Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Михаил Шмелёв: путь, мысли, фотография

Михаил Шмелёв:
путь, мысли, фотография

#фотографы #пейзажная_фотография
Михаил Шмелёв:
путь, мысли, фотография
13 апреля 2016
Фото:Михаил Шмелёв

«Люблю это состояние открытия, во время которого все неслучайно. В такие минуты многие хорошие снимки получаются сами собой», — говорит фотограф и участник клуба «Российское фото» Михаил Шмелёв. Для Михаила пейзажная съемка — больше, чем пространство для творчества.

— Михаил, добрый день! Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя мир фотографии и как давно начали фотографировать?

— Главным поводом к тому, чтобы заняться фотографией, для меня стало увлечение кинематографом. Помню, в какой-то момент кино буквально захватило меня, увлекло элегантностью и силой визуальных форм. Уже 10–12 лет тому назад в Сети можно было найти фильмографии признанных мэтров кино, поэтому я так и знакомился с этим искусством — целыми фильмографиями. Анализировал увиденное, вписывал в свою картину мира, затем читал в Интернете критику, рецензии. Собственно, этот процесс увлекает меня не меньше прежнего и сейчас.

Хорошее кино — это всегда концентрат разнообразных творческих находок и идей: здесь и мастерство создания образа, и замечательные примеры работы со светом и композицией. Фотографу есть чему поучиться.

Благодаря тому, что кино — это молодой вид искусства и путь, пройденный им в масштабах истории, сравнительно невелик, я считаю его одним из лучших учителей современности, особенно когда вы самоучка.

Но, конечно, фотография и кинематограф, имея в основе общие принципы построения композиции и работы с перспективой и светом, по сути очень разные — в динамике, во взаимодействии со временем. И если длительность производства делает создание кино довольно сложным хобби для одиночки, то с фотографией экспериментировать проще. Примерно так я рассуждал, решив заняться ею.

— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?

— Самостоятельно.

— Своими учителями вы называете природу, музыку, книги и живопись. Можете привести примеры: есть ли у вас настольная книга, любимые исполнители и художники?

— Да, конечно. Художники — И. Айвазовский, Н. Рерих и И. Шишкин. Писатели и поэты — В. Набоков, А. Солженицын, М. Лермонтов и С. Есенин. Люблю русский язык и с большим удовольствием читаю русских авторов. Из иностранных предпочитаю в основном не художественную литературу, например, философию. Музыку люблю инструментальную.

— Вы работаете в жанрах пейзажной и тревел-фотографии. Чем они интересны лично вам? Насколько они позволяют выразить свою творческую индивидуальность, на ваш взгляд?

— Для меня фотография очень прочно связана с путешествиями, бегством от рутины, погружением в спонтанность, когда покидаешь насиженное место, чтобы окунуться в манящий своей непредсказуемостью ход жизни. Два-три месяца, проведенные на одном месте, могут незаметно затянуть однообразием. Начинаешь с того, что ходишь одними и теми же улицами, в тот же магазин, что и вчера, и так далее, и только сбегая от этого, понимаешь, насколько на самом деле сильна власть рутины.

В путешествии, в новой обстановке чувства обостряются. Люблю это состояние открытия, во время которого все неслучайно. В такие минуты многие хорошие снимки получаются сами собой.

Однако за скобками тревел-фотографии остается огромное количество нюансов, ведь путешествия — это целая наука. Многие, пребывая в романтическом предвкушении, об этом не задумываются или не знают этого.

Попробуйте найти на путешествие средства. Потом время. Выбрать направление, изучить его, погрузиться в детали. Спланировать (я целиком за самостоятельные поездки) покупку билетов, оформление виз, аренду транспорта, вопросы с жильем и в промежутках между — общение с десятками новых людей. Телефон, скайп, электронная почта — уже на этом этапе ощущаешь, какой гигантский муравейник представляет собой наша планета и насколько он больше и интереснее, чем привычный тебе домашний мир.

Затем попробуйте выбрать правильную экипировку — функциональную одежду, хорошие рюкзаки, все необходимые в путешествии мелочи. Если предполагается палаточная жизнь и автономность в продолжение нескольких дней, решите головоломку с весом снаряжения, а сверху положите ваш фоторюкзак, из которого тоже не выкинуть лишнего. Выход только один — превратиться в спартанца, потому что путешествия — это всегда принцип разумного баланса возможностей и сил. Состояние, когда в ваш рюкзак поместилось все то, что действительно необходимо, а весь бесполезный хлам, это огромное количество вещей, «нужное» современному человеку, более не тяготит. Это здорово прочищает мозги.

— И сколько весит ваш рюкзак?

— 10 — 20 кг, в зависимости от предстоящих условий.

А потом отправляешься в путь — и возникают все новые задачи, меняются планы, происходят открытия. И все это воспринимаешь полностью, без остатка, как будто вдыхая полной грудью. Открываешь новые места, новых людей, устанавливаешь контакт.

Но сбежать от рутины не означает бросить все и скрыться в неизвестном направлении. Напротив, путешествия мотивируют доделать все домашние дела, ничего не забыв. Планируешь дни так, чтобы было время и для творческой составляющей, и для рутинной. А дедлайн — это звонок будильника накануне отправления в очередную дорогу. Так становишься мобильным, легким на подъем. Получается, путешествия — это не что иное, как жизнь на полную катушку.

Но это еще и целая наука; освоить ее и выдерживать ритм может или профессионал, решивший зарабатывать этим деньги, или подлинный фанатик. Слишком много сложностей и непредсказуемых моментов: сложно прийти в нужное место в нужное время, сложно выполнить все коммуникационные, транспортные и прочие задачи. А после этого поставить камеру и снять сюжет — это уже довольно просто. Это уже сливки, особенно если работаешь качественной техникой и освоил различные приемы съемки.

Если человек принимает все это, если его увлекает весь этот процесс, а не одна лишь красивая картинка — как венец непростого дела — значит, ему будет интересно заниматься пейзажной и тревел-фотографией. Другие же, немного удовлетворив свой интерес путешественника, устанут, успокоятся, и чаще будут оставаться дома.

Впрочем, возвращаться не менее интересно. Вернувшись, по-новому смотришь на свой дом. Делаешь накопившиеся дела, разбираешь материал, добытый в путешествии, приводишь в порядок новые мысли и с удовольствием возвращаешься к старым.

— На сайте вы называете свой формат «философско-созерцательным блогом» и уделяете много внимания текстам. Почему? Всегда ли вам было свойственно такое мировоззрение и зависит ли оно в вашем случае от занятий фотографией?

— Тексты для меня очень важны. Зачастую в двух-трех удачных зарисовках помещается квинтэссенция всего проделанного пути.

Думаю, моё творчество состоит из фотографии только на треть. Вторая треть — это состояние путешествия, состояние пути. И третья — мысли, рождающиеся в дороге.

Довольно часто они приходят под влиянием окружающей природы, ее кратковременного редкого состояния, уникального явления, которое может буквально пробирать до дрожи. В такие минуты случаются мысли-подарки — те, которые ты будто бы не заказывал, но они тебе явились неожиданно красочно, понятно и полно.

Есть и мысли, оформляющиеся благодаря ритму пути. Это мысли, которые зрели какое-то время, но не могли обрести форму, так как не было подходящей обстановки.

Их я всегда ожидаю с большим трепетом и волнением. Они означают, что произошло погружение, переключение. И в них — главная причина, по которой мне хочется отправиться в путешествие.

В результате рождаются тексты к фотографиям, и они далеко не всегда о подробностях путешествия или конкретном моменте пути. Однако, они появились благодаря пути, и в тексте обычно сквозит соответствующее ощущение.

Поэтому для меня фотография и сопровождающий ее текст являются цельным образом, они неразделимы. Это как почувствовать знакомый аромат и непроизвольно вспомнить мельчайшие детали обстановки.

— Получается, что фото — не главная цель?

— Получается так. Но фотография, безусловно, — это мощнейший инструмент, развивающий способность видеть. Также, фотография это правдивый и ёмкий архив впечатлений. Пролистывая снимки, можно вспомнить мельчайшие эмоции и чувства, владевшие тобой, даже спустя годы.

Открытия, переосмысление чаще всего приходят во время путешествий. Созерцание дает стимул для философии, а она, думаю, формирует потребность в созерцании.

Иногда едешь в новые места и ощущаешь некоторую дрожь — что же у тебя получится там? Произойдет ли контакт? Можно и без него оказаться в красивом месте, сняв хорошую картинку, но в этом случае планка требований будет постоянно повышаться. Просто яркий закат по сравнению с ярким азиатским закатом уже не пойдет, будет хотеться большего. Когда приходят такие мысли, я точно знаю, что не прав. Помню, Андрей Каменев на вопрос об интересных съемках ответил, что видел уже так много, что теперь трогают только какие-то действительно редкие, уникальные события, например, 50-летний шторм. От этого немного грустно.

Поэтому я думаю, что проникнуться обстановкой, установить контакт — вот то основное, что делает съемку интересной. Делает глубоким и насыщенным этот момент жизни. Момент, в результате которого появляется переосмысление, чувство открытия. И конечно, вполне естественно, насладившись этим чувством, всесторонне обдумать его позже, попытаться понять, как оно появилось, и почему. Так к созерцанию подключается философия.

— В чем, по-вашему, причина возросшего в последнее время интереса к пейзажной фотографии?

— Люди стали реже бывать на природе и больше сидеть в Сети, однако они по-прежнему тянутся к природному, к истокам. Хорошая пейзажная фотография действительно погружает в необычную природную обстановку и часто удивляет не только фотографа, но и зрителя.

Занятия пейзажной фотографией меняют угол зрения, расширяют горизонт, тренируют восприятие цвета и света. Примеряя различные точки съемки, увлекаясь этим, учишься видеть. Благодаря открытиям, очищению, которые, определенно, приносит контакт с природой, в единицу времени видишь намного больше.

— А какие ваши любимые места для съемок?

— Меня привлекают места труднодоступные, безлюдные, и в этом отношении наиболее интересна горная фотография. С одной стороны, горы отнимают много сил — и не только в самом путешествии, но даже на этапе планирования, подготовки. Однако, по этой же причине они наиболее качественно «погружают», переключают. Съемка в горах — вообще отдельная история, так как свет здесь самый непредсказуемый и неуловимый, а многие локации труднодоступны.

— Как вы думаете, какие черты должны быть присущи фотографу в первую очередь?

— Не только фотограф, но и любой человек, занимающийся творчеством, должен быть искренним, порядочным, честным. «Необусловленным страстями»... Таким, каким родился, — наблюдающим окружающий мир, находящимся в гармонии с природой. Тогда он сможет видеть, искренне сопереживать и будет тем самым неискажающим истину проводником.

Чтобы поддерживать подобное состояние, в городе требуется много сил. Поэтому периодически уходить на природу — это, наверное, необходимость каждого человека.

— Ваш совет по фотографии?

— Могу попробовать дать совет тем, кто увлекся пейзажной и портретной съемкой. Как во время контакта с природой, так и в минуты общения с интересным человеком вы совершенно не фотограф, и нажимание кнопки — не ваша забота. Вы другой: внимательный и чуткий. Слушатель, сопереживатель.

Момент, подходящий для съемки, возникнет сам. Его можно определить по внутреннему ощущению целесообразности. Тогда вы поднимаете камеру и делаете снимок. Таким образом, слушать и видеть — вот что хорошо, и не только в отношении фотографии, но и в целом, в восприятии мира вокруг.

— Назовите факт о вас, не связанный с фотографией.

— В школе я совершенно не знал карту мира, за что мне всегда было стыдно (несмотря на случайную пятерку по географии). Тогда я решил непременно все наверстать, и вот теперь, спустя лет эдак 15, я ее как следует выучил.

— Огромное спасибо за то, что нашли время ответить на наши вопросы! Желаем вам удачи и ярких эмоциональных кадров!

— Спасибо за интервью!

Анкета. Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Михаил Шмелёв, 33 года.

Веб-сайт: michaelshmelev.com.

Техника: Canon 5D Mark III, 16–35, 50, 70–200 мм.

Выставки, награды, достижения: публиковался в различных онлайн- и печатных изданиях: National Geographic, Geo, Continent Expedition. Участник и победитель конкурсов National Geographic Russia, Sony World Photography Awards, Nikon, Olympus.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

28 марта 2016

Олег Буцкий
о чудесах утренней пейзажной съемки

Рязанский пейзажный фотограф и член клуба «Российское фото» Олег Буцкий не только занимается пейзажной съемкой сам, но и организует однодневные фототуры. Наблюдать рождение нового дня — пожалуй, любимое его занятие, а ощущения, которые он при этом испытывает, заставляют его всегда быть в движении.

23 марта 2016

Александр Атоян
о неисчерпаемости пейзажной фотографии

Полку юристов-фотографов прибыло: членом нашего клуба, вслед за Владом Багно и Эдуардом Гордеевым, стал друг и коллега последнего Александр Атоян. Неудивительно, что он выбрал для себя пейзажную фотографию, ведь Александр живет в самом красивом и загадочном, по его словам, городе Европы — Санкт-Петербурге.

15 февраля 2016

Лондон в объективе
Елены Лавровой

Член Russian Photo Club Елена Лаврова рассказывает об особенностях уличной съемки в Лондоне и делится новыми снимками.