Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Максим Григоренко: вглядываясь в себя и в мир

Максим Григоренко:
вглядываясь в себя и в мир

#фотографы #современная_фотография
Максим Григоренко:
вглядываясь в себя и в мир
23 октября 2014
Фото:Максим Григоренко

Максим Григоренко снимает преимущественно пленочными камерами в технике мультиэкспозиции, а сам процесс превращает просто в какое-то таинство, где разум и сознание отходят в сторону, уступая главенство случайности и интуиции. Как признается сам автор, каждый раз результат такой работы является открытием для него самого.


"Цветная Москва № 1"

«Цветная Москва № 1»

— Макс, здравствуйте! Для начала расскажите, пожалуйста, о себе: кто вы по профессии и как открыли для себя мир фотографии?

— Я дизайнер, фотограф, член Союза фотохудожников России. Моя основная профессиональная деятельность — книжный дизайн. Я сотрудничаю с издательствами «Детская литература» и «Русский фонд содействия образованию и науке» (университет Дмитрия Пожарского), а также с фондом «Общественное мнение» и другими. В основном я оформляю детские книги и научные издания, требующие сложных макетов и продуманного сочетания текстов и иллюстраций, а также обложки к ним. Любовь к хорошей детской книге была привита мне в детстве, а интерес к научной литературе проистекает из хорошего гуманитарного образования (РГГУ). Другая область моей деятельности — деловые публикации.

Фотографией я увлекаюсь с детства, но по-настоящему глубоко художественная фотография увлекла меня уже в зрелом возрасте. Чем именно — расскажу немного позже.

Так как я привык иметь дело с книжным разворотом, с соотношением белого пространства и напечатанных элементов, в фотографии для меня естественно работать с сериями, с сочетанием снимков на развороте книги или в экспозиции.

Сейчас я достаточно регулярно участвую в фотовыставках, работаю над систематизацией своего опыта и понимания фотографии как искусства и практики.

Недавно мы с моим другом, архитектором и фотографом Евгением Шапкиным, организовали фотогалерею «Территория +7» (www.territory7.ru). Мы поставили цель собрать интересные кадры разных современных, известных и не очень, но обязательно талантливых и небанальных авторов в одном месте. Поэтому теперь я осваиваю и новые компетенции: отбор снимков, ведение блога и организацию выставок.

«Преграда. Преодоление. Просветление»

«Преграда. Преодоление. Просветление»

— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?

— Постоянно открывать для себя что-то новое, по-моему, является необходимостью, процесс образования не заканчивается никогда. Новое знание порождает новые вопросы, а достижения открывают новые перспективы.

Можно сказать, что программу своего фотообразования я выстраивал и выстраиваю сам, исходя из появляющихся вопросов и потребностей. Бывало так, что решение пойти на тот или иной курс или мастер-класс, прочитать ту или иную книгу или статью, попробовать ту или иную технику возникало спонтанно. Иногда это приводило к ошеломительным открытиям, иногда оказывалось впустую потраченным временем. Чаще же новый шаг определяется предыдущим.

Я учился на разных курсах в фотошколах клуба Foto.ru и Photoplay. Особенно хочу отметить курс по жанровой фотографии Артема Житенёва и мастер-классы по мультиэкспозиции Андрея Чежина, оба в Photoplay. Хотя жанровая фотография не является основным для меня занятием, я постоянно уделяю ей время, так как ее роль для каждого фотографа очень велика. Снимать на улице полезно, даже если это будет не творческим проектом, а только штудиями, потому что жанровая съемка тренирует глаз, учит слышать свою интуицию и развивает многие психологические качества, необходимые фотографу.

Из книг хочу отметить «Фотографию как...» Александра Лапина — по-моему, она обязательна к прочтению каждым человеком с фотоаппаратом, — а также «Camera lucida. Комментарий к фотографии» Ролана Барта и «О фотографии» Сьюзен Зонтаг, хотя это уже достаточно специфическое чтение.

Фотография — особое визуальное искусство, она во многом отличается от живописи или графики, но и имеет с ними много общего. Соответственно, знание и понимание принципов построения художественных произведений прошлого и настоящего очень важно, и еще более важно иметь насмотренный глаз. Поэтому я стараюсь как можно чаще ходить в музеи и галереи. И, конечно же, смотреть альбомы и выставки фотографий, классических и современных.

Интернет в наше время пока еще предоставляет достаточно возможностей для получения информации и общения. Когда-то я тратил много часов на фотофорумы, интернет-галереи и интернет-издания; сейчас провожу там гораздо меньше времени, но теперь это сконцентрированное и плодотворное общение по существу. Это очень важно — сформировать правильный для себя круг общения.

«Приходят по земле, уходят в небо»

«Приходят по земле, уходят в небо»

— Какой из жанров наиболее интересен вам сейчас?

— Я снимаю город, это естественная для меня среда. Жизнь города, жизнь людей в нем, жизнь стен, мостовых, окружающих нас вещей — всего того, что создали люди, чем пользуются люди, в чем живут люди, — это тот материал, с которым я работаю. Поэтому направление моих нынешних снимков можно определить где-то между городским пейзажем и жанровой фотографией.

«Новый год в метро»

«Новый год в метро»

— Чем вас привлекает художественная фотография?

— Творчество — это зеркало, в котором человек может рассмотреть самого себя, потому что творческий процесс помогает высвободить подсознание, выпустить в произведение то неосознанное, что в данный момент важно для человека. Также творчество позволяет внимательно рассмотреть и научиться понимать мир, пропустив его через собственное восприятие. Фотография, которая делается на вдохновении, каждый раз становится для меня открытием. Я не вижу на ней той натуры, которую снимал, но вижу новую, художественную, реальность, требующую от меня понимания и расшифровки. И радость, когда обнаруживаешь в отснятом материале такой кадр, трудно передать! Конечно же, моя роль в съемке очень велика, мои опыт и умения позволяют мне сделать снимок правильно, но то, что этот снимок говорит, приходит не от моего разума и не от моих решений.

Получается, что художественная фотография привлекает меня возможностью вглядеться в себя и в мир. И обмениваться полученным опытом с другими.

«Скоро будет счастье!»

«Скоро будет счастье!»

Художественный язык гораздо более емок, нежели язык вербальный, он способен передавать ощущения, настроения, чувства. Художественное произведение передает идею целостным многоуровневым сообщением. Объяснять фотографию — бессмысленное занятие: объяснение, как ни старайся, будет неполным. Но это не значит, что бессмысленно говорить о форме, о том, как этот кадр сделан, зачем и почему он сделан.

Зритель, если изобразительный язык фотографий так или иначе близок ему, прочитает содержащееся в произведении послание, что-то перенесет в рациональное понимание, что-то оставит на уровне эмоций, но в любом случае этот процесс обогатит его. Такое возможно, когда автор и зритель говорят на одном языке, пользуются достаточно универсальными культурными кодами. Это касается и используемых образов, и способов изображения, акцентирования внимания и организации движения взгляда средствами композиции, символики цвета и так далее — всего того, что считывается как на уровне сознания, так и, что более важно, на бессознательном уровне.

А вот художественные проекты, построенные исключительно на фантазиях автора и придуманных им мифологемах, не вызывающие у зрителя эмоционального отклика, а требующие объяснения, столь распространенные в современном искусстве, увы, по преимуществу зрителю ничего не дают. Поэтому я стараюсь таких проектов избегать.

Итак, художественная фотография — это путь к себе и более глубокому пониманию мира и других людей. Она помогает и автору, и зрителю учиться чутко прислушиваться к своей интуиции, к своим ощущениям, к своему внутреннему голосу.

«Кони!», Петербург

«Кони!», Петербург

«Стены города»

«Стены города»

— Расскажите, пожалуйста, о своей работе в технике мультиэкспозиции. Как появляются идеи?

— Собственно, мультиэкспозиция — это собирательное название множества разных техник, позволяющих решать различные художественные задачи и объединенных общим принципом: многократным экспонированием одного кадра. Поэкспериментировав с разными техниками и подходами, я остановился на трех. Первые два предполагают объединение в одном изображении нескольких разных. В результате получается не простая сумма двух изображений, а умножение смысла, рождающееся из переклички элементов наложенных друг на друга фрагментов реальности. Третий способ позволяет запечатлеть одну сцену, но максимально убрав из нее лишние детали, и тем самым максимально увеличить ее выразительность и приблизить ее изобразительный язык к языку импрессионистской живописи. Существуют и другие техники, помимо мультиэкспозиции, позволяющие достичь того же результата, ими я тоже пользуюсь, но это отдельная тема, выходящая за рамки сегодняшнего разговора. Остановлюсь на указанных техниках подробнее.

1. Съемка нескольких сцен на один кадр без перемотки пленки. Тут очень важно понять, какие изображения будут хорошо сочетаться друг с другом. Стена, в которой проявляется дверь; здание, которое превращается в фантастическое отражение себя в себе самом как визуализация фантазий сидящего на скамейке человека.

«Воздушные замки»

«Воздушные замки»

Памятник, который сходит со своего места и встраивается в перспективу площади не так, как мы обычно его видим.

"Император" Петербург

«Император» Петербург

Для того чтобы снять такую работу, иногда бывает достаточно сделать несколько шагов в сторону, а иногда приходится проехать полгорода. Бывает, что нужную натуру не находишь, и кадр пропадает. Бывает, что кадр получается не так, как хотел. Бывает, что кадр совсем не получается. Бывает и так, что на негативе получается именно то, что предполагал. Но всегда то, что видишь на пленке после проявки, становится открытием!

То же самое можно сделать из нескольких отдельных снимков на компьютере или на увеличителе. Или снять цифровой камерой, имеющей режим мультиэкспозиции. Такой кадр будет точнее выверен по сочетанию элементов, но работа с ним требует бо?льшего участия сознания и меньшего — интуиции, а мне интереснее работать на интуиции. Поэтому к такому методу я обращаюсь очень редко.

2. Съемка одной катушки пленки несколько раз. Такой способ хорош для 35-миллиметровых камер, у которых взвод затвора совмещен с перемоткой пленки. Это очень интересный метод съемки, ведь запомнить, что? именно и как именно было снято на тот или другой кадр, невозможно, и результат всегда оказывается открытием! Конечно же, тут есть свои хитрости; например, пытаться снимать, вообще не думая о сюжетах, о компоновке кадров, об их сочетании, бессмысленно, это не более чем способ испортить пленку. Поэтому каждый прогон снимается с учетом тех или иных сюжетных и композиционных ограничений, принимаемых для каждой конкретной съемки. Этот способ дает огромную свободу сочетания кадров: например, один прогон можно снять в Москве, а другой — в Лондоне. И самое главное, этот способ позволяет в наибольшей степени проявиться интуиции: ведь она выбирает, что и как снять именно сейчас!

«Фотограф: метаморфозы реальности», Лондон — Москва

«Фотограф: метаморфозы реальности», Лондон — Москва

3. Многократная экспозиция одной и той же сцены. Этот метод позволяет убрать из фотографии мелкие детали, дребезжание которых часто мешает восприятию целого, а значимые объекты изобразить максимально обобщенно. Это способ вернуть фотографию к изображению света, цвета и формы. И абстрагироваться от конкретных предметов для того, чтобы изобразить их обобщенные идеи. Пожалуй, это самый красивый и самый интересный на настоящий момент для меня способ снимать. Я ищу свет и форму и даю камере возможность превратить их в фотографию.

По большей части работы, выполненные таким образом, спокойны и живописны, они очень хорошо подходят для того, чтобы украшать жилые пространства, так как взгляд успокаивается на их пространстве. Но бывают и совсем другие случаи.

Этот метод можно использовать только с камерами, в которых перемотка пленки не зависит от затвора, а взвод и спуск затвора осуществляются одним и тем же движением руки.

«Цветная Москва № 2»

«Цветная Москва № 2»

Какой бы метод ни использовался, самым важным этапом работы с кадрами будет отбор отснятого материала. Первый критерий отбора для меня — пластика изображения, свет, форма, композиция. Второй, но не менее важный, — то, какое сообщение, настроение, ощущение несет эта работа.

Некоторые кадры интересны сами по себе, но чаще, будучи объединенными в пару, триптих или серию, они образуют более сильное сообщение, нежели каждый по отдельности. Бывает так, что работа не находит себе компании в отснятом материале и остается ждать подобных себе снимков. Бывает, что со временем работы организуются то в одни серии, то в другие. В любом случае, прежде чем принимать решения, кадрам нужно дать вылежаться.

«Круг солнца», Венеция

«Круг солнца», Венеция

— Чем вы сейчас снимаете? Выбираете пленку или цифру?

— Снимаю на пленку, потому что в отличие от цифры пленка не позволяет сразу увидеть результат съемки. До проявки кадр живет своей жизнью, и каждый раз, принимая решение снять первую, вторую, третью и так далее экспозицию, я даю своей интуиции возможность выбрать тот единственный момент, когда нужно щелкнуть затвором. При работе с пленкой у случайности есть очень много возможностей проявить себя. Да, это непросто — подавить в себе желание контролировать процесс и довериться происходящему. Но это умение будет вознаграждено радостью открытия новой, интересной и красивой реальности на негативах! И это способ разглядеть в кадре свое ви?дение таким, каким ты его раньше не замечал.

А вот постобработку (яркость, контраст, насыщенность цвета, в некоторых случаях — кадрирование и прочее) я всегда делаю на компьютере и распечатываю работы в цифровой лаборатории: это обеспечивает хорошую повторяемость результата.

Из серии «Знаки Лондона»

Из серии «Знаки Лондона»

— Вашему творчеству свойственны философские оттенки. Каким вы видите своего зрителя?

— Мой зритель — думающий и чувствующий, понимающий и любящий красоту. У него насмотренный глаз, широкий кругозор. Мой зритель — путешественник и исследователь, куда бы он ни отправился и что бы ни изучал. И, конечно же, мой зритель любит джаз.

— Как вы думаете, на какие размышления могут навести зрителя ваши работы?

— Ну, тут уж мне судить сложно. Я могу только предполагать, что те ощущения и смысл, которые, как мне кажется, несут мои работы, может прочитать и мой зритель. Но, возможно, он увидит что-то другое; близкое ли моему, отличное ли от моего — не знаю. Главное, чтобы работы вызывали эмоции и желание всматриваться в них. Если вызывают — значит, контакт состоялся, значит, я не зря снимал, а зритель не зря тратил на них время.

— По вашему мнению, фотография способна выражать мировоззрение фотографа?

— Художественная фотография — безусловно. Кроме того, она позволяет фотографу рассмотреть свое мировоззрение и сформировать его. Это такой двунаправленный процесс самопознания и самосовершенствования, результат которого может быть интересен и полезен другим людям.

— Можете рассказать о самых любимых своих фотографиях, с которыми у вас связаны какие-либо истории?

— Четыре года я возвращаюсь к дому на Котельнической набережной. Вообще, Котельническая набережная, Яузские ворота, Яузский и Покровский бульвары — одни из самых любимых моих мест в Москве. Сейчас у меня есть три совершенно разных по пластике, технике исполнения и настроению фотографии высотки на Котельнической, и во всех трех мне уютно. Две из нихс няты в две экспозиции на цветную пленку (в случае «Цветной Москвы № 3» — просроченную, в результате чего получилось такое интересное равномерное тонирование изображения).

«Цветная Москва № 3»

«Цветная Москва № 3»

А пластика и цвет «Цветной Москвы № 2» получились благодаря многократной экспозиции кадра и проявке цветной пленки по слайдовому процессу.

«Вечерняя прогулка»

«Вечерняя прогулка»

Фотография «Вечерняя прогулка» не относится к числу моих любимых, но это сильная работа. Она была снята в период сложных переживаний и буквально пробивает эмоциями тоннель в такое инобытие, контакта с которым, пожалуй, стоит избегать, но бывают ситуации, когда сделать это невозможно. Эта карточка была важным этапом для меня, она о преодолении и хорошо показывает силу и возможности фотографии.

А вот снимок «Под дождем» я люблю. Это очень уютная и хорошо сложившаяся по пластике и композиции фотография Москвы.

«Под дождем»

«Под дождем»

— Фототехнику каких производителей вы используете?

— Среднеформатную камеру Diana F+, пластиковую 35-миллиметровую Recesky и 35-миллиметровую Nikon FE с 50-миллиметровым объективом «Гелиос». Черно-белую, цветную и redscale пленку Fuji, Kodak, Ilford, Rollei Retro, Lomography, иногда другие. Недорогие фотоматериалы я стараюсь использовать с осторожностью или не использовать вообще, так как их цена, как правило, соответствует качеству.

Diana — универсальный, очень гибкий инструмент, единственный недостаток которого — пластиковый, местами недостаточно надежный, корпус. А Nikon FE — надежный полуавтоматический фотоаппарат, идеальный для последовательной съемки мультиэкспозиции; да и для съемки однократной экспозиции на пленку эта камера очень хороша.

Также я часто снимаю цифрой. Для многих задач, отличных от тех, которые я решаю художественной фотографией, она оказывается более подходящей, нежели пленка. Это камера Sony и комплект объективов Sony, Tamron и Lensbaby. Ну и телефон, конечно.

«Тени Манчестера»

«Тени Манчестера»

— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?

— Любопытство, стремление к новому, желание понимать. Терпение. Внимательность. Терпимость. Спокойствие. Решительность. Настойчивость. Склонность к созерцательности. Склонность к размышлениям. В общем, все те качества, которые помогают смотреть и видеть; видеть и понимать; понимать и делать.

«Будни красной планеты»

«Будни красной планеты»

— Есть ли мастера фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?

— Очень сложно выделить таких, многие важны. Совершенно уверенно назову следующие имена: Георгий Колосов — фотограф и человек поразительной глубины; Йозеф Судек; Альфред Штиглиц и вообще классическая пикториальная фотография; жанровая фотография, в первую очередь, наверное, Робер Дуано. А также много интересных современных авторов.

— Как давно вы читаете наш журнал?

— Лет пять, но периодически, несколько номеров в год. После ссылок с Facebook на интернет-портал стал просматривать его чаще.

— Как вы узнали о нашем клубе и что стало главной причиной решения присоединиться к нам?

— Узнал на Facebook. Главной причиной присоединения стала возможность продуктивного общения.

— Вы уже начали пользоваться преимуществами? Какие скидки и бонусы наиболее полезны лично для вас?

— Возможность высказаться. А зеленая книжечка делает посещение некоторых мероприятий более комфортным.

— Какие еще преимущества вам хотелось бы видеть?

— Если бы удостоверение давало возможность входа в музеи Москвы и Петербурга, было бы очень хорошо!

— Что значит для вас фотография?

— Способ познания. Радость творчества.

Без названия, Лондон

Без названия, Лондон

Анкета. Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Максим Григоренко, 39 лет.

Веб-сайт: facebook.com/max.grigorenko, territory7.ru/authors/20/.

Купить некоторые мои работы можно здесь: fineartrussia.ru/u/readomania/.

Техника: Diana F+, Recesky, Nikon FE.

Выставки, награды, достижения: персональная выставка в Open Art Cafe, Москва, 14–23 августа 2014 г.; выставки в составе галереи «Территория +7» в свободном пространстве «Циферблат», Москва, 21 марта — 4 апреля 2014 г. и в театре Ленсовета в Петербурге 7 октября — 3 ноября 2013 г. Призовые места в конкурсах и мини-конкурсах клуба Foto.ru.

Источник вдохновения: жизнь.

Лучший совет: учитесь видеть. Учитесь понимать. Ищите себя. Путешествуйте!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий