Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Марк Штейнбок: «Я мыслю картинками»

Марк Штейнбок:
«Я мыслю картинками»

#портфолио
Марк Штейнбок:
«Я мыслю картинками»
21 февраля 2014
Фото:Марк Штейнбок

Уникальная способность Марка Штейнбока создавать прекрасные снимки в любом жанре проявилась еще в детстве. В школе ему нравилось делать постановочные кадры, рассказывающие об ученических буднях, которые затем публиковались в разных изданиях. Он был фотокорреспондентом, в том числе и военным, работал с самыми известными российскими звездами, посетил множество интересных мест, откуда привез восхитительные фотографии. Сам Марк признается, что ему интересен каждый жанр, ведь это его профессия — снимать всё.

— Для начала традиционный вопрос: как вы открыли для себя фотографию? Первое образование у вас техническое...

— Да, техническое, так уж вышло — ошибки молодости... Тем более что фотографического образования в то время у нас практически не было. Я, как и некоторые мои московские коллеги, начинал в фотокружке Московского городского дворца пионеров.

Юрий Гагарин и Никита Хрущев. Фото школьных лет Марка Штейнбока

Юрий Гагарин и Никита Хрущев. Фото школьных лет Марка Штейнбока

Кроме всего прочего, там можно было сколько угодно проявлять и печатать свои снимки. Лучшие работы кружковцев выставляли в стенах дворца. Уже в то время появились первые публикации моих снимков.

60-летие Любови Орловой в Доме кино. Фото школьных лет Марка Штейнбока

60-летие Любови Орловой в Доме кино. Фото школьных лет Марка Штейнбока

— Помните это приятное чувство — увидеть свои первые работы опубликованными?

— Конечно! Вдобавок радовали первые гонорары, которые для школьника были новым опытом и приятной неожиданностью.

Праздник в дождь

— С каких жанров вы начинали?

— Я снимал то, что было мне ближе всего, — школьную жизнь. Помню, в «Советском фото» опубликовали мой снимок, который назывался «Ох, как неудобно списывать», явно постановочный. К этому фотографическому приему, имитирующему репортаж, я обратился интуитивно, не предполагая, что впоследствии в профессиональной работе мне придется часто им пользоваться.

Сельские жители

— А первую свою камеру помните?

— Первой камерой был отцовский «Зоркий», копия «Лейки», модель с выдвижным объективом. Позже родители подарили мне зеркалку «Зенит» и к ней сменный 135-миллиметровый объектив «Юпитер-11». Этим комплектом мне удалось снять Гагарина и Хрущева на Мавзолее Ленина в день встречи первого космонавта в Москве. Был прекрасный повод убежать с уроков.

Жанровая фотография Марка Штейнбока

— То есть интерес сформировался, можно сказать, с детства?

— Ну да, со школьных лет, да и позже он не угас. Учеба в институте особого напряжения не требовала, и на фотографию оставалось достаточно много времени. Еще больше свободного времени появилось, когда после института я поступил в аспирантуру. Публикации моих статей в научных журналах чередовались тогда с публикациями снимков в прессе, одно другому не мешало. Но когда я защитил кандидатскую диссертацию и получил звание старшего научного сотрудника, то вдруг понял, что в этой области достиг своего потолка, что мне намного интереснее заниматься фотографией, чем наукой, и надо бы поменять профессию.

Жанровая фотография Марка Штейнбока

И тут мне повезло. При Союзе журналистов Москвы организовали «Институт журналистского мастерства» с факультетом фотожурналистики. Это двухгодичное учебное заведение было создано в первую очередь для повышения квалификации профессиональных работников прессы, но меня туда приняли как автора многочисленных публикаций. На факультете нашими главными учителями были замечательные фотографы Всеволод Сергеевич Тарасевич из АПН и Юрий Михайлович Кривоносов из «Советского фото». Я с отличием окончил этот журналистский институт, сразу же покинул НИИ, в котором работал, и стал штатным фотокорреспондентом журнала «Сельская Новь»«. С этого издания у меня началась новая жизнь.

Сельские будни

Фото из серии «чб»

— Наверное, у вас было много командировок?

— Да, за два года я исколесил всю страну, включая Камчатку, Чукотку и все союзные республики. Мои снимки заметили в журнале «Огонек», который в то время был лидером перестроечной журналистики, и предложили работу. Разумеется, я согласился. В «Сельской нови» к этому отнеслись с пониманием.

Фото из серии "чб"

Фото из серии «чб»

— Если вернуться еще немного в прошлое, вы помните свою первую обложку в «Огоньке»?

— Кажется, это был незамысловатый портрет перестроечного председателя подмосковного совхоза с орденом Ленина на лацкане пиджака. За время работы в «Огоньке» у меня вышло порядка 40 обложек.

Баня. Фото из серии "чб"

Фото из серии "чб"

Фото из серии «чб»

— А какой жанр вам нравится больше всего, сугубо для души?

— В разное время по-разному. Сейчас, пожалуй, это тревел-фотография, то, что удается снять в поездках помимо основного редакционного задания. Фотографии, сделанные в двух десятках стран и городов, вошли в мою книжку «Вид на жительство», выпущенную издательством «Три квадрата» в 2013 году.

Фото из серии "чб"

Фото из серии «чб»

А в былые времена моим любимым жанром был жесткий фоторепортаж, что вполне совпадало с интересами редакции. Работая в «Огоньке», я с энтузиазмом снимал военные конфликты в Грузии, Абхазии, Чечне и других республиках.

Военная фотография Марка Штейнбока

Фото из серии «войны»

— Не страшно было? Или вы не задумывались об этом?

— Задумывался, но было такое ощущение, что если ты с камерой, то чем-то защищен. Как будто ты снимаешь не войну, а некий спектакль. Я убедился, что оно ложное, когда в октябре 1993 года получил пулевое ранение, снимая штурм телецентра «Останкино».

Военная фотография Марка Штейнбока

Фото из серии «войны»

— Многие фотографы говорят, что, однажды побывав на войне, потом отказываются от подобной работы, так как не могут жить с увиденным.

— Такого ощущения у меня никогда не было, хотя много раз приходилось снимать весьма драматические сюжеты. Возможно, поэтому в 1997 году Академия свободной прессы назвала меня фотокорреспондентом года.

Фото из серии «войны»

— Вы очень много работали со звездами, знаменитостями. Как складывались ваши отношения, легко ли вы находили общий язык?

— Уже более десяти лет я работаю в журнале «Семь дней», где снимаю главным образом жизнь звездных персонажей, и очень этим доволен. У меня вышло более ста обложек в этом издании, и работа со звездами для меня почти всегда была комфортной.

— Вы сами руководите постановкой? Как на это реагируют звезды?

— Съемки планируют в редакции, ключевые моменты предварительно согласовываются с персонажами. Во время фотосессии они по возможности выполняют мои постановочные пожелания и что-то предлагают сами. Я охотно иду им навстречу, не забывая об интересах редакции.

Фото из серии "войны"

Фото из серии «войны»

— Кстати, звездам всегда нравится результат съемок?

— После предварительного отбора я сдаю снимки в редакцию. Там делают окончательный отбор, обрабатывают их, прикидывают макет и результат согласовывают с персонажами. Не всегда это происходит с первой попытки.

На пляже. Фото из серии "Вид на жительство"

Фото из серии «Вид на жительство»

Фото из серии "Вид на жительство"

Фото из серии «Вид на жительство»

Дом и его отражение. Фото из серии "Вид на жительство"

Фото из серии «Вид на жительство»

— А сколько примерно времени занимает одна съемка и сколько фотографий получается?

— Как правило, съемка занимает несколько часов и считается достаточно большой, если в конечном счете будет опубликовано порядка шести—восьми снимков. Но для этого фотографу приходится делать не одну сотню кадров.

Фото из серии "Звезды"

Фото из серии «Звезды»

Фото из серии "Звезды"

Фото из серии «Звезды»

— Сейчас вы тоже продолжаете снимать? Полностью перешли на цифру?

— Да, полностью. Этот переход, в первую очередь, обусловлен современной редакционной и издательской технологией. В цифровом виде отбирать и обрабатывать снимки намного проще.

Владимир Познер. Фото из серии "звезды"

— Как вы думаете, профессиональный фотограф все-таки пулеметчик или снайпер?

— Все-таки в большей степени он пулеметчик. На репортажных съемках ситуация часто меняется, не всегда знаешь, что будет дальше, и поэтому строчишь как из пулемета. Возможно, это не относится к студийным фотографам, которые снимают портреты и натюрморты, но они тоже делают достаточно много вариантов одного сюжета.

Фото из серии "звезды"

Фото из серии «звезды»

— Какую технику вы предпочитаете?

— Прежде всего редакционную (шутка). У меня камеры Canon, вспышки к ним, сменная оптика от 17 до 300 мм и внешние световые приборы «Квантум». На всякий случай таскаю с собой практически двойной комплект аппаратуры.

Федор Бондарчук. Фото из серии "звезды"

— Вы занимаетесь преподавательской деятельностью?

— Да, занимаюсь. Чаще это индивидуальные занятия, но иногда и мастер-классы. Если ученик способный (я предпочитаю брать именно таких), то занятий за десять—двенадцать можно подвести его к приличному фотографическому уровню. Надо всего лишь объяснить, что такое хороший кадр, и научить его делать.

Фото из серии "звезды"

Фото из серии «звезды»

— А как к вам попасть?

— На моем сайте в разделе «Фотошкола» есть мой электронный адрес.

Фото Марка Штейнбока из серии "Звезды"

— А что интереснее: снимать или преподавать?

— Пока еще я действующий фотограф, и мне интереснее снимать, но преподавать и делиться собственным опытом с учениками тоже нравится.

Фото Марка Штейнбока из серии "Звезды"

— Сейчас настолько много фотошкол, что люди не знают, к кому обратиться.

— Если ваша цель — просто научиться снимать на приличном уровне, тогда при выборе фотошколы можно исходить из наиболее комфортных для вас предлагаемых условий обучения, но если у вас далеко идущие фотографические планы, лучше выбирать не столько фотошколу, сколько конкретного преподавателя, желательно опытного профессионального фотографа.

Фото из серии "Звезды"

Фото из серии «Звезды»

— Как вы оцениваете современную российскую фотографию?

— Крупные фотовыставки показывают высокий уровень участников. В российском секторе Интернета достаточно много сильных снимков, но за пределами Сети они мало востребованы. Мне не хватает российских фотоизданий, посвященных в большей степени фотографии, чем рекламе.

Фото из серии "Звезды"

Фото из серии «Звезды»

— Что вы можете посоветовать начинающим фотографам?

— Для начала им нужно внимательно проштудировать иллюстрированные журналы, в первую очередь фотографические, и не только российские, оценить, насколько они способны снять что-то подобное, и в процессе обучения стремиться к достижению этого уровня. Полезно время от времени сверять свои достижения с лучшими образцами.

Фото из серии "Звезды"

Фото из серии «Звезды»

Фото из серии "Звезды"

Фото из серии «Звезды»

Фото из серии "Звезды"

Фото из серии «Звезды»

— А если бы вы начинали заново, то связали бы свою жизнь с фотографией?

— Обязательно. Это мое любимое занятие.

 Что значит для вас фотография?

— Для меня это прежде всего способ радоваться жизни. Мне нравится снимать, сидеть за компьютером, обрабатывать кадры, любоваться своими старыми работами. Сейчас я много занимаюсь своим сайтом markshteinbok.ru, у меня там около полутора тысяч снимков.

Фото Марка Штейнбока для журнала "Огонек"

Фото Марка Штейнбока для журнала «Огонек»

— Смотрите на каждый снимок и вспоминаете историю, связанную с ним?

— Иногда именно так. А почему бы не наслаждаться своей профессией, если ты ее любишь?! Я ведь мыслю в основном картинками, значит, я как фотограф существую!

Об авторе

Имя, фамилия: Марк Штейнбок
Лучший совет: «Внимательно проштудируйте иллюстрированные журналы, в первую очередь фотографические, и не только российские, оцените, насколько вы способны снять что-то подобное, и в процессе обучения стремитесь к достижению этого уровня. Полезно время от времени сверять свои достижения с лучшими образцами»
Техника: Canon

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

14 января 2014

Виктор Ахломов:
пятьдесят лет репортажа

Виктор Ахломов — один из самых известных советских и российских фотожурналистов, работающих в жанре репортажа. Он четырехкратный обладатель премии World Press Photo, а также множества других национальных и международных премий. Всю жизнь проработав фотокорреспондентом «Известий», он сумел стать узнаваемым в разных странах благодаря своим живым и искренним фотографиям.

13 декабря 2013

Путь фоторепортера:
Александр Гращенков

Александр Гращенков — фотограф того поколения, когда творческая свобода фотохудожника была жестко ограничена рамками не только официальной государственной цензуры, но и самоцензуры человека, привыкшего к постоянному контролю. Особенно актуальным это было для репортажного жанра, ведь фотокорреспонденты формируют визуальный облик новости или события. И не так уж часто находились те, кто мог переступить за рамки официального видения. Одним из таких людей и был Александр Гращенков.

29 ноября 2013

Сергей Ильницкий:
жизнь как репортаж

Сергей Ильницкий — репортажный фотограф. Точнее говоря, очень хороший репортажный фотограф; человек, который увлекся фотографией с детства и немало преодолел для того, чтобы все-таки стать профессионалом в своем деле. И не зря: его снимки публикуют ведущие издания не только России, а в этом году он вошел в золотой фонд мировой фотожурналистики, став одним из победителей конкурса World Press Photo.