Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Александр Марецкий о русских пейзажах и не только

Александр Марецкий
о русских пейзажах и не только

#портфолио
Александр Марецкий
о русских пейзажах и не только
30 ноября 2016
Фото:Александр Марецкий
Текст:Александр Марецкий

Фотограф Александр Марецкий, по его собственному признанию, — настоящий перфекционист, и требователен он в первую очередь к себе самому. Ради того самого кадра он готов возвращаться на старые локации, ждать нужный свет и интересный момент. Эта страсть сопровождает его уже много лет, ведь он впервые взял камеру в руки еще в школе. О себе и своем творческом пути Александр рассказал нашему журналу.


О себе

Моя профессия совершенно не связана с фотографией — по образованию я радиоинженер-конструктор-технолог, работаю с промышленным оборудованием по металлообработке. Фотографии я нигде специально не учился, все осваивал самостоятельно — и съемку и обработку. Но, когда попадается возможность почерпнуть чужой опыт, стараюсь вникнуть. Хотя нет: парочку вебинаров я все-таки прослушал в прошлом году.


О творческом пути

Первые свои фотографии я снял камерой «Смена-8м» лет в 12-13, но быстро понял, что хочется снимать чем-то посерьезнее — пробовал отцовский «Зоркий-4», потом «ФЭД-5В», «Вилия-Авто», «Агат-18»... У друга-соседа был «Зенит-Е», которым мы снимали вместе, тогда я и распробовал зеркальную камеру. Примерно через год, родители купили мне мою первую серьёзную камеру — «Зенит-ТТЛ» с объективом «Гелиос-44М», которым я снимал лет 15-17, с большими перерывами. Фотографировал я сначала на черно-белую пленку — сам проявлял и печатал фотографии дома в ванной. В 9-10 классе средней школы был нештатным школьным фотографом и снимал разные школьные мероприятия. Этот «Зенит» служил со мной в армии, прыгал с парашютом и летел вместе со мной через голову лошади на горе Ай-Петри... В середине 1990-х появились фотолабы, и цветные фотографии стали доступнее для народа, тогда я стал проявлять и печатать в фотолабораториях.

Когда наступила цифровая эпоха и появились первые цифровые мыльницы, я забросил фото: мыльницы-незеркалки меня раздражали своей ограниченностью, а цифровых зеркалок еще не было.

В 2007 году я купил зеркальный Canon с объективом, и все пошло по-новой. Однако снимал я все еще по принципу «снимаю, когда куда-то еду». Считаю, что первый качественный шаг в моем фоторазвитии случился, когда я купил первый в своей жизни штатив. Тогда стал пробовать снимать ночью и рассветы-закаты. Это было летом 2007 года.

Второй качественный шаг случился в 2012 году, когда я впервые поехал в фототур и стал уже фотографировать по принципу «еду, чтобы снимать». Для этого я купил полнокадровую камеру и пополнил набор оптики, стал осваивать фильтры.


О жанре

Пейзажи мне нравились всегда. В свое время я закончил детскую художественную школу и это, конечно же, не прошло бесследно. Рисовать их часто было просто лень, что не мешало мне просто любоваться красивыми видами. И фотография оказалась прекрасной заменой этюднику и карандашу с красками!


О фототурах

За неимением личного транспорта фототуры — зачастую единственная возможность попасть в интересующее меня место в нужное время. Меня не особо заботит то, что придется снимать в группе: я всегда найду свою точку. Зато это хорошая возможность познакомиться с единомышленниками, обменяться опытом, да и найти себе компанию на дальнейшие выезды. Все-таки ехать куда-то в глушь лучше с надежным товарищем, чем в одиночку.
Правильный фототур будет особенно полезен новичкам — это своего рода интенсив по фотографии. Если, конечно, руководитель тура будет что-то рассказывать и давать советы. К сожалению, некоторые фототуры являются просто турпоездками с элементами фотографии — это бывает, когда организатор не фотограф или фотограф, но не пейзажист.


О пунктах назначения

В ближайшие пару лет я хотел бы побывать в Италии (Тоскана и Доломиты) и Германии (замки). В России очень хочется поснимать природу в осеннем и зимнем Крыму, осенний Алтай и зимний Байкал. Ну и планирую не забывать про «поездки выходного дня».


О русских пейзажах

Я снимаю то, до чего можно добраться на выходных из Москвы. В средней полосе России церквушки и сельские домики — неотъемлемая часть классического русского пейзажа. Умели наши предки выбирать места, где их построить!


О съемочном процессе

Я думаю, что все, кто снимает пейзажи, стремятся сделать кадр своей мечты в понравившемся месте. А с первого раза редко удается поймать нужное состояние природы. Еще перед выездом я подбираю интересные объекты, изучаю местность, как и с какого ракурса объект подсвечивается солнцем в разное время суток, слежу за прогнозом погоды, особенно за туманами и облачностью, — мне кажется, так делают все, кто снимает пейзажи. Самое яркое впечатление — когда приезжаешь на точку, а там как раз то, чего хотелось: туман, свет, радуга. Время в этот момент будто останавливается, а ты стараешься снять как можно больше сюжетов. И лишь когда уйдет свет или рассеется туман, ты возвращаешься в реальность. И едешь домой с заполненной «шедеврами» флешкой и довольной улыбкой.

Бывает и так, что после того, как я уже отснял какую-то локацию и ушел/уехал куда-то дальше, приходит интересный свет — тогда я стараюсь вернуться и переснять. Я буду возвращаться на место съемки, пока не сделаю тот кадр, который нарисовал у себя в голове. Мне всегда хочется сделать нечто особенное с интересным светом и погодой.

Обязательно стараюсь снять дубли, с разными параметрами съемки, да и просто дубли, чтобы потом не кусать локти, когда, при детальном просмотре на большом экране, единственный отличный кадр окажется испорчен чем-то, чего сразу не заметил.


О риске

Риск на съёмке бывает разный — риск опоздать на последнюю электричку, когда вдруг пошел свет, или риск свалиться в пропасть, когда ищется лучший ракурс.
Если есть угроза здоровью, то лучше приехать в другой раз, хорошо подготовившись, или вообще отказаться, чем снять шедевр и любоваться на него из инвалидной коляски. Собственно, поэтому я предпочитаю ездить на съемку не один — крепкая рука товарища может пригодиться. А вот риск опоздать куда-то, испачкать одежду или остаться без обеда — оправдан, здесь хороший кадр всегда перевешивает.


О критериях хорошей фотографии

Я перфекционист и все оцениваю достаточно строго. Можно долго об этом говорить, но для меня хорошая фотография — это безупречная композиция, редкий или необычный момент и идеальное качество.


О качествах, необходимых фотографу

Немного перефразирую армейскую шутку: фотограф должен иметь наглую морду, крепкий желудок и ни грамма совести.
На самом деле это непростой вопрос, ведь жанров в фотографии очень много, и для каждого жанра важны разные качества.
Если говорить о пейзажистах, то, пожалуй, главное — уметь ждать нужный свет, находясь «на точке», сохранять оптимизм, когда не повезло с погодой, мало спать и быстро бегать, когда «пошел свет», находить в себе силы обработать отснятое и получить «тот самый» результат.


Анкета. Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Александр Марецкий, 45 лет
Web-сайт: des317.35photo.ru/, alex-des.livejournal.com/
Техника: Canon EOS 5D Mark III, объективы — Canon EF 17-40 mm f/4 L USM, Canon EF 24-70 mm f/2,8 L II USM, Canon EF 70-200 mm f/4 L IS USM
Выставки, награды, достижения: всерьез не участвую
Источник вдохновения: моя фотомуза — моя жена Диана. Она мой первый зритель и первый критик. Она всегда поддерживает меня и иногда составляет компанию на съемках.
Лучший совет: кнопка «шедевр» находится на будильнике!

Отличный материал, дельные советы и красивые фотографии!
30.11.2016
Хорошо написал!
30.11.2016
Отличная статья, замечательные фотографии!
30.11.2016
Люблю пейзажную фотографию,поэтому прочитал забыв обо всем,просмотрел фото несколько раз. Спасибо,очень интересно написано!
05.12.2016

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

19 ноября 2016

Memento metro:
проект Алексея Домрачева

На протяжении пяти лет дизайнер и фотограф Алексей Домрачев делал снимки пассажиров московского метро, которые публиковал в своем Instagram-аккаунте. Месяц назад он распечатал эти снимки и устроил импровизированную выставку прямо в подземке.

15 ноября 2016

Александр Бобрецов:
«Фотографии с историей живут в сердцах»

Пожарный по профессии, Александр Бобрецов работает в МЧС на Соловецких островах. На Соловках он родился и вырос — и уверен, что «нельзя жить в таком месте и не любить здешнюю природу». О своем творчестве Александр рассказывает нашим читателям.

28 сентября 2016

Илья Терентьев:
"Не надо бояться простых сюжетов"

Фотограф Илья Терентьев, приверженец аналоговой фотографии, родился в глухой деревушке на севере Белоруссии, где в небе пролетали военные самолеты, а во двор дома ночью приходили волки. Сам про себя он говорит: «Я родился в диком месте, но, уйдя в люди, встречал места и более дикие».