Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Андрей Нарчук и Olympus на съемках дикой природы

Андрей Нарчук и Olympus
на съемках дикой природы

#обзоры #пейзажная_фотография
Андрей Нарчук и Olympus
на съемках дикой природы
27 июня 2014
Фото:Андрей Нарчук
Текст:Андрей Нарчук

Андрей Нарчук — блогер, фотограф, занимающийся наземной и подводной съемкой — протестировал камеру Olympus OM-D E-M10 и комплект объективов к ней во время своей поездки в Валдайский национальный парк. Давайте узнаем его мнение об этой технике.

Olympus 10 лет спустя

Так сложилось, что именно с техники Olympus началось когда-то давно мое увлечение фотографией и подводной съемкой в частности. Связано это было с тем, что на тот момент только один производитель разрабатывал и выпускал штатные подводные боксы для своих камер. Надо сказать, что похожая ситуация сохранилась и сейчас: штатные боксы для своих фотоаппаратов со сменной оптикой и по приемлемым ценам производит только Olympus. Вдобавок я слышал много лестных отзывов о нем от своих друзей и коллег, известных подводных фотографов, поэтому повода отказываться от предложения провести серию съемок камерой этой торговой марки у меня не было.

Смотреть фото в большем разрешении

Сразу попробую пояснить, какого результата я хотел бы добиться.

Даже сейчас, снимая под водой полнокадровым Canon, я стараюсь сделать свой комплект минимальным по размерам и весу. Мой подводный бокс — самый компактный на рынке. Я отказался от громоздких вспышек в пользу меньших по размеру, пусть и не таких мощных. В результате мой набор почти не отличается от комплекта на основе беззеркальных камер.

Это большое преимущество, когда условия съемки бывают на самом деле сложными. Мобильность, легкость управления и возможность получить кадр в очень ограниченном пространстве — только то, что лежит на поверхности.

Второе достоинство маленького размера — удобство транспортировки, что бывает критичным в долгих поездках. В тех же случаях, когда основная цель путешествия далека от дайвинга, возможность сделать нестандартные и редкие кадры может напрямую зависеть от размеров и веса вашего оборудования. Туда, куда при всем желании не возьмешь подводный комплект на шесть, семь и тем более 10 кг, вполне можно захватить что-либо небольшое в полтора-два кило весом. И это уж точно избавит вас от проблем в аэропортах и необходимости объяснять, почему вас стоит пропустить с ручной кладью весом в 20 кг.

Смотреть фото в большем разрешении

Еще одна позиция, которую я изо всех сил стараюсь закрыть, — это вторая камера для наземной съемки. И снова мы приходим к сравнению размеров и веса. Плюс сюда стоит добавить также цену. Простой пример: объектив 70–200 мм для Canon или Nikon весит порядка двух килограммов; с аналогичным фокусным расстоянием для Olympus (4/3) — в несколько раз легче.

Конечно, остаются сомнения: возить с собой два комплекта от разных производителей неэффективно в плане разной оптики. Но и здесь есть аргументы: во-первых, большинство используемых фокусных не пересекаются. А во-вторых, кто мешает взять две «тушки» того же Olympus и закрыть вопрос суммарно пятью килограммами? Каждый может легко произвести подобный расчет.

Смотреть фото в большем разрешении

Но достаточно теории, перейдем к практике.

Когда мне предложили взять Olympus на пробу, я сразу поинтересовался возможностью получить еще и подводный бокс к нему: все-таки для меня это основной вид съемки, да и требования, которые предъявляет к технике вода, особенно наша, российская, прозрачность которой далека от идеальной, позволяют увидеть реальные достоинства и недостатки фотоаппарата.

Основной площадкой для первого теста стал Валдайский национальный парк, с которым мы сотрудничаем уже несколько лет и где в этом году совместно с Юлей Втюриной я проводил мастер-класс по природной фотографии.

Смотреть фото в большем разрешении

С одной стороны, места мне были хорошо известны, а с другой, простыми их не назовешь. К слову, более-менее хорошие подводные снимки нам удалось получить только на третий год. До этого сочетание природных и погодных факторов сводили к минимуму все наши усилия.

Итак, что же я получил на руки для съемки.

Камеру Olympus OM-D E-M10 и комплект из четырех объективов: 75 mm 1.8, 17 mm 1.8, 60 mm Macro и штатника 14–42 mm. Что меня поразило сразу же, как только мне их отдали: все это вместе с зарядным устройством было примерно такого же размера, как моя камера с одним, не самым большим, объективом, а по весу и того меньше. Согласитесь, это подкупает, да и найти под такой комплект место можно в любой поездке.

Смотреть фото в большем разрешении

Правда, в первый раз пришлось обойтись без бокса, но думаю, что возможность поснимать этим всем под водой у меня еще будет.

Сразу понравилось то, что к первой съемке я смог приступить, не прибегая к инструкции, а все необходимые настройки находились примерно в тех местах, где и ожидаешь их увидеть. Чуть больше времени, наверное, минут десять, я потратил на Wi-Fi-подключение. Я как-то видел демонстрацию этой возможности, и мне очень хотелось ее опробовать. После пары несложных настроек камера начала раздавать Wi-Fi-сигнал, к которому я и подключился со своего планшета. После этого штатное программное обеспечение предоставляет доступ ко всем параметрам камеры, выдает картинку, по которой можно выбирать точку фокусировки, и позволяет дистанционно скачивать с нее фотографии.

Смотреть фото в большем разрешении

Когда подключение было установлено, я даже попробовал разместить фотоаппарат в своем подводном боксе. Да, разумеется, размеры и органы управления не совпали, и для фиксации камеры пришлось заполнить все остальное пространство пенопластом. Но с помощью удаленного управления с планшета я смог вести съемку и делать все, что необходимо.

Таким образом камеру можно использовать, к примеру, в сложных погодных условиях как фотоловушку для съемки диких животных. Остались вопросы насчет дальности и работы в подобном режиме от аккумулятора, но я думаю, что в ближайшие несколько дней у меня будет возможность получить на них ответ.

Смотреть фото в большем разрешении

Вторая часть знакомства с новой техникой состояла в пробах объективов: сначала макро, а потом и двух светосильных фиксов.

Еще мне очень понравился рисунок 75-миллиметрового. А неожиданным бонусом стало использование его с макролинзой Raynox 250. Дистанция фокусировки сократилась с полуметра до десятка сантиметров, и объектив стал выдавать очень мягкое макро, чем-то даже похожее на взгляд сквозь монокль. В общем, поле для экспериментов тут, на мой взгляд, еще огромное.

Смотреть фото в большем разрешении

Та же макролинза, установленная на 17-миллиметровом объективе, позволила получить изображения совсем другого характера. При съемке с малой дистанции можно совмещать относительно широкий угол и крупный план совсем маленьких объектов — то, что мы называем wide angle macro.

Наверное, я утомил вам мелкими деталями, просто в квартире попробовать сфотографировать что-то еще достаточно сложно. Да и подобная съемка является одной из моих самых любимых. Так что продолжим уже на Валдае. И жалко, что нет под рукой ни одного длиннофокусного объектива, а телеконвертер под эту систему, похоже, еще не выпустили. Его я бы попросил в первую очередь.

Смотреть фото в большем разрешении

Теперь, по возвращении, я позволю себе немного забежать вперед и сделать краткое резюме.

Почти всю поездку камера была у меня с собой, и большую часть всех наземных кадров я делал именно ею. То есть это почти четыре полных дня съемки различных сюжетов и в разных погодных условиях. Плюс один очень важный, можно сказать, показательный для меня момент, произошедшей в последний день.

Единственный раз, когда камера осталась дома, — это дневная макросъемка полевых растений. Ее я делал своим Canon. Данное решение было обусловлено в первую очередь желанием сравнить камеры в работе между собой. К тому же из-за вероятности дождя я не хотел подвергать чужую технику дополнительному риску. А все остальное — широкий угол, макро, арт-съемка — было сделано Olympus.

Мне понравилось, что в те места, куда остальные несли рюкзаки, я брал с собой только камеру и один дополнительный объектив. Все это прекрасно умещалось в карманах куртки, и я впервые за много времени получил возможность погулять на природе налегке.

Проблем с адаптацией к новой камере у меня не возникло. Наоборот, новые возможности вроде поворотного экрана пришлись очень кстати. При съемке у воды на озере или на болоте можно было фотографировать прямо от поверхности, создавая интересную перспективу и не боясь промокнуть самому. Единственное, хочется, чтобы поворот можно было делать в двух плоскостях, так как я привык снимать для одного сюжета и вертикальные и горизонтальные кадры (что бывает полезно впоследствии при верстке материала). Но думаю, что в будущих моделях это станет доступно.

Привыкнуть пользоваться экраном вместо видоискателя тоже было несложно — картинка на нем прекрасная. Первое время меня беспокоило то, что это может серьезно сократить время работы камеры, а дополнительного аккумулятора у меня не было. Но за все четыре дня я только один раз увидел сигнал о том, что заряд камеры скоро закончится, да и то уже в самом конце съемки, по дороге на базу. В некотором роде это меня приятно удивило.

Смотреть фото в большем разрешении

Из затруднений могу отметить лишь то, что при съемке в труднодоступных местах, когда камеру приходиться держать на вытянутых руках под большим углом к себе, экран неожиданно отключается. Видимо, срабатывает система экономии энергии, которая очень помогает во время переходов. Вероятно, ее можно отключить, но искать, как это делается, ради пары кадров не имело смысла. Однако тут это заставило меня снимать наудачу, и камера в большинстве случаев отлично справилась с поставленной задачей.

Да и в целом работа автоматики была на высоте. Снимал я преимущественно в режиме приоритета диафрагмы, реже — выдержки, и лишь в самых непростых случаях прибегал к полностью ручному режиму. Во всех остальных мне хватало установки экспокоррекции. Даже выставление ISO в половине случаев было отдано на откуп камере.

Основное исключение, которое пришлось отслеживать самому, — это съемка с открытой диафрагмой при ярком или контрастном свете. Тогда все упиралось в минимальное значение выдержки (1/4000), и кадры временами получались пересвеченными. Но, повторюсь, речь идет о съемке при значениях диафрагмы в районе 1,8–2,8. Конечно, всегда можно выставить, скажем, F/8 или даже больше, но я очень люблю фотографировать самые разные сюжеты с открытой диафрагмой и играть с глубиной резкости.

Вдобавок в съемке с открытой диафрагмой есть чисто практический момент: в большинстве случаев в лесу наблюдается дефицит света, даже в солнечную погоду, не говоря уже о пасмурной. А многие интересные явления можно увидеть и вовсе только в сумерках или до рассвета. И очень здорово, что выданные мне объективы позволили это сделать.

Кстати об объективах

Сложно сказать, какой из них мне понравился больше. Из тех, что мне выдали, наверное, все-таки 17-миллиметровый, благодаря своей универсальности, помноженной на компактность. Я снимал им все, от пейзажа до портретов и макро (для последнего используя макролинзу Raynox 250). Собственно говоря, я заменил им не совсем привычный мне штатный объектив и ничуть не пожалел о сделанном. Не подвел он и в самый ответственный момент, когда неожиданно прямо у нас под ногами проплыл бобр. Фактически это стало итоговой точкой во всей поездке: именно когда было очень надо, камера была с собой, мгновенно готовая к съемке, и, несмотря на отсутствие возможности не только выставить параметры, но даже прицелиться, позволила сделать два-три кадра.

Подчеркну, что на все про все у меня было максимум пара секунд. И пусть это не стало, да и не могло быть, художественной съемкой, однако для репортажа сделанные кадры были очень важны.

Смотреть фото в большем разрешении

Но и остальные объективы без дела не лежали. Макросъемку я очень люблю, и конечно же, без нее не обошлось. Тем более что сейчас огромное разнообразие полевых и лесных цветов и очень активный период в жизни насекомых. Отдельной темой этой поездки стали бабочки, которые собирались большими скопищами, и трудно было найти цветок без одного или даже нескольких насекомых.

Что касается съемки, то мне было немного непривычно управление фокусом и переключение на ручной фокус, которым я привык пользоваться постоянно. В этом плане могу привести в пример все тот же 17-миллиметровый, где оно реализовано идеально. Тут же приходилось делать дополнительные движения.

Интересным решением показалось колесо управления дистанцией фокусировки. Когда немного привыкаешь, это удобно, особенно принудительное возвращение фокуса в минимальное положение. Бывает, что фокус при съемке полупрозрачных или мелких объектов промахнется, улетит вдаль, а ты возвращаешь его обратно одним движением, нажатием на колесико управления дистанцией фокусировки. На моей же зеркалке это требует пары полных оборотов кольца.

75-миллиметровый объектив понравился мне в первую очередь рисунком, причем, как я писал, еще до поездки, когда я пробовал все дома. Я старался периодически снимать им в самых разных условиях. К сожалению, в лесу сюжетов для него было не так много — минимальная дистанция в полметра все-таки великовата. Хотя я использовал его и как мини-телевик при съемке на рассвете, и даже как макрообъектив совместно с диоптрийной линзой.

Смотреть фото в большем разрешении

Отдельно хотел рассказать еще об одном объективе, который удалось опробовать: 12–40 mm 2.8 (аналог 24–80). Вот он поразил меня своей универсальностью: широкий угол, отличный диапазон, резкость. Минимальная дистанция фокусировки позволяет использовать его в том числе и как макро. Правда, времени на это было немного — такой хороший объектив постоянно был нужен его владельцу.

Что же касается штатного объектива, то для себя я нашел как минимум одну специфическую сферу его применения — дистанционную съемку. Дело в том, что зум у этого объектива электронный, то есть, как и на компактных фотоаппаратах, им можно управлять с камеры. Когда фотоаппарат в руках, это нельзя назвать преимуществом, но вот если он установлен на удалении, это может быть очень полезно. К сожалению, пока погода не позволила мне провести полноценный тест этой функции, но я очень на это рассчитываю.

Плюсы

В заключение постараюсь ответить на свои же вопросы, поставленные до знакомства с камерой.

Основные плюсы: вы возьмете ее туда, куда не возьмете большой фотоаппарат. И она окажется под рукой именно тогда, когда это будет нужно.

Я однозначно рассматриваю Olympus OM-D E-M10 как камеру на каждый день и как вторую (в моем случае это все, что относится к наземной съемке) в любой поездке. И хотя действительно длиннофокусных объективов, традиционных для wild-life-фотографии, у меня не было, но думаю, здесь проблем тоже возникнуть не должно: двукратный кроп отлично заменит двукратный же телеконвертер. Также очень интересно будет попробовать поставить на Olympus через переходник объективы Canon (этот пункт важен, если в поездку вы взяли две камеры разных систем).

А для того чтобы сказать что-либо конкретное в плане подводной съемки, конечно же, нужно определенное время и достаточно много работы в разных условиях. Водная среда очень изменчива и разнообразна, пока не попробуешь — не узнаешь, что и как. Но надеюсь, что такая возможность у меня еще будет.

На этом у меня пока все.

Всегда ваш,

Андрей Нарчук

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

16 июня 2014

Olympus:
тест от семейного и детского фотографа

Продолжаем выяснять мнение профессионалов о новой беззеркальной камере Olympus OM-D E-M5. На этот раз результатами теста делится семейный и детский фотограф Наталья Казначеева.

30 мая 2014

Макросъемка Ирины Козорог
С Olympus это просто!

Талантливый макрофотограф Ирина Козорог, известная своими красочными кадрами и увлекательными фотокомиксами о жизни насекомых, протестировала камеру Olympus, поделилась своим мнением о ней и, конечно же, показала новые интересные снимки.

20 мая 2014

«Параллели памяти»:
мультиэкспозиция с Olympus

Зачем человек приходит в этот мир? Оставит ли он что-либо после себя? Останется ли то, что он хочет оставить? Мы так часто говорим: семейная память, светлая память, вечная память... А что такое вообще память? Сколько она живет? Жизнь складывается непредсказуемо, и в какой-то момент ответы, или, скорее, догадки, приходят сами собой...