Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Свет и тени Марии Воробьевой

Свет и тени
Марии Воробьевой

#портфолио #натюрморт #современная_фотография
Свет и тени
Марии Воробьевой
13 августа 2014
Фото:Мария Воробьева
Текст:Дмитрий Иванов

И в живописи, и в фотографии один из самых сложных жанров — натюрморт. Автору здесь приходится иметь дело с замкнутым пространством, относительно скудным набором выразительных средств, отсутствием явной динамики в сюжете. В жанре натюрморта нечасто встречаются находки, еще реже — открытия. Тем ценней каждая удача. Одна из них — натюрморты фотографа Марии Воробьевой, которой удалось найти новый подход к этому классическому жанру.

В ее работах вы не увидите привычных спелых фруктов, изящных ваз с букетами цветов, старинных украшений. Мария Воробьева снимает нечто, что обычно хранит человеческая память, а не фотопленка или цифровой носитель. Это образы той жизни, что когда-то была, а затем растворилась во времени, оставив после себя лишь призрачные тени. Чтобы поподробнее узнать о необычной технике теневого натюрморта, мы встретились с Марией Воробьевой в ее мастерской.

Свето-теневой натюрморт Марии Воробьевой

Свето-теневой натюрморт Марии Воробьевой

  • Мария, как вы пришли к столь нетривиальному взгляду на натюрморт?
  • Этот проект «Квартира №...» я делала для Фотошколы ВГИК. Я тогда собиралась снять серию натюрмортов о заброшенном, покинутом жилище. Как раз в то время в моей квартире шел ремонт — со стен содрали обои, под ними обнажился ноздреватый бетон с кусками старых газетных страниц. И я решила снимать у себя. Долго колдовала над разными вещами, и вдруг поняла, что мне гораздо интереснее рассматривать не реальные предметы, а их тени на повидавших многое стенах. Я стала экспериментировать с зеркалами и стеклами — это благодаря их переотраженному свету тени стали столь объемными, превратились в параллельную реальность и окончательно разминулись с той действительностью, к которой мы привыкли.

Свето-теневой натюрморт Марии Воробьевой

  • А вам важно было уйти от действительности?
  • Думаю, что это вообще важно для любого человека, который пытается заниматься творчеством. Я имею ввиду необходимость освободить свое сознание от каких-то привычных образов, дать себе шанс увидеть мир иначе. Помните замечательную фразу из фильма «Матрица» — «ложки нет»? Этот эпизод прекрасно иллюстрирует мысль о том, что наши возможности ограничены только свободой нашего сознания. Я очень обрадовалась, услышав однажды нечто подобное от Георгия Пинхасова. Не берусь цитировать мэтра, но его соображения заключались в том, что лучше всего снимать, отключив логику, перестав анализировать и просчитывать. Это, конечно, не значит, что я полностью оторвана от действительности. Ведь теневые натюрморты — лишь один проект. Я занимаюсь и предметной съемкой, и стрит-фото, и коммерческой фотографией — с удовольствием снимала под заказ блюда из меню ресторана «Честная кухня», коллекцию одежды, созданную дизайнером Леной Уваровой.

Свето-теневой натюрморт Марии Воробьевой

Свето-теневой натюрморт Марии Воробьевой

 Я видел другие ваши арт-фотографии. Они, конечно, все разные. Но объединяет их одно — мне кажется, вы стремитесь передать ту мимолетную подвижность мира, которая в свое время заворожила импрессионистов.

— Такое сравнение ко многому обязывает. Я действительно люблю импрессионистов и для меня очень важен свет. Я лишь недавно начала его понимать — то, как он выявляет форму, фактуру, постоянно меняет привычные предметы и пространства. Но познание света — долгий путь, на котором, я надеюсь, меня ждет немало открытий.

Об авторе

Фамилия, имя: Мария Воробьева

Образование: Факультет журналистики МГУ, Фотошкола ВГИК (ныне Фотошкола «Фотограф»)

Техника: Nikon d700, Nikkor 24-70, Nikkor 105

Сайт: mariavorobieva.com (открытие в сентябре 2014 г.), https://www.flickr.com/photos/ma_vor/

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

16 января 2014

Чема Мадоза:
взгляд со стороны

Когда-то сюрреализм был уделом художников, которые видели этот мир иначе, чем остальные люди, и отображали это на холсте. Но вот наступила эра фотографии, и нет ничего удивительного в том, что за десятилетия развития фотоискусства многие фотографы пытались подступиться к философии сюрреализма. Однако удалось это не всем.

30 октября 2013

Елена Андреева:
скромное очарование натюрморта

Елена Андреева из подмосковного города Жуковский много снимает в жанре натюрморта, хотя спектр направлений ее работ весьма широк: от котофото до ню. И не последнюю роль в качестве ее снимков играет используемый ею объектив «Гелиос».

18 апреля 2013

Цветочные истории
Магды Индиго

С фотографией Магда Индиго познакомилась еще в детстве. Посвятив фототворчеству более 30 лет своей жизни Магда очень требовательна к себе: по ее словам, на поиски собственного стиля ей понадобилось 20 лет. О том, что нужно начинающим фотографам для того, чтобы добиться известности, о своей удивительной серии работ с цветами и понимании фотографии в целом она рассказала нам в эксклюзивном интервью.