Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Марк Коберт о тенденциях российской фотографии и трендах Фотосалона-2016

Марк Коберт
о тенденциях российской фотографии и трендах Фотосалона-2016

#портфолио
Марк Коберт
о тенденциях российской фотографии и трендах Фотосалона-2016
12 февраля 2016

11 февраля в Галерее Классической Фотографии состоялось открытие III Московского фотографического Салона (МФС). Одно из главных фотографических событий сезона посетили сотни фотографов и людей, интересующихся фотографией. Еще 3 дня у всех жителей и гостей столицы будет уникальная возможность посетить ежегодную ярмарку, объединяющую всех участников российского рынка фотографии — галереи, фонды и частных коллекционеров. О достижениях Московского фотографического Салона мы поговорили с его директором Марком Кобертом.

Марк Коберт, директор Галереи Классической Фотографии

— Марк, добрый день! Прежде всего, позвольте поздравить Вас! Московскому Фотосалону уже 5 лет. С чего всё начиналось?

— Здравствуйте. Спасибо! Изначально за модель мы взяли Paris Photo и ярмарку Международной ассоциации арт-дилеров фотографии (AIPAD) в Нью-Йорке. Мы, конечно, меньше по масштабу: ровно во столько раз, во сколько меньше российский рынок фотографии по сравнению с французским или американским. Отличие Московского Фотосалона от в том, что мы, дабы это не превращалось в базар, в обязательном порядке делаем 2-3 проекта музейного уровня. В разное время это были проекты из европейских музеев и галерей. В этом году таких проектов два — проект белорусского автора Александра Михалковича и экспозиция объединяющая работы из нескольких частных коллекций под кураторством Артема Логинова «Фотография: вечный порядок хаоса», представляющая знаковые советские имена — Лазарева, Бальтерманца, Халдея, Транквиллицкого. Все работы представлены, разумеется, в авторской печати

— И в этом — одно из главных достоинств Московского фотосалона.

— Да. Мы делаем упор на то, что показываем именно винтажные авторские отпечатки. Например, вертикальная панорама Красной Площади, склеенная из двух фотографий, — уникальная работа Дмитрия Бальтерманца.

— Расскажите вкратце о представленных проектах.

Первый проект предлагает зрителю задуматься над вопросом, как фотография позволила человечеству систематизировать хаос окружающей действительности и сформировать упорядоченную визуальную реальность. Все представленные работы это винтажи. А второй это интереснейший проект Александра Михалковича «Заставить интернет вспомнить Холокост». Проект мультимедийный, его название раскрывает саму суть — автор не представляет фотографию как произведение искусства, а использует как инструмент напоминания о трагических событиях пользователям сети. Он обращается к коллективной памяти общества.

— Если говорить о специфике Фотосалона-2016, то какие особенности Вы можете назвать?

— У нас постепенно выработался свой формат — сочетание выставок музейного уровня с атмосферой клуба. Приветствуется обмен фотографиями, общение. В этом году мы значительно усилили лекционную программу. С лекциями выступят коллекционеры Анатолий Злобовский, профессор РГГУ Алексей Логинов, состоится презентация лабораторного комплекса нашей Галереи, презентации белорусского конкурса PRAFOTA. Презентации нескольких фотографических изданий, и, конечно, Аукцион Клуба коллекционеров фотографии.

— Вы сказали, что окончательный выбор проектов — все-таки за галереей. С чем связан такой контроль за предложениями галеристов?

— Опыт показал, вслепую вывешивать всё, что хотят показать галеристы, не совсем правильно. У нас нет задачи показать большое число проектов, и, например, приблизиться к масштабу экспозиции Московской биеннале фотографии. Гораздо важнее держать высокий уровень экспозиции. Это не цензура, ни в коем случае, скорее кураторство, рекомендации. Кроме того мы не противопоставляем себя сложившимся в Москве фотографическим институциям. Мы делаем одно дело, никакой конкуренции, соревновательства здесь быть не может.

— Московскому Фотосалону уже 5 лет. Это уже история. Какие основные вехи развития и достижения Вы можете выделить?

— Во-первых, мы вышли на международный уровень. Во-вторых, мы наладили отношения со многими ведущими коллекционерами. Мы можем себе позволить приглашать тех, кто нам действительно интересен. Самое главное же из всего, что нам удалось сделать, — это изменить отношение фотографов к галеристам, изменить их понимание собственного места в галерейной среде. Кроме того, мы проводим серьезную планомерную работу по воспитанию в фотографах некой «культуры производства», подачи фотографий, стандартизации в описании работ. Посмотрите на подписи: каждая соответствует рекомендациям Международной ассоциации арт-дилеров. То есть, в подписи указано: автор, название работы, техника, размер, год создания, год печати, тираж. Эту систему минимальной атрибуции мы объясняем и «прививаем» всем.

Наконец, нам удалось объяснить фотографам и коллекционерам, что хорошая фотография — это не обязательно большая фотография. Что дорогая фотография тоже совсем не обязательно должна быть большой. Что маленькие отпечатки могут быть не менее ценными и интересными.

Мы воспитываем коллекционеров. Сейчас к нам приходят люди, которые покупают работы за сотни тысяч рублей с полным пониманием того что делают.

— А это уже развитие всего рынка в целом...

— Да. Мы пытаемся сдвинуть маховик фотографического рынка. Все воспринимают фотографию как музейный объект, который невозможно купить. А на самом деле всё гораздо прозаичнее: если люди не будут покупать у фотографов их произведения, последним придется менять работу. Они перестанут снимать и займутся чем-то другим, более доходным, по той простой причине, что им нужно на что-то жить. Национальная школа фотографии, если мы говорим о попытках ее воссоздать, не может быть представлена только в музеях или только на рынке. Это всегда некий симбиоз.

— А если сравнить фотографии из частных коллекций и собраний музеев?

— Фотографии из частных коллекций зачастую в разы превосходят собрания многих музеев: количественно, и качественно. Частные коллекционеры, в отличие от музеев, вольны покупать то, что им нравится, находить каких-то новых авторов и, зачастую они не ограничены финансово. Ими движет страсть. А это, как известно, самый сильный мотиватор. Как пример — уже упомянутый мною проект «Фотография: вечный порядок хаоса». Посмотрите, насколько он многозначен. Война как хаос. Производство, промышленность — как четкая структура. Посмотрите, как много здесь планов. Даже по развесу всё структурировано. Мы можем создавать такие истории практически в неограниченных количествах с помощью собраний частных коллекционеров.

— Уже одно это решает одну из самых актуальных проблем российской фотографии.

— Да. Бесспорно, если бы таких, как мы, было бы человек 20, все было бы лучше и развивалось гораздо быстрее.

— Это наверняка привлекает самую разную аудиторию?

— Мы делаем то, что нам интересно. Я всегда привожу в пример высказывание философа Мераба Мамардашвили: «Должны быть усилия по преодолению языка». Если человек интересуется фотографией, он найдёт время, найдёт возможности. Расскажу случай. Из-за разногласий между собственниками этого здания наша Галерея месяца на 4 была без света. В то время у нас проходила выставка Анселя Адамса. И минимум раз в неделю я получал письма из разных стран. Люди приезжали специально, чтобы посмотреть наши выставки. Они не видели в отсутствии света никакой проблемы — звонили мне и приходили с фонариками. Мы не обязаны никого тянуть. На Фотосалоне представлено множество уникальных работ, которые вы не увидите больше нигде и никогда. Они не производятся как мобильные телефоны. Это нашли и привезли сюда. Например, фотографии доспехов короля Карла II из сокровищницы Лувра. Таких снимков всего два. Один находится в Музее д'Орсе, а другой здесь. Этот снимок стоит 40 тысяч рублей. Вы можете его купить. Можете не покупать. Но если потом захотите — то чисто физически нигде его не найдете.

— Один шанс на миллион...

— Скорее, один шанс... из одного. Другой пример. Коллаж Александра Житомирского, знаменитого отечественного художника, карикатуриста, личного врага Геббельса. Это оригинальная обложка книги, которую он оформлял. Вы можете это купить. Вообще история с коллекционированием — невероятно страстная. Она заставляет думать, развиваться. За 3 года коллекционирования я узнал о фотографии больше, чем когда был профессиональным фотографом. Это развивает как личность. Это и очень выгодное вложение.

— А если говорить о глобальной цели Фотосалона: это интеграция российского рынка в мировой?

— Скажем так, оживление, создание его. Это выгодно всем. У нас мощнейшая национальная школа фотографии. Глупо оставлять ее на обочине. У нас миллион талантливых людей. Современная фотография — это показ нового видения, нового восприятия. Посмотрите на проект Юлии Спиридоновой. Посмотрите, сколько авторских сентенций на разные темы представлено на Фотосалоне.

— Выделите один главный проект Салона, который просто обязан увидеть каждый москвич.

— «Заставить интернет вспомнить Холокост».

— Большое спасибо за беседу!

— Взаимно.

Контактная информация

Сайт: http://classicgallery.ru/

Телефон: +7 495 510 7713

Адрес: Москва, Саввинская набережная, 23 стр. 1

Часы и дни работы: среда-воскресенье: 12:00 — 21:00

Напоминаем, вход для участников Russian Photo Club — свободный. III Московский фотографический Салон (МФС) заканчивает свою работу 14 февраля.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий