Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Дмитрий Зверев: «Вдохновение всегда приходит с первым удачным кадром»

Дмитрий Зверев:
«Вдохновение всегда приходит с первым удачным кадром»

#портфолио #уличная_фотография
Дмитрий Зверев:
«Вдохновение всегда приходит с первым удачным кадром»
9 декабря 2013
Фото:Дмитрий Зверев

Один из лучших московских стрит-фотографов, создатель известных серий «МетрОбразы» и «Истории метро» вспоминает о своем знакомстве с фотографией и рассказывает о тонкостях уличной съемки.

  • Дмитрий, здравствуйте! В одном из интервью вы сказали, что ваше занятие фотографией началось с того момента, как вы увидели в книжном магазине «Поэтику фотографии» Михалковича и Стигнеева. Расскажите, пожалуйста, вы помните, какие именно снимки вас тогда поразили?
  • Помню, конечно. Эта книжка и сейчас у меня на полке в ближнем доступе. Все хорошие картинки оттуда не перечислишь. До этого я успел привыкнуть к фотографиям в наших советских газетах и журналах, которые хорошо комментировали и дополняли текст, давали ознакомиться с объектами и пространством, но в этой книге я увидел совсем другие работы.

Загорающая девушка. Поклонная гора

Загорающая девушка. Поклонная гора

В них было что-то еще, кроме напрямую изображенного. Там жил дух, который витал над сюжетом, заставлял предметы поворачиваться каждый раз новыми гранями, создавал отвлеченные смыслы и ассоциации, зажигал эмоции. В них была многозначность, иногда даже бесконечность...

Казанский вокзал

Казанский вокзал

  • Скажите, вы целенаправленно шли к известности или занимались творчеством, не стремясь к ней?
  • К известности я, конечно, стремлюсь. Она помогает показывать фотографии большему количеству зрителей, а это основное желание художника. К тому же она повышает спрос на меня как на фотографа, дает мне возможность выбирать более творческую работу и расти дальше.

Ледоход на Москве-реке

Ледоход на Москве-реке

Также она позволяет внушать родным и близким мысль, что мое увлечение является вполне респектабельным делом, и в результате заниматься искусством чаще и больше, с одобрения окружающих.

Лифт в бизнес-центре Легенда

Лифт в бизнес-центре Легенда

  • Репортаж и стрит-фотография — ваши любимые жанры?
  • Безусловно, хотя я бы расширил этот жанр до фотоистории, в которой есть место и пейзажу, и найденному натюрморту. Для меня важно, чтобы фотографии были документальные, а сюжеты в них — не инсценированные.

Метель на пристани в Стамбуле

Метель на пристани в Стамбуле

Впрочем, постановочные снимки и не дотягивают по воздействию до найденных шедевров. У людей стереотипное мышление, это отражается при конструировании сюжета и сразу заметно; становится неинтересно, поскольку не дает свежих и неожиданных решений...

Москва. Площадь трех вокзалов на закате

Москва. Площадь трех вокзалов на закате

  • Чем вам нравится стрит-фотография?
  • Больше всего она нравится мне своей непредсказуемостью. Даже грибник знает, что принесет примерно столько-то лисичек и столько-то опят в соответствии с сезоном, но фотограф-документалист никогда не ведает, что за образы положит в его «корзину» провидение. Это очень добавляет азарта в работе.

Мраморный пол АФИ-Молла

Мраморный пол АФИ-Молла

  • Что вы считаете самым сложным в этом жанре?
  • Снимать настоящий стрит (то есть на регулярных улицах, где светофоры, машины, магазины, ларьки) очень трудно, потому что картинка, как правило, сильно перегружена деталями, и при этом никаких сюжетов толком не возникает. Я же прибегаю к хитрости.

Набережная Сены

Набережная Сены

Мой стрит — это городская среда, но не сами улицы. Я ищу места, более скупые на детали...

Патриарший мост в морозной дымке

Патриарший мост в морозной дымке

  • У вас есть совершенно потрясающая серия работ, сделанных в московском метро. Как пришла мысль начать фотографировать там? Как реагируют пассажиры?
  • Во-первых, метро как предмет съемки всегда, можно сказать, под рукой: у меня нет машины, и в метро я бываю каждый день. Во-вторых, в подземке вполне сносные съемочные условия: сухо, тепло, круглый год свет с 5:30 утра и до 1:30 ночи.

Из серии «Московское метро»

Из серии «Московское метро»

Отличная альтернатива съемке на улице, если там дождливо или темно! В третьих, метро — очень любопытная социальная среда. Вы видите сотни людей, интересных и индивидуально, и группами, и толпой, которая ведет себя вообще по-своему, перед вами разворачиваются десятки сценок.

Из серии «Московское метро»

Из серии «Московское метро»

Первая попытка сделать серию о метро была в 2007 году, но тогда снимать в подземке было трудно: милиция начеку, пассажиры бдительные и агрессивные. После нескольких конфликтов и задержаний пришлось приостановить работу.

Из серии «Московское метро»

Из серии «Московское метро»

Однако в последнее время что-то изменилось, видимо, потому что теперь снимают все: телефонами, планшетами, ноутбуками... Это стало привычно, и на фотографа реагируют меньше, что и побудило меня возобновить тему.

Из серии «Московское метро»

Из серии «Московское метро»

  • Сколько времени вы готовы потратить на съемку в метро? Вы отправляетесь снимать специально или всегда носите с собой камеру, чтобы быть готовым зафиксировать подходящий момент?
  • Тема метро тем и хороша, что она вообще не отнимает времени: снимать можно по дороге, ехать и снимать. Камеры стали маленькими и удобными, их всегда можно держать при себе. Но если отправиться на съемку специально, результат будет лучше; тогда на сюжете с хорошим потенциалом можно зависнуть надолго.

Из серии «Московское метро»

Из серии «Московское метро»

  • Снимали ли вы в метро в других городах? Присуща ли, на ваш взгляд, столичному метро особая атмосфера?
  • Да, я снимал в Париже, Дубае, Риме, Каире... Главное отличие московской подземки в том, что она перегружена. От этого в съемке добавляется тема давки, движения масс...

Из серии «Московское метро»

Из серии «Московское метро»

Хотя я бы пожертвовал эффектными кадрами ради большего комфорта в метро, которым и сам пользуюсь. Вдобавок в нашем метрополитене меньше типизации: большинство станций сделано по индивидуальному плану, что делает материал для съемок еще более разнообразным.

Из серии «Московское метро»

Из серии «Московское метро»

  • Есть ли кадр, который вам особенно дорог?
  • Он пока не снят. Но он есть у меня в голове (улыбается).

Из серии «Московское метро»

Из серии «Московское метро»

  • Что бы вы посоветовали начинающим фотографам?
  • Совет первый и главный: обязательно анализировать как свои, так и чужие работы. Не удовлетворяться простым отсевом. Добиваться четкого понимания того, почему вы выбрали именно этот, а не соседний дубль. Что придало ему выразительности? Какая мелочь отличает его?

Из серии «Московское метро»

Из серии «Московское метро»

Эти нюансы и есть те изюминки фотографии, которые могут сделать ее живой. Схем композиции, о которых можно прочитать в учебных книжках о фотографии, недостаточно для хорошего произведения... Я бы порекомендовал, скорее, книги не о фотографии, а об искусстве в целом, особенно одну из них: «Искусство и визуальное восприятие» Рудольфа Арнхейма может дать вам действенный инструмент анализа собственных работ.

Очередь к шефу (офис Металлинвеста)

Очередь к шефу (офис Металлинвеста)

Совет второй: не чураться коммерческой фотографии. Заказная работа вынуждает разобраться даже в тех областях съемки, которые вам неинтересны или трудны и которых вы бы в других условиях избегали. Она заставляет наработать школу, которая поможет решать широкий круг задач. Занимаясь же чистым искусством, в силу инерции берешься за то, что и так умеешь. Можно пойти пощелкать, что-то получить, а потом притянуть за уши задачу, которая на самом деле оформилась сама. Подытоживая, могу сказать, что коммерческая фотография помогает авторам наработать квалификацию и расти вширь, а независимая художественная — вглубь, ибо тема, которая действительно захватила вас, даст энергию докопаться до самых глубин.

Тополя в Коломенском

Тополя в Коломенском

Совет третий: при выборе аппаратуры как начинающим, так и продолжающим я рекомендую руководствоваться комфортом в работе, а не копить на самую дорогую или престижную технику. Громадная профессиональная зеркалка быстро оттянет вам шею, а от рюкзака со сменной оптикой разболится спина.
Недорогая и легкая система сейчас, в 2013 году, тоже дает хорошее качество, так что в наше время результат в фотографии больше зависит от вдохновения, а оно очень чувствительно к комфорту при съемке.

Туристы в Эрмитаже

Туристы в Эрмитаже

И еще могу сказать точно: если заказчик рассматривает в ваших работах зернистость и резкость, значит, больше в картинке рассматривать нечего! Вот в этом-то и заключается главная беда...

Фонтан на Манежной площади

Фонтан на Манежной площади

  • А сами вы камеры и объективы каких производителей предпочитаете, и почему?
  • Вряд ли бренд может иметь решающее значение, но мне удобно снимать Olympus OM-D. Он компактный, легкий, с поворотным сенсорным экраном, к нему сделано более 40 объективов, есть совсем крошечные, но при этом светосильные и качественные фиксы.

У Вечного Огня

У Вечного Огня

  • Как по-вашему, какие черты характера должны быть присущи фотографу?
  • Характер должен быть таким же, как у любого человека, ориентированного на успех. Но и этого мало. В фотографии результат зависит в первую очередь от способности автора тонко воспринимать и от его личности в целом. Фотограф должен видеть, то есть вычленять какую-то целостность из хаоса окружающего пространства, а далее включать весь свой жизненный опыт и общую культуру, чтобы оценить значение этой выхваченной ситуации.

Снежный буран на Красной площади

Снежный буран на Красной площади

Вопрос «Что снимать?» не менее важен, чем вопрос «Как снимать?». То, что вы отберете для съемки, а потом из отснятого материала, определит, насколько ценной окажется ваша работа для зрителя и для истории. А это вам не книжку про композицию прочитать!.. Это надо расти как личность, ширить мировоззрение, иметь как можно более полное представление о культурном поле человека: о науках, искусствах, религиях, быте, традициях, отношениях... Обо всем, чем живет человек!.. В этом надо без устали копаться всю жизнь, самому становиться разносторонним и интересным человеком. Только интересные люди могут делать интересные снимки!

Птичий рынок в Стамбуле

Птичий рынок в Стамбуле

  • Есть ли у вас любимое высказывание о фотографии?
  • Да, это официальный девиз нашего фотоклуба «Новатор»: «Если фотография мешает работе — бросай работу!».

Повар думающий, Шарджа, Эмираты

Повар думающий, Шарджа, Эмираты

  • Есть ли мастера классической и современной фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?
  • Из зарубежных это Сальгадо: необычайная мощь композиций в сочетании с острыми темами... Юджин Смит как пример бескомпромиссного служения документальной фотографии. Талант и трудяга!.. Ну и Картье-Брессон как основоположник именно образной черно-белой жанровой фотографии, наш всеобщий учитель... Из отечественных мастеров — Максимишин. Когда смотришь его картинки, понимаешь, какая могучая культура за этим стоит. От нее напитываешься и многому учишься.

Платформа Беговая

Платформа Беговая

  • В чем вы находите вдохновение и источники идей для своих фотографий?
  • Может показаться странным, но для меня важный источник идей — чужие снимки. Точнее, даже не сами они, а ход мыслей художника, который увлекает меня и пробуждает новые ассоциации и цепочки идей.

Парк Ситроен в Париже

Парк Ситроен в Париже

Столкновение чужих мыслей с моими может дать в результате что-то третье, и это интересно. А вдохновение — это просто: оно всегда приходит с первым удачным кадром на съемке.

Красная площадь

Красная площадь

  • Что значит для вас фотография?
  • Это результат моего контакта с миром. На входе может быть колючий ветер в лицо; запах креозота на вокзале; громкий детский смех; насморк от промоченных ног; прокисшее пиво или наоборот, вожделенный кофе... А на выходе из этого получится фотография, отображающая сложившуюся эмоциональную картину момента.

Каир. Мечеть закрывается

Каир. Мечеть закрывается

Об авторе

Дмитрий Зверев

Имя, фамилия, возраст: Дмитрий Зверев, 41 год.
Веб-сайт: http://dimazverev.ru.
Техника: Olympus.
Выставки, награды, достижения: член Союза фотохудожников России. Четырежды лауреат «Серебряной камеры», лауреат конкурсов Bestphotographer и Best of Russia. 10–15 выставок в год, в России и за рубежом. Публикации автора и об авторе в изданиях National Geographic, Photo&Video, «Фотодело», «Фотомагазин», «Кинопарк», «Московский комсомолец», «Русский репортер», «7 дней» и других газетах и журналах. Работы автора хранятся в Русском музее и Музее истории фотографии в Санкт-Петербурге, «Мультимедиа Арт Музее» в Москве и других коллекциях. В 2012 году вышел персональный альбом автора «Can You See It?»

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

15 августа 2013

Российские призеры
World Press Photo

World Press Photo — самый престижный и авторитетный международный конкурс работ в жанре фотожурналистики, который во многом определяет направление развития всей профессии. Каждый год независимое жюри, состоящее из авторитетных профессиональных фотожурналистов и фоторедакторов ведущих СМИ, оценивает работы претендентов в девяти различных номинациях. За две недели работы члены жюри просматривают свыше 100 тысяч фотографий, присланных минимум пятью тысячами авторов из практически всех (в среднем свыше 120) стран мира.

2 августа 2013

Семейные фотографы выбирают Olympus -
совместный проект с порталом Russian Photo

Компания Olympus и портал Russian Photo, поддерживая развитие детской и семейной фотографии в России, предлагают всем желающим присоединиться к проекту «Семейные фотографы выбирают Olympus».