Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Катерина Савина: о фотографии, которая рушит стереотипы

Катерина Савина:
о фотографии, которая рушит стереотипы

#портфолио #travelфотография
Катерина Савина:
о фотографии, которая рушит стереотипы
12 августа 2015
Фото:Катерина Савина. Лодочник, река Ганга, Варанаси, Индия

Одна из самых ярких участниц проекта «Дружба народов» и нашего конкурса трэвел-фотографии,член Russian Photo club, Катерина Савина посвятила фотографии уже больше 10 лет своей жизни. Достигнув мастерства в различных жанрах, она выбрала для себя документалистику, потому что главной целью фотографии считает ее способность затрагивать сердца людей. О своем творчестве и серии «Таджикистан. Быть женщиной» Катерина рассказала в интервью нашему журналу.


— Катерина, здравствуйте. Благодарим вас за участие в нашем проекте. Расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии, как открыли для себя фотографию?

— По профессии я фотограф. Начала фотографировать лет в 15, и с 17 лет работаю фотографом. За эти 10 лет я снимала в разных жанрах: от бытовой фотографии друзей и закатов, с которых все начинают, до рекламной, жанровой, свадебной, портретной съемки, документальных и арт-проектов. Сейчас моя коммерческая деятельность связана, в основном, с рекламной фотографией, но мне очень интересна документалистика, и я стараюсь уделять таким проектам как можно больше времени.

В моем случае трудно ответить о том, как я пришла в профессию. Играла со старым дедушкиным ФЭДом сколько себя помню, и помню, как еще ребенком я полюбила звук затвора. Наверное, можно сказать, что я никуда не приходила, фотография всегда была где-то рядом со мной и я с детства знала, что постараюсь стать фотографом.

Гималаи, перевал Чанг-Ла, Ладакх, Индия. Катерина Савина.

— То есть, вы заинтересовались фотографией еще детстве. Фотографировал ли кто-то в вашей семье?

— Да. Не всерьез, не научно, а как ребенок — делала семейные альбомы еще со времен дедушек и бабушек, фотографировала одноклассников, потом, в подростковом возрасте начала снимать концерты друзей-музыкантов. В моей семье фотографировал дедушка, но это были в основном семейные или групповые фото, ни одного пейзажа или художественного портрета я у него не нашла.

Намаз в дороге. Памир, Таджикистан. Катерина Савина.

— Помните свою первую камеру? На что вы сейчас снимаете? Необходима ли для пейзажной фотографии профессиональная техника, на ваш взгляд?

— Как я уже сказала, моей первой камерой был дедушкин ФЭД. Мне было 4 года (улыбается). А если серьезно, я очень хорошо помню свою первую камеру. Это была небольшая цифромыльница Canon. Мне было 15 лет, а я уже хотела быть супер-фотографом, но в клубы и на концерты с камерой не пускали, поэтому при покупке имел значение размер. Камера должна была умещаться в пачку сигарет, чтобы охранники на входе ее не заметили. В первый раз в жизни я пошла работать на школьные летние каникулы, чтоб позволить себе эту камеру. До сих пор припоминаю это маме, которая отказалась купить мне ее. Камеру очень быстро украли в метро, всего месяцев через 5. Но к тому моменту я уже поняла, что придется переходить на что-то посерьезнее и купила зеркалку. С тех пор я работаю с камерами Canon. В этом нет какой-то особой причины. Просто когда «обрастаешь» вспышками, объективами, синхронизаторами, сделанными под определенный бренд, становится довольно трудно перейти на камеры других производителей.

Нужна ли профессиональная техника для пейзажной фотографии? Это не столь важно. Если ты видишь кадр, дружишь с композицией и бываешь в каких-то интересных местах, можно и телефоном снять классно. А вот умение обрабатывать мне кажется гораздо более важным моментом для пейзажников. Мы привыкли к «подкрученным» цветам и контрасту, и обычные снимки без обработки зачастую уже не так цепляют.

Служка продавца чая, Раджастан, Индия. Катерина Савина.

— Девушка в пейзажной и репортажной фотографии — всё-таки больше редкость, чем правило. Как думаете?

— Не могу сказать, что я особенно тяготею к пейзажной фотографии. Даже если я работаю в удивительных местах с фантастической природой, я стараюсь так или иначе включать в кадр человеческую жизнь в любых ее проявлениях. Меня очень цепляет мысль о том, что мы видим Землю и знаем ее, в основном, такой, какая она сейчас, в нашем веке, с нашими традициями и технологиями, и какой была 20 лет назад. Мы можем видеть примеры тех явлений и процессов, которые больше не существуют или очень изменились. Трудно представить, какой увидят Землю наши дети, их внуки. Я часто думаю о моей самой любимой стране — Индии, и боюсь, что мои дети не смогут увидеть ее такой, какая она сейчас, такой, какой я ее люблю. Вот и пытаюсь сохранить истории мест и людей, опасаясь, что они изменятся навсегда.

Поломка шестерки. Памир, Таджикистан. Катерина Савина.

— Что скажете о физической подготовке, необходимости выжидать кадр в зависимости от условий погоды, носить тяжелую технику?

— Физическая подготовка, конечно, очень важна. Но, мне кажется, когда работаешь — привыкаешь и к тяжестям, и к погодным условиям. Просто перестаешь их замечать. Я много лет занимаюсь йогой, и думаю, что и силу и выносливость я черпаю благодаря ей. Спокойное и расслабленное отношение ко всему помогает выжидать нужный кадр ровно столько, сколько нужно. Мне кажется, что ожидание кадра не всегда хороший метод, хотя многие фотографы его поддерживают. Когда я снимаю, я стараюсь двигаться в том потоке, где нахожусь, с его скоростью и ритмом, это позволяет не стать «якорем», люди видят фотографа, и действуют иначе, и кадр может «замерзнуть» перестать быть пластичным, потерять динамику.

Кишлак Аличур, Памир, Таджикистан. Катерина Савина.

— Как семья относится к вашему увлечению?

— Моя семья меня очень поддерживает, в этом смысле мне повезло. Моя мама ездит со мной по всем самым экстремальным закоулкам Дели или Варанаси, потому что опасается за меня, и хочет, чтобы нам обеим было что вспомнить. Мой любимый человек тоже занимается фотографией. Поначалу он просто с интересом наблюдал за моей работой, а потом сам начал снимать, и у него это отлично получается. Мы вместе с ним проходим все самые сложные поездки и экспедиции. Без его поддержки у меня ни за что не получилось бы снять и ту серию, которая вошла в выставку «Дружба народов».

Ворота Индии, Мумбай. Катерина Савина.

— Чье мнение для вас наиболее важно? Известных мастеров, друзей, коллег, близких, свое собственное?

— Мне важно мнение любого человека, который видит мои снимки, будь то мои заказчики, коллеги, учителя или просто прохожие. В современной журналистике фотографы зачастую снимают, по сути, для других фотографов, потому что простые зрители не готовы вникать в сложные темы наших проектов. Но тогда выходит, что фотография не достигает своей главной цели — затронуть сердца обычных людей, дать им что-то новое, попробовать показать нечто скрытое, необыкновенное, что не увидишь каждый день на улице. Мне очень приятно мнение коллег и сведущих в фотографии людей, но также приятно, если кто-то пролистает мою книгу о Таджикистане и прослезится или хотя бы немного изменит свое мнение о соседе-дворнике из Таджикистана или Киргизии, и, проходя мимо, просто улыбнется ему и скажет: «Доброе утро»! Это моя главная цель.

Заравшанская долина, Таджикистан. Катерина Савина.

— Расскажите, пожалуйста, о кадрах, которые наиболее важны и ценны для вас. Есть такие?

— У меня, как, наверное, у каждого фотографа есть «то самое» фото, которое стало визитной карточкой и сильно изменило мою жизнь и работу. Это снимок с лодочником. Кадр был снят в Варанаси (Индия), когда мне было буквально 20 лет. Мне кажется, новичкам помогает вселенная. Мне повезло оказаться именно в том тумане, именно в том свете, с лодкой определенного цвета, и с таким выразительным индийским мальчиком-лодочником. Во время съемки мне казалось, что мы больше не существуем, что мы умерли и плывем через Стикс, и больше никогда не вернемся. Это было жутко и захватывающе одновременно. До сих пор думаю, что этот час на лодке в адском холоде и тумане что-то во мне изменили.

Дети в кишлаке Падруд, Заравшанская долина, Таджикистан. Катерина Савина.

— Удивительная история! Вернемся к проекту «Дружба народов». В экспозиции представлено несколько ваших фотографий. Расскажите, пожалуйста, о своих поездках в постсоветские республики.

— Я отправилась в Таджикистан с конкретной целью. У меня появился вопрос: если все таджикские мужчины — здесь, в Москве, то кто же остался там? Хотелось снять сильную и красивую историю о женщинах, которые по воле судьбы вынуждены жить одни, вести хозяйство и заботится о стариках и детях, пока их мужья работают в России.

Фото, представленное на выставке «Дружба народов» Таджикистан. Катерина Савина.

Было очень сложно. Помимо творческих проблем с поиском героев и налаживанием доверительных отношений с ними, появлялись совсем банальные трудности. Например, холод. Это, пожалуй, то, что нас ломало каждый день. Были проблемы с едой и перемещением. Постоянно приходилось искать продукты и машину, чтобы добраться до нужной точки. Мы ездили автостопом на китайских фурах, со строителями на полумертвых советских москвичах и шестерках, шли пешком, ехали на лошадях по горам и в снегу до пояса. Сейчас все это вспоминать весело и интересно, а тогда было тяжело и страшно. Я очень благодарна судьбе и своему любимому мужчине, за то что мы смогли сделать эту серию. Впервые я ее представила в качестве дипломной работы на журфаке МГУ, и она получила множество добрых отзывов. А теперь мне приятно участвовать в вашем проекте, потому что дружба и понимание как раз и были главными целями нашей поездки.

Фото, представленное на выставке «Дружба народов» Таджикистан. Катерина Савина.

— Как реагировали местные жители на фотосъемку? Общались ли вы с ними?

— Мне было очень важно общаться с местными жителями. Я расспрашивала истории их семей, мне рассказывали о проблемах, часто очень личных. И именно это позволило мне сделать серию не просто фотопроектом, а маленьким сборником чьих-то жизней. Люди в Таджикистане — удивительно добрые и часто наивные, но в них чувствуется сила традиций и веры, уважения к старшим, забота о госте в доме, душевность, и, что самое интересное, — любовь к нашему общему прошлому, к СССР и к тому, что мы когда-то были одним целым. Пожалуй, Таджикистан можно назвать одной из тех стран, которая никогда не отречется от дружбы с Россией.

Фото, представленное на выставке «Дружба народов» Таджикистан. Катерина Савина.

— А какие постсоветские страны наиболее интересны вам на сегодняшний день? Планируете ли вы еще путешествия?

— Планирую путешествие в Грузию, мне кажется это будет очень насыщенно, интересно и, самое главное, — вкусно (улыбается).

Старик с цветком рододендрона. Катманду, Непал. Катерина Савина.

— Где еще удалось побывать, какие места и природа впечатляют больше всего?

— Я очень много где была — Средняя Азия, Юго-Восточная Азия, Индонезия, Европа, — но очень давно. Много времени сейчас провожу в Израиле.

Обожаю Индию. Эта страна уже давно перестала быть для меня просто местом для путешествий. Это часть меня, она у меня «под кожей», если можно так сказать. Не было года за последнее время, чтоб я не съездила туда. Это нельзя объяснить, надо там просто хоть раз побывать. Все самые красивые и удивительные места для меня — в Индии. Это и нереальные вершины Гималаев в Ладакхе, и сильнейшие внутренние и культурные переживания в Варанаси, и неземная красота Тадж-Махала, и бурный океан в Каньякумари. Одной из моих любимых стран можно назвать Непал. Он очень близок к Индии по духу, но там чувствуешь себя иначе. Непальцы, конечно, фантастический народ, и последние события с землетрясением очень меня огорчают. Осенью я планирую съездить туда, снять серию о том, как страна переживает последствия катаклизма.

Тадж-Махал, Агра, Индия. Катерина Савина.

— Уверены, что новая серия получится не менее яркой! А если говорить о нашей стране, есть ли у вас любимые места?

— Честно скажу: я не большой фанат путешествий по России. Не знаю, почему. Но из того, где я была: Карелия — прекрасна, особенно, если любишь рафтинг. Люблю Петербург. Очень бы хотелось съездить на Камчатку. А любимое место — дача (улыбается).

Варанаси, Индия. Катерина Савина.

— Вы проводите фототуры, участвуете в них? Насколько близок вам такой формат? Пейзажная, документальная съемка — это личное творчество или коллективное?

— Я верю, что фотография — сугубо личное творчество. Мне неприятно стоть в толпе фотографов и снимать «очередной закат». Может быть, когда-нибудь я открою школу в Непале, но именно там, так как там еще есть, что зацепить и чему поучиться.

Варанаси, Индия. Катерина Савина.

— Предпочитаете одиночные снимки или серии, циклы?

— Серии. Хоть это и сложнее, но серия позволяет, во-первых, раскрыться мне, как фотографу. Во-вторых, — рассказать нечто важное. Это возможно сделать одним кадром, но нужно быть очень везучим, чтоб такой кадр поймать.

Варанаси, Индия. Катерина Савина.

— Сколько раз готовы возвращаться на одно и то же место, чтобы получить задуманный кадр?

— Лучше, конечно, нисколько, потому что если ты сегодня где-то есть, то где-то еще тебя нет, а там тоже интересно (улыбается). Но у меня есть пример серии, ради которой я приезжала в Варанаси три раза, и только в последний приезд осознала, что и почему снимаю.

Ступа Будднатх, Катманду, Непал. Катерина Савина.

— Как вы думаете, как развить видение и возможно ли это? Или же оно дается свыше?

— Не знаю. Конечно, что-то от Бога должно быть. У меня были ученики, которые, как ни объясняй, — просто не видят. А развивать — обязательно можно и нужно. Важно снимать максимально много, смотреть другие фотографии, хорошие и плохие, а еще, мне кажется, важно учиться думать и придумывать, что интересного можно вытащить из той или иной ситуации.

Варанаси, Индия. Катерина Савина.

— Что для вас «хорошая фотография»?

— Сейчас хороших фотографий так много, что трудно обобщить и сказать: «Вот это и это — хорошо». На мой вкус хорошая фотография — это сочетание супер-момента с супер-исполнением, супер-обработкой, и, желательно, с каким-нибудь интересным подтекстом.

Панджикент, Таджикистан. Катерина Савина.

— Кто из современных фотографов вам наиболее близок по творческому методу?

— Первый фотограф, который меня зацепил, был Стив Мак-Карри. Конечно, Индия, краски, большеглазые дети и колоритные старики. До сих пор я очень люблю его цвет, он особенный. Конечно, люблю Сальгадо и Нахтвея, из женщин мне очень близки серии Мари Эллен Марк. Из российских фотографов — Владимир Вяткин, Сергей Максимишин, Игорь Гаврилов.

Ступа Сваябхунатх, Катманду, Непал. Катерина Савина.

— Участвуете ли вы в конкурсах, выставках, что для вас общественное признание?

— У меня раньше было много выставок, посвященных Индии. Сейчас интерес к ним спал. Да и снимаю я уже более сложные темы, которые без контекста не повесишь. Буквально неделю назад мне пришло письмо о том, что я взяла номинацию в Humanity Photo Awards с той же серией из Таджикистана. Я была очень рада. Всегда приятно получить признание и благодарность за свою работу. К тому же, это дает новые возможности, новые идеи и единомышленников.

Ступа 4го века, Ладакх, Индия. Катерина Савина.

— Какой цели в фотографии вы хотели бы достичь?

— Это очень эгоистично, но я бы хотела, чтобы когда-нибудь по моим фотографиям учили студентов. Почему-то с самого детства у меня в целях именно это. А вообще, просто хочется, чтобы работа никогда не наскучила и было, к чему стремиться.

Озеро Пангонг, Ладакх, Индия. Катерина Савина.

— Что для вас фотография?

— Пафосно, наверное, но это — почти все самое важное, что у меня есть помимо семьи. Это моя жизнь.

Варанаси, Индия. Катерина Савина.

— А что вас вдохновляет на творчество? Какую музыку, литературу, кино вы предпочитаете?

— Ох, это будет очень долгий список. Из музыки — Radiohead, это если коротко. Очень люблю хорошее кино. Из последнего увиденного меня сразил Bucket list. Из книг сейчас почему-то мне в голову приходят «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Наверное, потому что это — целый эпос про одну маленькую деревню. Кстати, очень фотографично, я бы с радостью поснимала Макондо из книги.

— Чем для вас стало участие в выставке «Дружба народов»? Как вы думаете, способствуют ли такие проекты развитию фотографии?

— Мне было важно и приятно принять участие в проекте. Не только потому, что это развивает фотографию, а еще и потому что он посвящен дружбе, которой нам сейчас так не хватает. Еще здорово, что именно ВДНХ принимает выставку в своих стенах, ведь это — символ единения. Может быть, благодаря нашим общим усилиям люди посмотрят на постсоветские страны по-новому, какие-то стереотипы разрушатся, и мы станем немного ближе.

Монастырь Тикси, Ладакх, Индия. Катерина Савина.

— Знаете ли наш журнал, читаете?

— Ваш журнал конечно знаю. Все его знают, даже моя бабушка (улыбается). Читаю с удовольствием.

— Спасибо большое, приятно слышать. И последний вопрос. Назовите, пожалуйста, пять фактов о себе, не связанных с фотографией.

— На самом деле я — не рыжая (многие не знают). Заядлый дачник, вылезаю из московского пафоса, чтоб покопать грядки. Не люблю море, поэтому никогда не была в Турции, Египте и подобных странах. Обожаю Израиль и хочу провести там свою старость. Я целых 40 минут продумывала предыдущие 4 пункта, так как практически все, что у меня есть, связанно с фотографией.

— Катерина, благодарим за чудесную беседу! Удачи вам!

— Взаимно!

Анкета. Об авторе

Совет начинающим фотографам: Работайте так много, как только можете. Самое главное, что у вас есть — это портфолио, работайте над ним, потом оно будет работать на вас. Беритесь за интересные и новые для вас проекты, даже за бесплатно, это дает опыт и новые фотографии. Совершенствуйтесь в обработке, обработка — это то, что даст вам узнаваемый стиль. Смотрите хорошие примеры фотографии, совершенствуйте свой вкус. Путешествуйте — это аккумулирует счастье, а если ты счастлив — остальное приходит само собой.
Техника: Canon 5D MarkIII, 60D, EF 24-105mm f/4L, EF 16-35mm f/2,8L, EF 135mm f/2L, Carl Zeiss Planar 50mm f/1,4, Lensbaby Composer, Raylab Axio
Источники вдохновения: GEO, National Geographic, Noor, Times

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

10 августа 2015

Эдгарас Вайцикявичюс:
«Улица имеет собственную историю»

Внимание участника проекта «Дружба народов», литовского фотографа Эдгарасу Вайцикявичюсу привлекает то, мимо чего большинство горожан проходит мимо: геометрия деревьев на фоне старой стены, ниспадающий из окна свет, появившееся после дождя отражение... Эдгарас убежден, что улица имеет свою историю, и тому, кто проявляет к ней интерес, она открывает свои неповторимые истории.

4 августа 2015

Антон Папин:
"Узбекистан — удивительно многогранная страна"

Фотограф из Узбекистана Антон Папин стал одним из первых участников выставки «Дружба народов», который приехал в Москву и посмотрел экспозицию своими глазами. 8 августа в 18 часов в Шахматном клубе на ВДНХ в рамках образовательной программы проекта состоится встреча с Антоном. А о своих первых впечатлениях он рассказал нам в специальном интервью.

3 августа 2015

Максим Шубович:
"Фотография должна отражать мысли автора"

Максим Шубович — один из самых ярких участников выставки «Дружба народов» от Киргизии. Он успешно работает в разных жанрах, не перестает совершенствовать свои навыки и главным в фотографии считает смысл. На его счету — несколько социально важных проектов. 8 августа в 15 часов в павильоне № 59 «Зерно» в рамках образовательной программы проекта «Дружба народов» состоится творческая встреча с Максимом. А пока предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с ним.