Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Юрий Абрамочкин: легенда советской фотографии

Юрий Абрамочкин:
легенда советской фотографии

#портфолио #уличная_фотография
Юрий Абрамочкин:
легенда советской фотографии
4 сентября 2013
Фото:Юрий Абрамочкин

Юрий Абрамочкин — фотограф, можно сказать, уникальный. Он сумел приобрести мировую известность в качестве репортажного фотографа в стране, в которой официальная позиция в отношении новостей всегда выражалась фразой: «Ничего не происходит». Но и в этих условиях Юрий Абрамочкин умел быть настоящим фотокорреспондентом. С его снимков улыбались Юрий Гагарин и Матиас Руст, хмурился Никита Хрущев, воодушевленно смотрел Михаил Горбачев.

Вообще, репортажные фотографы (во всяком случае, лучшие из них) часто входят в историю, пускай и до некоторой степени анонимно, благодаря своим снимкам. Юрий Абрамочкин сделал это не один раз.

Фотограф Юрий Абрамочкин

Фотограф Юрий Абрамочкин

На его фотографиях — все восемь руководителей нашей страны за последние пятьдесят с лишним лет, а также множество лидеров других стран: Ричард Никсон и еще четыре американских президента, Ясер Арафат, Елизавета Вторая, Фидель Кастро, Маргарет Тэтчер...

Майкл Джексон. Фото Юрия Абрамочкина

Родился Юрий Абрамочкин в Москве в 1936 году. Фотокорреспондентом он стал, по тогдашним меркам, в совсем юном возрасте, в 21 год, и произошло это отчасти случайно. Юрий работал в конструкторском бюро Мосстроя, фотографировал кальки чертежей и планов.

Стройка на Комсомольском проспекте

И вдруг в 1957 году, когда он оказался в райкоме комсомола, ему предложили попробовать свои силы в качестве официального фотографа на приближавшемся Фестивале молодежи и студентов. Юрий с радостью согласился, и в это же время произошло другое событие, определившее его фотографическую судьбу: Мосстрой занимался перемещением жилого дома на Комсомольском проспекте, и Юрий снимал весь процесс. С этими снимками он пошел в Совинформбюро, в результате чего они попали в Soviet Weekly. Это было уникальное издание: советская газета для капиталистических стран. В общей сложности на постоянной основе Юрий сотрудничал с ней почти сорок лет, а с 1961 года он становится сотрудником Агентства печати «Новости».

Рейган и Горбачев в Нью-Йорке

Несмотря на множество фотографий политических деятелей, популярных артистов и писателей, а также других известных личностей, главным в своей работе Юрий Абрамочкин всегда считал снимки простых людей. И он был одним из первых, кто привнес в советскую репортажную фотографию непостановочные бытовые сцены.

Советская действительность в творчестве Юрия Абрамочкина

А это тогда было не очень-то просто: «В советской прессе все делалось по принципу „чего изволите“. Фотограф ставил человека у стенки, заставлял принимать бравый, воинственный вид. Все выходило очень бесталанно, однообразно. Сейчас мы идем к тому же самому. Я вовремя сообразил, что так не нужно снимать. Необходимо понаблюдать за человеком, проявить уважение, такт и внимание». Многие из тех кадров Юрия сегодня стали классикой советской фотографии, и по ним молодые фотографы учатся видеть значительное в повседневном.

Советская действительность в творчестве Юрия Абрамочкина

За более чем пятьдесят лет своей работы в качестве фотокорреспондента Юрий Абрамочкин собрал очень внушительную коллекцию наград и званий. Достаточно вспомнить про самую престижную для репортажных фотографов премию Golden eye ассоциации World Press Photo за тот самый снимок Матиаса Руста.

Советская действительность в творчестве Юрия Абрамочкина

Кроме того, Юрий — один из 15 фотожурналистов России, включенных в знаменитую 1 145-страничную американскую энциклопедию «Современные фотографы» (Contemporary Photographers) издательства St. James Press Chicago & London.

Военный парад

А возможно это стало благодаря особому, в полном смысле слова творческому подходу Юрия Абрамочкина к созданию репортажных снимков, что и по сей день практикуется далеко не всеми его коллегами: «Чтобы открыть личность, необходимо общаться. Я пользуюсь разными методами. Например, если человек считает себя очень умным, я превращаюсь в простака. Задаю самые глупые вопросы, чтобы у него появилось желание меня образовывать, а после радоваться моим успехам, когда я начинаю справляться. Это называется человеческая комедия. Как ты начнешь беседу с человеком, так он и будет с тобой разговаривать. Не нужно делать так, чтобы персоне приходилось себя защищать. Человек с камерой всегда может скомпрометировать и поэтому обязан соблюдать такт. Снимая человека, я узнаю как можно больше о нем и деле, которым он занимается, и таким образом нахожу тропу к нему».

Источник фотографий — личный сайт Юрия Абрамочкина http://abramochkin.telemark-it.ru

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий