Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Объективная эпоха Эммануил Евзерихин

Объективная эпоха
Эммануил Евзерихин

#фотоистория #военные_фотографии
Объективная эпоха
Эммануил Евзерихин
8 октября 2011
Фото:Эммануил Евзерихин, агентство «Фотосоюз»
Текст:Михаил Алексеев

Эммануил Ноевич Евзерихин (1911–1984) родился в последние годы существования Российской империи. Его юность пришлась на становление советского государства, вместе с ним ему предстояло найти свой, особый путь развития советской фотографии. Человек, видевший своими глазами историю возникновения и разрушения одного из самых могущественных государств XX века, всю свою жизнь посвятил ведению фотолетописи СССР.

Желание фотографировать появилось у Эммануила Ноевича еще в школьные годы. В 20-е годы прошлого столетия фотокамера была желанным подарком для любого мальчика, однако для юного Евзерихина это была не просто необычная игрушка. В 15 лет он превратил свое увлечение в работу и регулярно посылал негативы в ростовское отделение Телеграфного агентства Советского союза (ТАСС), в итоге в 1926 году ученик 7-го класса становится внештатным корреспондентом «Пресс-клише ТАСС» в Ростове-на-Дону, а чуть позже Евзерихин начал работать фотографом в ТРАМе (Театр рабочей молодежи). Уже тогда в творчестве фотографа формировался уникальный, собственный стиль документальной фотографии.

Знаковым событием в жизни молодого фотографа стало знакомство с главным редактором журнала «Советское фото» С.В. Евгеновым на одной из конференций в Ростове-на-Дону. Евгенов заприметил талант в юноше и, став главой образованной в 1931 году организации «Союзфото», пригласил Евзерихина в штат московского «Союзфото» в качестве фотокорреспондента. В Москву Эммануил Ноевич переезжает не сразу, только в 1934 году.

Эммануил Евзерихин, агентство «Фотосоюз»

Сквер перед МГУ. Москва. 1952 год

В столице фотографа ждала новая жизнь и новые сюжеты. Работая в Москве, Евзерихин получил возможность снимать главные события советской эпохи: седьмой Конгресс Коминтерна и Восьмой Всесоюзный Чрезвычайный съезд Советов, на котором была принята Конституция; строительство Москвы 30-х годов, арктические экспедиции и спортивные парады. Он фотографировал выдающихся людей своего времени — Максима Горького, Михаила Ивановича Калинина, знаменитых летчиков — Валерия Чкалова, Михаила Громова и Сигизмунда Леваневского, деятелей культуры и искусства, прославленных героев труда. Ведущие советские газеты и журналы 30-х годов украшали свои передовицы и обложки снимками Эммануила Евзерихина.

С началом Великой Отечественной войны появляется острая необходимость в военных фотокорреспондентах, и Евзерихина пригласили в «Фотохронику ТАСС». С камерой наперевес он прошел всю войну, снимая на многих фронтах. Эммануил Ноевич стал настоящим фотопоэтом Сталинградской битвы.

Сталинградский цикл фотографий Евзерихина стал и визитной карточкой мастера, простые и выразительные снимки разошлись в печати. Самые известные из них «23 августа 1942 г. После массированного налета гитлеровской авиации» (Фонтан «Дети» в Сталинграде), «Музыкант симфонического оркестра. Сталинград. Август 1942» и «На артиллерийской позиции — «Стоять насмерть. Второй Белорусский фронт, 1943 г.». В течение многих месяцев Евзерихин запечатлел настоящий, голодный и разрушенный Сталинград. Панорамы горящего города с «ослепшими» окнами домов; пугающая пустота вымерших улиц; постройки, от которых остались одни каркасы, напоминают плоские театральные декорации или разбросанные детали конструктора. Снимки пленных немцев проникнуты отчаянием и заставляют сопереживать людям, ставшими жертвами войны. Замерзшие, жалкие, закутанные в лохмотья и построенные в неровные шеренги солдаты бредут по белому снегу в никуда, их лица и фигуры оставляют лишь ощущение чудовищной бессмысленности всякой войны.

Эммануил Евзерихин участвовал в операции по взятию Кенигсберга, в освобождении Минска, он снимал бои за освобождение городов Польши и Чехословакии, в том числе и Праги. По окончании войны фотограф был награжден двумя Орденами Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II степени и медалями СССР.

Вернувшись с фронта, Евзерихин продолжил свою работу. В послевоенные годы он документировал восстановление страны на фотопленку. Возрождение заводов, строительство домов по всей стране, многочисленные праздничные демонстрации, крупномасштабные выставки — все это осталось потомкам на память благодаря работе фотографа. Как и раньше, его камера фиксировала различные события советской жизни, многие его фотографии стали своеобразным свидетельством эпохи, а места и предметы съемки стали классическими для советской фотографии.

Эммануил Евзерихин, агентство «Фотосоюз»

Реконструкция Москвы. 1935 год

Главная особенность фотографий Евзерихина — отсутствие субъективного сообщения фотографа. По сравнению с репортажной фотографией 60-х годов, которая должна пробуждать в зрителе яркие и категоричные эмоции, фотография Евзерихина предельно выдержана. Фотограф как бы выступает в качестве незримого зеркала, в котором отражается реальная жизнь.

Эммануила Евзерихина можно по праву назвать хроникером. Он боролся за реальность и точность кадра, а не за его эмоциональность и эстетичность. Многие его работы лишены красоты и изящества, они сделаны с непривычного для зрителя ракурса — из самой гущи событий. Евзерихин не боится давать крупные планы, обрезая мелкие детали и придавая таким образом объекту съемки особый акцент. В результате зритель не имеет даже возможности ошибиться, что именно хотел сказать автор фотографии.

Евзерихин обладал уникальной, запоминающейся манерой съемки, которая до сих пор поражает зрителя. После смерти фотографа в 1984 году в его наследии осталось более тысячи негативов, и каждый из них — это вклад художника в фиксацию истории советского государства более чем за 50 лет.

Подготовил Михаил Алексеев

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий