Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Константин Наумов: фантазия случая и резонанс слоев

Константин Наумов:
фантазия случая и резонанс слоев

#портфолио
Константин Наумов:
фантазия случая и резонанс слоев
15 апреля 2014
Фото:Константин Наумов

Питерский фотограф Константин Наумов работает в редком жанре мультиэкспозиции, а его работы многослойны как в прямом, так и в переносном смысле. Их суть невозможно ухватить с лету, они требуют вдумчивого, неторопливого созерцания, притягивают зрителя и не отпускают, раскрепощая его поток сознания.

— Как и почему вы заинтересовались фотографией?

— Я астроном и наблюдаю небесные объекты. Однажды опустил трубу вниз и обнаружил, что здесь есть свой космос... (улыбается).

Мультиэкспозиция. Петербург, двор. Фото Константина Наумова

— Помните свою первую камеру?

— У нас в семье был фотоаппарат «Смена-2». Чтобы произвести впечатление на одноклассников и особенно одноклассниц, я брал его с собой в школу. Именно благодаря этому обстоятельству мне доверили в школьном спектакле роль старого фотографа, которому довелось снимать Ленина (улыбается).

Мультиэкспозиция. Город. Фото Константина Наумова

— Вы профессиональный фотограф?

— Нет, потому что я живу не с этого, а этим.

Мультиэкспозиция. Город. Фото Константина Наумова

— Каким жанром вы интересовались в самом начале своего творчества?

— Вначале, как, наверное, и многие, я хотел «сделать красиво», потом — интересно.

Мультиэкспозиция. Профиль. Фото Константина Наумова

— Как вы можете назвать собственный стиль в фотографии?

— Это высекание живых искр соударением кусков мертвой реальности.

Мультиэкспозиция. Абстракция. Фото Константина Наумова

— У вас очень философские интересные снимки, требующие внимательного и долгого рассмотрения. Как вы думаете, побуждают ли такие работы к размышлению о чем-то важном? Ведь в последние годы наибольшую популярность снискали фэшн и свадебная фотография, не очень-то вызывающие рефлексию...

— Философичность мультиэкспозиции зачастую не является целью автора, а есть ее имманентное свойство. Совмещение разнородных образов приводит к их визуальному искажению и отклонению от привычного спектра связанных с ними ассоциаций. А я как автор в основном стремлюсь к интересной композиционной организации с взаимосвязанными частями изображения, хотя это не часто удается.

Что касается фэшн-фотографии, то ее сторонникам свойственно отождествлять красоту снимка с красотой объекта, как правило, одиночного и приукрашенного. В такой работе преобладают свойства объекта, а не изображения как целостного художественного полотна.

Мультиэкспозиция. Женский портрет. Фото Константина Наумова

— В современной фотографии есть по крайней мере два вопроса, которые всегда вызывают споры: мобильная фотография и ее место в фотографии вообще и совершенная техника, которая «делает за фотографа всё». Как вы на это смотрите? Признаете ли могущество фототехники и какие прогнозы делаете насчет мобильной фотографии?

— Независимо от того, какие технические средства используются, решающим фактором является наличие в творческом продукте элементов первичности. Зачастую можно наблюдать высокотехничные результаты, удручающие своей безнадежной вторичностью, ни на шаг не выходящей за пределы привычного образного ряда.

Мультиэкспозиция. Крест. Фото Константина Наумова

— Насколько для вас важно общественное признание?

— Успех творения выше успеха автора.

Мультиэкспозиция. Разбитое стекло. Фото Константина Наумова

— Чем вам нравится мультиэкспозиция?

— Она порой дает то, о чем говорят: «нарочно не придумаешь». Как показывает практика, фантазия случая зачастую оказывается неожиданнее авторской. И тут возникает естественный вопрос: а в чем тогда заслуга автора? Могу лишь сказать, что без соответствующего опыта подбора слоев резонанса между ними не будет, и тут не поможет никакая фантазия случая. Использующий мультиэкспозицию должен чувствовать, понимать, какие элементы изображения могут войти во взаимодействие с соседней экспозицией, а какие будут только мешать.

Мультиэкспозиция. Лица. Фото Константина Наумова

— Как появляются и компонуются ваши работы? Вы заранее знаете, что хотите показать в кадре, или он рождается из нескольких образов?

— Пленочные мультиэкспозиции по способу реализации можно разделить на две группы. Первая — осознанная мультиэкспозиция, это когда экспозиции осуществляются последовательно на один кадр без перемотки пленки. Вторая — мультиэкспозиция с перезарядкой уже отснятой пленки. В первом случае результат в достаточно высокой степени предсказуем, во втором присутствует значительный (с точностью до общего представления автора о первой экспозиции) элемент случайности.

Мультиэкспозиция. Портрет. Фото Константина Наумова

Для мультиэкспозиций с перезарядкой пленки наиболее пригодны фотоаппараты с электронной протяжкой пленки, у которых есть инфракрасный датчик позиционирования кадров, что устраняет вероятность сдвигов кадров между соседними экспозициями. Проверено на фотоаппаратах Canon EOS 1, 3, 300, 300V, Olympus Mull.
Что касается рождения образов, то у меня подбор образного содержания слоев чаще всего происходит на подсознательном уровне, являясь продуктом спонтанного порождения мимолетных фантазий, особенно в случаях, связанных со съемкой непостановочных, репортажных сюжетов, — День города, Фестиваль уличных театров...

Мультиэкспозиция. Двор. Фото Константина Наумова

— Что вдохновляет вас на творчество?

— Уже давно произошло смещение мотива на процесс.

Мультиэкспозиция. Аккордеонист. Фото Константина Наумова

— Мы подготовили обзор лучших фотографов, работающих в направлении мультиэкспозиции, и включили в этот обзор и вас. На сегодняшний день это довольно редкое направление. Как вы думаете, почему?

— Во-первых, в фотографии наиболее ценна та выразительность, которая достигнута прямой съемкой, без каких-либо манипуляций с изображениями, в том числе и таких честных, как пленочная мультиэкспозиция. Во-вторых, современные фоторедакторы предоставляют мощнейшие возможности для манипулирования изображениями, и заниматься простым сложением кадров, имитируя пленочную мультиэкспозицию, нет особого смысла. А если все же использовать эти возможности фоторедактора, мы получим конечный результат, который уже будет находиться вне пределов понятия фотографии, в иной области визуального творчества.

Мультиэкспозиция. Портрет. Фото Константина Наумова

— Творчество каких современных и классических фотографов для вас особенно важно?

— Я видел много чего, что-то наверняка отложилось, но без взаимосвязи с конкретными именами. Должен, однако, заметить, что выставки живописи оказываются для меня более сильным катализатором.

Мультиэкспозиция. Абстракция. Фото Константина Наумова

— Что для вас фотография сейчас?

— С одной стороны, это некая игра по собственным правилам, с другой — образ жизни.

Мультиэкспозиция. Абстракция. Фото Константина Наумова

— Какой цели в фотографии вы хотели бы добиться?

— Новизны...

Мультиэкспозиция. Абстракция. Фото Константина Наумова

— Чем снимаете сейчас?

— В основном пленочными Canon EOS 1 и 3, но есть также и несколько среднеформатных камер, две из которых используются для мультиэкспозиций.

Мультиэкспозиция. Двойной портрет. Фото Константина Наумова

— Если говорить о мультиэкспозиции, то как вы думаете, что все-таки больше подходит для этого направления: цифра или пленка?

— У цифры есть недостатки, которые присущи ей безотносительно конкретного применения. В первую очередь это практически линейная яркостная динамика в околопересветных областях со ступенчатым переходом в плоское белое поле при перенасыщении ячеек ПЗС-матрицы. У негативной же пленки кривая почернения светочувствительного слоя нелинейна в области пересветов и асимптотически стремится к некоторому пределу. Кроме того, у цифры имеет место полосатая структура шума, связанная с принципом считывания изображения с ПЗС-матрицы. И наконец, блюминг — растекание избыточного заряда пересвеченной ПЗС-ячейки в соседние. Развитие аппаратных средств в последние годы минимизировало эти недостатки (быстродействующие процессоры в фотокамерах и специальные аппаратные средства для отвода избыточного заряда), но не устранило их полностью. С учетом вышесказанного можно заключить, что цифра требует более тщательного подбора экспозиции, чтобы избежать плоского белого поля и вытягивания деталей из теней.

Что касается мультиэкспозиции, то ее цифровая реализация часто несет на себе оттенок синтетичности. Возможно, этого можно избежать и дело тут только в умелом использовании имеющихся аппаратных и программных средств. В частности, редко кто отключает в цифровых камерах искусственную контурную резкость, которая крайне отрицательно сказывается на характере изображения, в том числе и мультиэкспозиционном.

Мультиэкспозиция. Портрет. Фото Константина Наумова

— Молодые люди, которые хотят стать фотографами, зачастую интересуются у профессионалов: как добиться успеха и как найти свой стиль в фотографии? Что бы вы ответили на этот вопрос?

— Надо уточнить, о каком успехе идет речь. Если под профи имеется в виду своя студия, обилие заказов, хороший заработок — это не ко мне. А в целом в фотографии, как и во многих других вещах, нужна некая упертость в работе и поиске. И всё придет, на что и сам надеюсь... (улыбается).

Об авторе

Фотограф Константин Наумов

Имя, фамилия, возраст: Константин Наумов, 54 года.
Лучший совет: «Надо всегда оставаться в меньшинстве» (А. и Б. Стругацкие, «Хромая судьба»).

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий