Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Съёмка горнолыжного спорта практические советы

Съёмка горнолыжного спорта
практические советы

#уроки_фотографии #travelфотография
Съёмка горнолыжного спорта
практические советы
1 ноября 2011

После того как вы с друзьями три-четыре раза покатались на горнолыжных трассах родного города, научились за один спуск падать не больше трех раз, вы, конечно, задумаетесь о поездке в настоящие горы. И, безусловно, почувствовав себя состоявшимся горнолыжником или сноубордером — захотите запечатлеть свои подвиги и достижения. Дело это, естественно, не самое простое, но реализуемое, если заранее хорошо подготовиться. Впрочем, с первого раза добиться вызывающе красивых динамичных кадров редко кому удается, но получить интересные «вкусные» кадры вполне по силам даже аккуратному новичку.

Фототехника
Если вы хотите получить хорошие динамичные кадры на склонах, а не только в шезлонге горного кафе, то нужно обратить внимание на свой аппарат. Прежде всего он должен быть с возможностью автофокуса, так как времени на ручную настройку у вас не будет. Большой плюс, если ваша камера имеет функцию серийной съемки — тогда из серии выйдет один снимок, на который можно смотреть без внутреннего содрогания. Кроме этого, если вы предпочитаете резкие фотографии, ваш фотоаппарат должен отрабатывать короткие выдержки, желательно от 1/500 с.
Выбор камеры — очень важный момент, так как от этого зависит, какие снимки вы сможете сделать во время поездки. Если вы отправились в путь с пленочной «мыльницей» без зума или цифровой камерой с цифровым зумом, то лучше делать постановочные и видовые фотографии. Такой аппарат не сможет сделать четкие кадры движущегося человека на небольшом расстоянии, а на большом будет не видно, что он движется.

Если ваш аппарат оснащен оптическим зумом, то возможности увеличиваются, но не сильно. Вы можете делать достаточно четкие снимки, находясь на приличном расстоянии от объекта съемки, но для фотографирования движущихся объектов нужны серьезные навыки. Так что лучше сконцентрируйтесь на жанровых кадрах, и вы добьетесь очень хороших результатов. Помните, что при работе с «мыльницей» главный помощник — это солнце. Чем больше солнца, тем более яркие и насыщенные цвета у вас получатся (правда, это не относится к полуденным часам). Лучше всего для горнолыжной съемки подходят зеркальные фотоаппараты, не важно пленочные или цифровые. Даже с помощью любительского современного зеркального аппарата можно делать и жанровые, и репортажные, и чисто спортивные фотографии.
Очень желательны светофильтры. Так как дело происходит в горах, безусловно, пригодится обыкновенный защитный фильтр с подавлением ультрафиолетовых лучей. Во-первых, это предохранит объектив камеры от грязи и пыли, во-вторых, повысит резкость, и, наконец, кадры не будут иметь ярко выраженной синей тональности.
Не лишней будет и бленда, которая защитит от падающих сбоку солнечных лучей. Бесполезное, но приятное дополнение — фильтр «звездочка». В погожий день снег искрится на солнце, поэтому фильтр добавит лучики света, что хорошо подчеркнет радостное светлое настроение. Правда, применение «звездочки» требует определенного навыка, иначе есть шанс получить картинку с артефактами.


Место хранения
Теперь самое время подумать о том, как и где вы будете хранить свой аппарат во время катания. «Мыльницу» можно легко спрятать в кармане, зеркальный аппарат в карман не положишь. Вообще, самый хороший способ «угробить» технику — положить ее в рюкзак на спину, потому что большинство падений во время катания происходит именно на спину или на бок. Вывод: самое надежное место — на груди.
Для зеркальных фотокамер продаются специальные кофры, размещающиеся спереди. Чем плотнее к телу прижимается карман или сумка, тем сложнее «приложить» его с размаху о камень, но... пытливые умы всегда найдут способ. Если вы впервые едете в горы, у вас есть альтернативы: устроить отдых от катания и пофотографировать «пешим порядком» (уворачиваясь от лыжников) или обойтись обычной «мыльницей», так как катание с тяжелой сумкой на груди все-таки требует определенного уровня горнолыжного мастерства.

Выбор ракурса

Теперь поговорим о выборе склона. Склон должен быть хорошо освещен: чем больше солнца, тем лучше. Если выбранное место разделяет четкая тень от соседней горы или опоры подъемника, это не лучшее место. Найдите такое положение, при котором солнце будет ровно освещать объект съемки (так, чтобы ни солнце, ни ваша тень не попадали в кадр). К хорошим ракурсам традиционно относятся моменты, когда лыжник или сноубордист совершают поворот. Особенно, если вы сможете поймать наклон корпуса спортсмена относительно склона. Это ярко передает ощущение скорости, кроме того, в кадре отлично будет смотреться летящий из-под лыж снег. Перед съемкой обратите внимание на задний план, плохо, если в кадре находятся одна, две елочки, которые сольются с человеком, или горы на горизонте некрасиво «разрежут» фигуру. Для начала старайтесь снимать движущийся объект на однородном фоне или убирайте лес, людей, камни... на задний план.
При выборе точки съемки осмотрите по возможности весь склон: его расположение, где и как проходят следы на снегу, куда падают тени. Это поможет понять, как будет спускаться лыжник и в каких местах его лучше фотографировать. Желательно вместе прокатиться по склону, чтобы выбрать и запомнить наиболее подходящие места. Вообще, лучший вариант — заранее договориться с лыжником или сноубордистом о том, как он будет ехать, на каком повороте вы будете его фотографировать. Для того чтобы ваш подопечный смог несколько раз подряд съехать одним и тем же маршрутом — траекторию движения можно отметить вешками. Это особенно важно, когда вы фотографируете не очень опытного любителя снежного катания. Ему будет легче собраться с мыслями и телом для одного красивого поворота.
Для того чтобы получить удачные кадры — их нужно тщательно продумать. Случайным образом поймать позу, жест или взгляд, выражающий эмоции или усилия не так-то просто. Надеяться на удачу не желательно, так как высока вероятность разочарования. Чем более осмысленным будет выбор позиции фотографа, направление движения лыжника, тем больше шансов на успех. Еще один фактор может вмешаться в качество ваших снимков — ошибки экспозиции. Если съемка идет в солнечную погоду, а вокруг много снега, то автоматика многих аппаратов будет «недодерживать». При фотографировании человека в темной одежде он может получиться темным контуром на фоне белого снега. Но большинство современных «зеркалок» имеет возможность точечного замера экспозиции (в данном случае — по объекту съемки). Если эта функция отсутствует, можно установить автоматическую корректировку выдержки в сторону увеличения на одну-две ступени.
Существует несколько стандартных схем расположения фотографа и объекта съемки: Снизу — вверх. Фотограф стоит внизу склона, а объект катится на него. На снимке спортсмен получается на фоне безграничных снежных просторов, этакий истинный покоритель дикой природы. Недостаток — пропадает ощущение крутизны склона плюс повышается вероятность «лобового столкновения» с моделью (если он не опытен). Вообще, фотографировать снизу вверх нужно чрезвычайно осторожно и делать все, чтобы не оказаться на траектории движения экстремала.
Снизу и сбоку. При боковой съемке как раз видно, что спортсмен едет по достаточно крутому склону. Замечено, что в этом ракурсе начинающие фотографы зачастую интуитивно стараются подравнять склон горы к горизонтали, для чего поворачивают камеру. В итоге оказывается, что ваш друг едет по совершенно ровной поверхности. Наоборот, для большего эффекта можно даже чуть-чуть наклонить камеру в противоположную сторону, тогда кривизна склона увеличиться, а коллеги нашей модели не смогут скрыть своей зависти.
Сверху — вниз. Это наименее удачное положение фотографа. Спина удаляющегося лыжника мало у кого сможет вызвать положительные эмоции, если, конечно, он не летит кубарем с феерическим фонтаном из лыж, палок и снежных брызг.
Место излома склона. Если человек, которого вы снимаете, достаточно уверенно себя чувствует на лыжах или сноуборде, можно «поймать» его в прыжке. В этом случае нужно выбрать заниженную точку съемки, чтобы в кадре был хорошо виден отрыв лыж или доски от поверхности склона, желательно на фоне неба. Удобнее всего это делать с широкоугольным объективом, но нужно всегда помнить про безопасность и не залезать в зону поражения лыжами и палками.
Удачные кадры в стиле внетрассового катания можно получить и при съемках совершенного новичка, главное — обоюдное желание. Найдите крутой склон или камень небольшой высоты (метр или полтора) с огромным сугробом внизу. Задача лыжника встать сверху, толкнуться вперед и упасть. После трех-четырех дублей он научится немного собираться в полете, а большего и не надо. По завершении всех экспериментов у вас окажутся серии фотографий: лыжник на камне, лыжник летит, лыжник прилетел. Первую и третью убираете в архив, а вторую выставляете на всеобщее обозрение и начинаете гордиться от мысли, каких крутых фрирайдеров вам доводилось фотографировать.

Меры безопасности
Помните, что горы при всей своей дружелюбности и курортной организации все равно остаются горами. Невнимательность и небрежность легко может привести к самым печальным последствиям. На европейских курортах работают оперативные профессиональные службы спасения. На российских тоже, но их количество и качество снаряжения сравнивать не приходится. Если в ходе своих прогулок вы планируете сойти в сторону от размеченных трас, то желательно заранее купить местный страховой полис. В самом простом случае эвакуация спасателями в специальных санях обойдется от 150 EUR. Если транспортировка будет из дальних районов, то ее стоимость возрастет до 1500 EUR, в случае участия вертолета счет может дойти до 3000 EUR. Чтение расценок спасательных служб очень рекомендуется по дороге к желанной трассе.
Безопасность важна и при выборе места съемки. Крайне нежелательно заниматься этим на черных трассах. Большой угол наклона склона не является гарантией успешного снимка, а вот вероятность получить лыжами или палками по голове увеличивается многократно. Так же нежелательно выбирать в качестве точки съемки внешние радиусы закрытых поворотов, места сужений или выезды с трасс. Нужно стараться по возможности быть максимально заметным для остальных, в этом хорошо помогает одежда яркого цвета. Традиционно считается виновным тот, кто перед столкновением находился выше по склону, но вряд ли это будет весомым утешением после болезненной встречи.

Куда поехать?

Туристические агентства наперебой предлагают самые разнообразные места и везде обещают бесконечные горы с потрясающими видами. Все зависит от того, что вы ожидаете получить. Для любителей очень семейного отдыха можно съездить покататься в Финляндию или в Турцию. Любителям панорамных видов, высоких каменных шпилей и фрирайда прямая дорога во Францию, Швейцарию или Италию. Хорошие горы в Австрии, но последние несколько лет путевки в эту страну сильно подорожали.

Если говорить об Андорре, то там есть очень красивые места, но в целом по длине и крутизне трассы уступают Французским или Швейцарским Альпам. Хотя по соотношению цена/качество Андорра — одна из самых привлекательных горнолыжных стран для российского туриста. Если вы хотите посетить Италию, рекомендуем обратить внимание на городок Канацей. Он входит в знаменитое кольцо Sella Ronda, которое позволяет, не снимая лыж, совершить трехсоткилометровое круговое путешествие в Доломитовых Альпах.

Добиться наибольшей экономии можно, если ехать небольшой компанией четыре-пять человек и проживать в апартаментах, когда каждый номер оснащен мини-кухней, за счет чего в стоимость не входит питание. Закупать продукты дешевле в крупных супермаркетах.

На общую стоимость путевки сильно влияет время отдыха. Самые высокие цены на гостиничные номера приходятся на новогоднюю ночь и в период детских зимних каникул. В конце января есть так называемый низкий сезон, который позволяет максимально оптимизировать расходы. Более точные даты высоких и низких сезонов можно узнать в туристических агентствах. На этом первое знакомство с горнолыжным отдыхом можно считать законченным. До встречи в горах!

_______________________

Читайте также:

Урок фотографии «Творческий подход к экспозиции». Этот фото урок раскрывает не просто принципы работы с экспозицией, но и учит творческому подходу.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий