Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Валерий Шейкин: «Нужно позволить кадру снять себя»

Валерий Шейкин:
«Нужно позволить кадру снять себя»

#портфолио #пейзажная_фотография
Валерий Шейкин:
«Нужно позволить кадру снять себя»
27 декабря 2016
Фото:Валерий Шейкин

Валерий Шейкин, читатель нашего журнала и победитель конкурса осенних фотографий среди подписчиков журнала Вконтакте, ради хорошего кадра готов ждать, многократно возвращаться на место съемки и идти на риск. Возможно, это — следствие профессии, ведь Валерий — пилот гражданской авиации. А может быть — любовь к фотографии, которая воплощается в каждом его снимке. Фотограф рассказал нашему журналу о своем творческом пути и взгляде на фотографию.

О себе

По профессии я пилот гражданской авиации. За более чем два десятилетия работы мне посчастливилось побывать во многих самых отдаленных уголках России. Многократно бывал на Кубани, Кавказе, в Средней Азии. Не раз профессия и судьба забрасывали меня и на Север, и на Дальний Восток... Я восторгался уникальной красотой природы России и неизбежно пришел к идее, что в меру сил и способностей обязан делиться этой красотой с родными, друзьями, коллегами, знакомыми и незнакомыми людьми. Так возникло серьезное увлечение фотографией. Позже пришло понимание того, что мир фотографии сам по себе — удивительное, волшебное явление, и я благодарен судьбе, что она привела меня к нему.

Москва

О творческом пути

Мой первый фотоаппарат — замечательную камеру «Любитель» — мне подарила бабушка. А первый учитель по фотографии появился в моей жизни в 1973 году. Его звали Игорь Подшивалов, и он был таким же, как и я, пионером, которому посчастливилось провести целую смену в «Артеке». Игорь научил меня, как говорят, «правильно держать камеру в руках». Дальнейшее постижение тайн фотографии происходило самостоятельно, через рассматривание полотен классиков русской живописи — Шишкина, Репина, Сурикова. Немногочисленная в то время литература по фотографии «съедалась и переваривалась» мной долго и тщательно, с большим прилежанием. Редкие беседы с мастерами фотографии становились настоящим праздником. Я много снимал. От неудач, от недовольства самим собой, своими работами порой опускались руки, и я забрасывал это занятие. Но через какое-то время все равно брался за камеру: желание постичь тайны фотографии оказывалось сильнее приступов отчаяния. Все было, и потери, и удачи, но за огорчениями неизбежно приходила радость. И это было счастье. Счастье преодоления. В первую очередь, себя самого, своего страха. Ведь счастье — это не «получилось» или «получится», а «получается». И это «получается» дорогого стоит.


О жанре

Стараюсь снимать в разных жанрах: предметная съемка, портрет, репортаж... Особенно много и разнообразно снимаю в жанре репортажа. Практически ни один городской праздник, ни одно общественно значимое мероприятие не пропускаю. Мои работы активно использовались Комитетом по рекламе Московского правительства. Возможно, вы помните: лет шесть назад в Москве реализовывался фотопроект «Тумбы фотоинформации», рассказывающий о культурной, общественной и спортивной жизни столицы. Я активно участвовал в нем. Это была большая работа и хорошая практическая школа репортажа. Много сотрудничал с Москомархитектурой. Приобрел навыки по фотосъемке городских пейзажей, а отсюда и любовь к пейзажу природному.

Восход на Ай-Петри

.

Любимый город


О фототурах

На определенном этапе постижения техники пейзажной фотографии фототуры необходимы. Когда я начинал, не существовало даже такого понятия — фототур. Во всяком случае, в СССР. Сейчас много езжу, но компании предпочитаю одиночество. Не потому что я мизантроп, нелюдим или боюсь раскрыть какие-то свои особенные приемы съемки. Просто когда ты один, есть время подумать над сюжетом будущего кадра, «прочувствовать» его. Что называется, слиться с состоянием природы. Ведь над одним-единственным снимком порой приходится работать несколько дней. Хороший кадр в пейзажной съемке — это отражение состояния души фотографа. В него нужно прийти, дождаться его, что в компании, особенно большой, практически невозможно. У каждого фотографа свои сюжеты. И то, что интересует тебя, может оказаться неинтересным тем, кто рядом. Или их банально поджимает время для перехода на следующую локацию.

Храм Живоначальной троицы

Золото Плёса

Вспоминая прожитое. Рабочеостровск .

Белые ночи приполярья


О вдохновении

Меня вдохновляет то, что интересует в данный момент. А вот откуда берется сам интерес — тайна сия велика есть! Поэтому интересы мои весьма разнообразны. Меня одинаково увлекает и дикая природа, и городской пейзаж. Нравится снимать левитановский «великий покой», но иногда увлекает неожиданная динамика. Я только что вернулся со съемок из Крыма, где удалось сделать, на мой взгляд, весьма удачный кадр — «Крымские зигзаги». Кадр возник в воображении в почти что готовом виде при созерцании на одном из крымских перевалов облака необычной формы. Осталось найти подходящий зигзаг дороги, остановиться и дождаться проезжающего автомобиля, чтобы он на длинной выдержке нарисовал мне своими сигнальными огнями нужную световую фигуру...

Крымские зигзаги


О Крыме

В Крыму, куда ни взглянешь, можно брать камеру и, не особенно напрягаясь, снимать — и кадры будут интересными, с хорошей композицией, особенно на Демерджи. Это место, пожалуй, самое любимое. А разнообразие ландшафта Тавриды настолько поразительно, даже на сравнительно малых территориях, что хочется снять все! Но, увы, нельзя объять необъятное! Время отпуска кратко, погода переменчива, и все, что удается, — это снять с одной-двух точек свое отношение к окружающему миру. Или отношение мира к тебе, которое во многом зависит от тебя самого: как аукнешь, так оно и откликнется...

Берендеево царство

Крымский бонсай

Облака на Ай-Петри, дело секундное


Об упорстве

Буду возвращаться на локацию, пока не получу желаемый результат. При этом количество кадров не имеет значения. При съемке архитектуры я, как правило, приезжаю на точку два-три раза. Первый приезд обычно ознакомительный: нужно присмотреться к местности, уловить ее особенности, определить, где встает и где садится солнце в данное время года, как ложатся тени от соседних зданий. Важный момент — выбрать ракурс будущей съемки, изучить перспективу, прикинуть композицию кадра... Во второй и третий приезд — собственно съемка, днем и в «режимное» время.

Псковские зорьки

Псковские зорьки

Дунилово

Дуниловские рассветы


О съемочном процессе

Чтобы снять пейзаж, я приезжаю на место несколько раз, иногда даже без камеры, чтобы «поймать состояние», уловить «ритм дыхания» природы, что ли, настроиться на некий внутренний диалог с ней. И довольно часто случается так, что ты отказываешься от первоначального замысла, потому что сам пейзаж подсказывает тебе, как лучше его снять. У писателей есть выражение — «позволить книге писать себя». При съемке пейзажа нужно позволить кадру снять себя. Для чего это нужно? Чем ближе полученный кадр к тому, что ты увидишь в своем воображении, тем меньше потом «колдовать» в компьютере. А иногда и компьютер бессилен, если ты снимал с «холодной головой».

Доброго дня, страна!

Туманы Скомово. Ивановская область


О риске

Фотограф Митио Хосино, сделавший за свою карьеру множество прекрасных фотографий дикой природы, пожертвовал жизнью ради одного-единственного снимка медведя, о котором долго мечтал. Как поступил бы я на его месте? Не знаю... В профессиональной жизни пилота часто случаются ситуации, когда приходится идти на риск. И это не героизм, просто профессия такая: боишься — не летай, летаешь — не бойся. И в авиации ты рискуешь ради людей, которые доверили тебе свои жизни и надеются на тебя. Стоит ли в фотографии рисковать жизнью ради одного снимка? Наверное, да. Но, опять-таки, нужно не терять рассудок, не переступать грань. Помнить, что тебя ждут дома. В моей практике таких пограничных случаев не было. Если он произойдет, я получу ответ на этот вопрос. А пока — не знаю...

Встречая рассветы. Мыскапчик.

Покрова на Нерли. Первые лучи

Соловецкий ноктюрн


О видении

У Мандельштама есть замечательные строки: «Красота — не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра...». Несомненно, с каким-то «глазомером» человек рождается... Это как наличие музыкального слуха: у одного человека он абсолютный, у другого — обыкновенный. Но и то, и другое — лишь стартовые возможности, остальное человек нарабатывает упорным трудом.

Триумфальная арка

Броуновское движение

Огни большого города


О критериях хорошей фотографии

Хорошая фотография — это совокупность «чувствований души», точно выстроенной композиции кадра, хорошей техники съемки, ибо камера сама не снимает, ну и грамотной и осторожной постобработки, куда же без нее.

Кидекша. Церковь Бориса и Глеба

-25


О качествах, необходимых фотографу

Прежде всего фотографу необходимо терпение, умение добиваться поставленной цели. Очень важно постоянно стремиться совершенствоваться в ремесле фотографа, уметь смирять гордыню, чтобы иметь возможность объективно анализировать свои работы. И, разумеется, очень важна интуиция, понимание и даже предвидение того, что может произойти в кадре. Эта черта особенно необходима в репортаже, когда фактор времени — один из важнейших, и творческим медитациям нет места.

Торжок. Борисоглебский монастырь


О творческих ориентирах

Мастеров, творчество которых для меня ценно, немало. Это и Вадим Гиппенрейтер, и Николай Рахманов, и Анатолий Семеляк... В их числе — Владимир Вяткин, Сергей Воронин, Александр Кокшаров, Даниил Коржонов, Влад Соколовский, Александр Киценко.... Все они — признанные мэтры фотографии. И поскольку я стараюсь быть в курсе того, что происходит в мировой и отечественной фотографии, творчество этих людей так или иначе влияет и на мою работу.

Холодные сны Ай-Петри


Анкета. Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Шейкин Валерий Юрьевич, 55 лет
Техника: Canon 5D Mark II, почти вся L-линейка оптики Canon.
Выставки, награды, достижения: призер конкурса Kodak «Как стать мастером большого формата», участник выставок в Подольске и Москве.
Источник вдохновения: окружающий нас мир.
Лучший совет: развивать в себе чувство прекрасного, уметь ждать.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий