нина Свиридова:
Союз сердец, союз талантов

Это был прекрасный творческий и семейный союз — почти сорок лет продолжалась совместная работа и совместная жизнь Дмитрия Воздвиженского и Нины Свиридовой, оставив на память потомкам множество великолепных снимков, значительная часть которых оказалась в экспозициях музеев.

26 сентября 2013

Красные клёны
Осенняя фотоподборка

Альбер Камю когда-то сказал: "Осень - это вторая весна, когда каждый лист - цветок". Поэтично, не правда ли? Особенное восхищение мы испытываем, глядя на яркие листья клёнов. Сегодня мы хотим представить вам 10 фотографий красного клёна. Любуйтесь и вдоховляйтесь осенью вместе с нами!