Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Алексей Трофимов о фотографии в себе

Алексей Трофимов
о фотографии в себе

#фотографы
Алексей Трофимов
о фотографии в себе
25 мая 2015
Фото:Алексей Трофимов

Пейзажный фотограф и участник нашего клуба Алексей Трофимов увлекается съемками удаленных и труднодоступных мест и очень много времени проводит на Байкале. Там же он осуществляет и другой свой проект — авторские фототуры для тех, кто хочет делать нестандартные по сюжету снимки, не похожие на работы других фотографов в Сети.


— Алексей, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о себе: кто вы по профессии и как открыли для себя мир фотографии?

— По профессии я инженер-механик, много лет работал в сфере инженерного консалтинга, руководил собственной компанией и преподавал в университете. Однако постепенно пришло ощущение, что эта работа — не мое. Какое-то внутреннее беспокойство создавало дискомфорт, хотелось больше движения, новизны ощущений. Как раз в те годы мы с семьей много путешествовали по Алтаю, и небольшая камера всегда была у меня с собой. Постепенно желание делать туристические снимки переросло в потребность серьезно заниматься фотографией. В моем арсенале появились зеркальная камера и объективы, параллельно я учился снимать.

— Сколько лет вы уже снимаете?

—Снимать я начал еще в школе, но это было скорее баловство, в конце нулевых стал относиться к фотографии уже более серьезно. Первые свои работы я показал публике в 2009 году, и с того времени можно вести отсчет моего фотографического стажа.

— С чем сейчас связана ваша основная деятельность? Фотография для вас сейчас хобби или работа?

— Сейчас это мое основное занятие. У меня контракт с британским фотоагентством, кроме того, я организую и провожу индивидуальные фототуры по Байкалу.

— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?

— Изучение любого ремесла требует серьезного подхода, и неважно, самостоятельно это происходит или под руководством преподавателей. Самостоятельное образование намного сложнее, так как требует большего самоконтроля и самодисциплины. В течение своей жизни я много рисовал, занимался лепкой, одно время даже работал дизайнером интерьеров. У меня уже был наработанный опыт композиции, свето- и цветопередачи.

Что касается фотографии, то здесь большинство моментов я осваивал самостоятельно. Чуть позже появились наставники, которые дали мне очень многое в понимании фотографии как искусства. Я и по сей день учусь, этот процесс непрерывный. Нельзя, достигнув какого-то уровня, сказать: «Ну вот и все. Я всему научился, я гуру». Фотоискусство не стоит на месте. Меняется техника, появляются новые формы, преобразуются концепции фотографических жанров. Можно достичь определенных высот и заслуг, но остановка приведет к тому, что ты зайдешь в тупик, появится шаблонность.

— Как вы думаете, что имеет первостепенное значение в фотографии — талант, упорство, практика или всё вместе?

— Думаю, что в фотографии все эти составляющие имеют определенное значение и неразрывно связаны между собой. Одного таланта недостаточно, талант не сможет проявиться без практики, а практика невозможна без упорства. Фотография — это работа, требующая максимальной отдачи. У любого серьезного автора должна быть творческая цель, он должен понимать свою ответственность перед зрителем. Сейчас, в связи с широкой доступностью серьезной фототехники и развитием коммуникаций, это очень актуально. Благодаря различным интернет-сервисам и социальным сетям снимок, сделанный вами, очень быстро смогут увидеть тысячи зрителей. Для людей чрезмерно тщеславных, жаждущих славы и быстрых денег, это огромное искушение.

Как сказал один из моих наставников, Всеволод Борисович Тоботрас: «Надо любить фотографию в себе, а не себя в фотографии».

— Что в вашем понимании значит хорошая фотография? Можете выделить пару важных критериев?

— Это один из самых интересных и сложных вопросов, и вроде бы ответ очевиден. Фотография должна цеплять зрителя, показывать ему своим сюжетом, светом, цветом, композицией некую историю. Давать зрителю возможность осмыслить увиденное, пересказать для себя эту историю в зависимости от собственного опыта или мироощущения.

У хорошей фотографии есть один важный, на мой взгляд, критерий: на нее хочется смотреть снова и снова, разглядывать, находить новые нюансы, взаимосвязи. Хорошая фотография заставляет зрителя думать. Снимок — не только красивая картинка, выполненная по правилам, этого недостаточно. В нем должна быть жизнь, и зритель должен находить ее отражение в своей душе.

— Чем вам интересна пейзажная фотография?

— В пейзажной фотографии много интересных для меня моментов. Процесс подготовки к съемке, особенно если это предполагается в рамках фотоэкспедиции, планирование маршрута, изучение мест, где она будет проходить. Я анализирую топографические карты, данные о погоде, спутниковые снимки, большое внимание уделяю просмотру работ других фотографов, если таковые имеются в Сети. Изучение опыта коллег позволяет избегать повтора сюжетов, заранее мысленно пристреляться к конкретным локациям и точкам. Написание планов съемок и съемочных листов помогает работать более эффективно и результативно. Затем нужны, конечно же, согласование деталей маршрута, бронирование мест ночевок и отдыха, подготовка туристического снаряжения, фотооборудования, экспедиционного автомобиля. На этом этапе ощущаешь себя не столько фотографом, сколько путешественником, и вся подготовительная суета создает предвкушение съемок, внутри формируется необходимый внутренний настрой.

Очень важно, что пейзажная фотография — процесс фактически медитативный. Некоторые снимки могут отнять много времени, например, из-за выжидания нужной погоды или каких-либо других специфических условий. Снимая пейзажи, ты находишься один на один с окружающим тебя миром, и нет суеты, толкотни, ненужной спешки. Ты понимаешь, что результат зависит только от тебя, от твоего умения и опыта.

Одну свою работу, «Последний луч», я снимал три года. На знаменитом ольхонском мысе Хобой есть в скальнике сквозное окно, через которое зимой пробивается луч заходящего солнца, освещая лед за мысом небольшим световым пятном. В первую мою поездку туда лед был покрыт ровным слоем снега, и это пятно не смотрелось, казалось неинтересным. В следующую поездку подвела погода: как назло, на закате с Приморского хребта надвинулись тучи и солнце не успело «подмигнуть» в окно. И только на третий год все сложилось просто шикарно: лед вставал долго и трудно, в нужном месте нагородило торосовое поле, и тот самый луч ударил ровно в торчащую из тороса льдину.

Конечно, не все можно запланировать, элемент неожиданности присутствует всегда, и здесь я хочу привести слова Игоря Громова: «Хорошая фотография — дело, конечно, случая. Но это тот случай, который ты постоянно ищешь и к встрече с которым ты всегда готов».

В фотографии, как и в любом искусстве, нет неинтересных жанров. Хороший фотограф должен уметь работать в самых разнообразных направлениях, но, как правило, универсальных мастеров мало. Каждый отдает предпочтение какому-то одному жанру или нескольким смежным, это дает возможность концентрировать свои усилия.

— На своем сайте вы указываете в качестве главного творческого проекта съемку пейзажей удаленных и труднодоступных мест на озере Байкал. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

— Несмотря на популярность Байкала среди фотографов, особенно в последние годы, там есть множество мест, где не ступала нога человека с камерой. В моих стратегических планах — собрать материал и издать фотоальбом «Весь Байкал», это пока рабочее название. Фотографии, объединенные одной идеей, в едином стиле.

— Кроме того, вы снимаете в Монголии, на Горном Алтае, в Хакасии и Китае. С чем связан интерес именно к этим местам?

— Впервые побывав на Горном Алтае и в Монголии, я заболел ими. Видимо, где-то на генетическом уровне у меня есть необъяснимая тяга к степям, состояние кочевника, номада. А эти места пропитаны вольным духом — степи, разрезающие их горные хребты, жемчужные озера... Ощущение полной свободы! Уже в первые сутки забываешь, какой сегодня день недели, как будто время течет рекой, а ты отдаешься этому течению. Наступает ясность мысли, уходит суета, открывается третий глаз... Это состояние созерцательности — что может быть лучше для пейзажного фотографа?

— Вы проводите мастер-классы и фототуры? Чему в первую очередь стараетесь научить и как думаете, насколько форма фототура подходит для раскрытия творческого потенциала начинающего фотографа?

— Мастер-классы или какие-либо другие обучающие действа я не провожу — видимо, внутренне еще не готов рассказать о своем опыте или его недостаточно, пока не могу точно определиться. Тем более что сейчас многие не хотят учиться. Не понимают, что фотография — процесс сам по себе сложный, изучение всех основных ее аспектов требует времени, терпения, а в некоторых случаях и определенной силы воли. Сейчас все хотят результат здесь и сейчас, а это не вписывается в мое мировоззрение. Есть начинающие фотографы, с которыми я общаюсь и даю советы, если это необходимо. Наверное, это можно назвать неким процессом обучения. Хотя, может быть, если в ближайшее время будут предложения по проведению мастер-классов, я смогу их принять, если позволит мой график.

— Что представляет собой индивидуальный фототур на Байкал? Расскажите, пожалуйста, подробнее.

— Суть в том, что в традиционном фототуре принимают участие несколько человек, и как правило, они привозят одинаковые снимки. Работы могут отличаться техническим уровнем исполнения, постобработкой, но это одинаковые по сюжету фотографии. Для некоторых подобный вариант неприемлем.

Пообщавшись со своими коллегами, я пришел к выводу, что необходима несколько другая форма фототуров, иногда их называют авторскими. Как таковой группы нет, есть один, максимум два фотографа. Заранее, до тура обговаривается маршрут, пишутся план съемок и съемочные листы. Я беру на себя всю подготовку, встречу, трансфер, бытовое обеспечение. Таким образом, приезжающий фотограф занимается только съемками, все остальное делаю я. Это очень удобно для тех, кто приезжает в рамках своих творческих проектов — никакой спешки, суеты. Есть варианты локаций по маршруту, в зависимости от погоды или других условий.

Я несколько лет готовил этот проект. Прорабатывал маршруты, выбирал надежных водителей, проводников. Искал хорошие турбазы для ключевых остановок, готовил необходимое снаряжение. Нарабатывал необходимые связи и контакты. Сейчас я могу предложить несколько съемочных маршрутов. Естественно, такие туры дороже традиционных, но результат компенсирует все затраты.

— Как вы думаете, может ли пейзажная фотография выполнять в современном мире общественно важную функцию, привлекая внимание людей, например, к той же проблеме экологии и охраны окружающей среды?

— Несомненно, особенно в силу того, что пейзажная фотография — доступное и понятное многим визуальное искусство. Окружающий нас мир хрупок, он состоит из переплетения миллиардов взаимосвязей, тонких, как нить. Разрыв любой из них может привести к необратимым последствиям. Понятно, что человеческая цивилизация развивается по объективным законам, что существует конфликт между техногенной и естественной средой. И пейзажный фотограф, помимо удовлетворения эстетических потребностей зрителя, может показать сложность и хрупкость природы, то, что человеческое вмешательство вредит прежде всего самому человеку. Снимая несколько лет в одних и тех же местах, я вижу, какой непоправимый вред наносит естественной среде присутствие человека, зачастую из-за его глупости и жадности.

— Вы состоите в различных творческих союзах, участвуете в конкурсах. Что означает для вас конкуренция? И насколько важно для вас общественное признание?

— В творчестве конкуренция — вещь весьма своеобразная, обсуждать это можно очень долго. Для меня конкуренция — стимул для творческого роста, возможность поднятия собственной планки, достижения новых целей. Я стараюсь поддерживать с коллегами доброжелательные отношения. Участие в конкурсах — это очень мощный стимул для развития, возможность получить оценку своего творчества, сделать для себя некоторые выводы, обратить внимание на недостатки. Что касается общественного признания, для человека творческой профессии это вещь необходимая. Главное, чтобы путь к славе не превратился в самоцель.

— Фототехнику каких производителей вы используете?

— Сейчас я снимаю камерами Canon 60D и 500D. В качестве основного использую широкоугольный объектив Tamron. Также для панорам и пейзажей пользуюсь объективами Canon 50 и 70–200 мм. Для съемки эскизов беру смартфон или мыльницу.

— Что значат для вас путешествия? Куда вы планируете отправиться в этом году?

— Путешествия стали неотъемлемой частью моей жизни и творчества. Иногда после череды съемочных поездок и фототуров думаешь, что несколько месяцев домашней жизни — это то, что тебе надо. Но уже через неделю внутри начинает ощущаться беспокойство, которое весьма скоро превращается в непреодолимое желание снова отправиться в путь.

В этом году я планирую снимать на Байкале. У меня есть ряд идей, которые хочется реализовать, плюс фототуры. Планировал съемки в Монголии, но по ряду причин отложил эту экспедицию на следующий год.

— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?

— Прежде всего — умение видеть и чувствовать состояние окружающего мира. Умение ощутить гармонию. Терпение и умение ждать.

— Есть ли мастера фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?

— Я многому учусь у моих коллег, их список довольно объемный. Попробую назвать лишь некоторых из них: Дмитрий Зверев, Игорь Громов, Сергей Анисимов, Игорь Шпиленок, Всеволод Тоботрас, Сергей Тарасенко, Борис Слепнев, Анзор Бухарский, Михаил Левит, Анна Корсакова, Мартин Шоллер (Martin Schoeller).

— Насколько для вас важна постобработка?

— Постобработка — это часть моего творческого процесса, доведение снимка до того состояния, которое я увидел или задумал перед тем, как нажать на кнопку спуска. Важно понимать, что это один из творческих инструментов фотографа, но никакая обработка не сделает плохо сделанный снимок лучше.

— Вы читаете наш журнал?

— Да, ваш журнал в списке моего регулярного чтения.

— Большое спасибо за то, что нашли время ответить на наши вопросы! Удачи вам и новых прекрасных работ!

— Спасибо и вам!

Анкета. Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Алексей Трофимов, 1970 г. р.

Веб-сайт: trofimov-photo.com.

Блог: alexphotograph.livejournal.com.

Техника: камеры Canon, объективы Canon, Tamron.

Выставки, награды, достижения:

— 2012 год: выставка в г. Братске, 2015 год — персональная выставка в г. Братске и в г. Иркутске; участник групповой выставки ИФО в г. Хайфе, Израиль; многие работы находятся на постоянных выставках и в частных коллекциях в России и за рубежом;

— финалист конкурсов National Geographic «Дикая природа России» в 2013 и 2014 годах, Global Arctic Awards — 2013, The Best of Russia — 2013, «Полярная перспектива» в 2013 и 2014 годах и еще более 30 международных конкурсов и фотосалонов;

—призер и медалист Global Arctic Awards — 2014, El Argentino — 2014, The 1st Shenzhen China International Exhibition of Photography, The 1st Three country Grand Circuit Ireland — Montenegro — Serbia — 2014, The 1st DPW Grand Exhibition — 2014, The 5th International Capadoccia Photography Contest, The 1st PhotoVivo Singapore International Photography Awards и других;

— участник международных фотовыставок China 15th International Photographic Art Exhibition, China 16th International Photographic Art Exhibition, International Photographic Art Exhibition — Lines;

—фотографии и заметки публиковались в различных изданиях: Daily Mail, National Geographic, Caffeinated Photographers Magazine, Nature, Weather Channel, Continent Expedition, «Фотообраз», The One, «Иркутские кулуары» и многих других.

Источник вдохновения: монгольские степи.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий