Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Влад Соколовский: "Пейзажная фотография должна быть сделана с душой"

Влад Соколовский:
"Пейзажная фотография должна быть сделана с душой"

#портфолио #пейзажная_фотография
Влад Соколовский:
"Пейзажная фотография должна быть сделана с душой"
29 июля 2015
Фото:Влад Соколовский, Чехия

Влад Соколовский — один из самых известных белорусских фотографов. Требовательный к себе и своим работам, Влад готов дожидаться нужных условий съемки по несколько часов. Результат, как правило, превосходит все ожидания. 1 августа в 15 часов в павильоне № 59 «Зерно» в рамках образовательной программы проекта «Дружба народов» состоится творческая встреча с Владом. А пока предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с одним из самых талантливых участников выставки «Дружба народов». ​


— Влад, добрый день! Прежде всего благодарим вас за участие в проекте «Дружба народов» и хотим побеседовать с вами о пейзажной фотографии.

— Добрый день! И вам огромное спасибо. Быть в числе нескольких авторов представляющих Беларусь, — очень почетно. Отдельное спасибо за приглашение!

Влад Соколовский. Место съемки — Беларусь. Фото, представленное на выставке «Дружба народов»

— На выставке представлено несколько ваших снимков, сделанных на территории вашей родины — Беларуси. Назовите несколько мест, где они сделаны? Какие уголки Беларуси наиболее привлекательны для пейзажного фотографа и куда вы порекомендуете отправиться, чтобы в полной мере оценить красоту белорусской природы?

— В Беларуси очень много таких мест. Расскажу о некоторых. Весной текущего года я был в Беловежской пуще, а осенью прошлого года — в таком интересном месте, как охотничье хозяйство «Красный бор». Оттуда у меня два кадра с оленями. Впервые я попал туда случайно в октябре 2014 года, как раз во время первого снега. Оттуда же есть кадр с заснеженный дорогой, уходящей в лес. Еще могу выделить реки Свислочь, Ислочь. Это всё — в пределах 50-100 км от Минска. Очень красивое место — ландшафтный заповедник «Голубые озера».

Влад Соколовский. Место съемки — Беларусь. Фото, представленное на выставке «Дружба народов»

Все уголки привлекательны по-своему. В прошлом году один фотограф сделал интересный репортаж в городе Солигорске, где добывают калийные удобрения. Там любопытные пейзажи: потрескавшаяся, как в пустыне, земля на открытой территории, а вдалеке — насыпи. В этом году видел интересную заметку про озера в Гомельской области, которые находятся на участке, где раньше добывался гранит. Можно назвать ее «белорусской Карелией» из-за каменных отвалов, на которых растут деревья. Это очень нехарактерные виды для Беларуси. Наверное, осенью съезжу и посмотрю.

Влад Соколовский. Место съемки — Беларусь. Фото, представленное на выставке «Дружба народов»

— Много удается ездить по родной стране?

— В прошлом году в рамках одного масштабного международного фотопроекта Say Cheese! я проехал по всем крупным областям Беларуси в течении 5-6 дней. Минская, Витебская, Гродненская, Брестская области... очень любопытно было посмотреть.

Отдельно могу выделить населенный пункт Сыновичи и церковь Святого Михаила. Это Церковь оборонного типа. Вот не знаю, почему, но это место мне очень нравится.
Когда-нибудь я его сниму.

Есть хорошее место на пересечении трассы Москва-Брест рекой Свислочь (это если не хочется ехать далеко от Минска).

На одно и то же место, если оно зацепило, можно съездить несколько раз. Но дома — зачастую просто не получается собраться и поехать. Если я в поездке могу рано встать и поздно лечь, то здесь для меня это порой просто катастрофа. Дома не могу подняться рано. Кроме этого, нужна небольшая компания. Хотя бы 1-2 человека.

В прошлом году у меня было несколько таких поездок. В августе, сентябре и октябре, в различные области. В этом году — две, в Пущу. В Беловежской пуще места нам показывал человек, не чуждый фотографии, и это очень отличалось того, как рассказывает обычный сотрудник. Точка зрения у всех своя. Изначально планировалась съемка животных. В принципе, все удалось, но надо чем-то жертвовать. Одновременно заниматься обоими жанрами — сложно. Там, где красивый пейзаж, может не быть животных. И наоборот. Совершенно другая оптика нужна для этих двух задач.

Влад Соколовский. Место съемки — Беларусь. Фото, представленное на выставке «Дружба народов»

Если выбирать какое-то одно место, я бы посоветовал ехать на Витебские озера. Раньше я бывал там часто, но не ради съемки, просто с семьей. В основном, это сельские сюжеты, лес и озера. Озера у нас достаточно большие и травянистые, но нет какого-то колорита что ли, как на том же севере, в Карелии, где на скалах растут деревья, где куда более суровая, но фотогеничная природа.

Мест очень много... Другое дело — выделить на это время

Влад Соколовский. Место съемки — Беларусь. Фото, представленное на выставке «Дружба народов»

— Вы проводите фототуры. Расскажите, как вы думаете, для того чтобы стать хорошим фотографом, нужен талант, или достаточно освоить необходимые технические навыки?

— Стараюсь избегать слова «фототур». Я говорю «фотопоездка», «фотопутешествие». Никогда не упоминаю слово «фототур». Приглашаю всегда в поездку (улыбается). Мне так больше нравится. Чтобы стать хорошим фотографом, нужен не столько талант, сколько время и желание. Конечно, нужно освоить необходимые технические навыки. Но прежде всего — желание. Ведь бывают периоды, когда просто не хочется брать в руки камеру и снимать.

Влад Соколовский. Место съемки — Беларусь. Фото, представленное на выставке «Дружба народов»

Расскажу о своей недавней задумке. Хотел снять самый крупный храм в Беларусии. Само место — не очень красивое. Церковь расположена на фоне строящихся зданий, заправки, гаражей, жилых домов, в кадр попадают троллейбусные провода. Я снимал его несколько раз. Однажды я увидел радугу, которая будет за храмом, поспешил на место, но пока доехал, прошло минут 10, и от радуги не осталось и следа. Было несколько таких моментов, когда не хватало какой-то детали. На днях все же получилось сделать кадр: была гроза. Пришлось некоторое время подождать. Парило, небо было черным, сам храм светился, поскольку на него падал луч солнца, а все вокруг было погружено во тьму. Но дождь не пошел и свет пропал. Через час солнце выглянуло, но свет уже был не такой. Но я выждал момент, когда солнце освещает только храм.

Влад Соколовский. Место съемки — Беларусь.

— Замечательно! Вот что значит умение ждать момент!

— Для всего нужно настроение. И для съемки, и для подготовки и публикации работы. Не думаю, что нужно выкладывать фотографии просто чтобы дать о себе знать. Если автор по-настоящему интересен кому-то, его в любом случае не забудут. Нужно желание, и, опять же, нужно определиться с направлением съемки.

Влад Соколовский. Место съемки — Беларусь. Фото, представленное на выставке «Дружба народов»

— Кто чаще всего участвует в фотопоездках: новички, профессионалы? Вас знают очень многие фотографы из России в том числе.

— Как правило, в основном, участвуют фотографы из России. Из Беларуси — очень немного. У нас не очень развито это направление. Мало компаний, которые приглашали поехать куда-либо что-то поснимать. В России и Украине их намного больше. Если подобные предложения и поступают, то в большинстве своем не от белорусских компаний.

В поездки ездят и новички, и профессионалы. Например, в Моравии было много людей, которые уже бывали в самых разных частях света: и в Америке, и в Японии, и в Заполярье. Была женщина лет под 67, которая снимает просто для себя. На самом деле, тех, кто совсем не владеет даже азами фотосъемки, не было. Каждый в той или иной степени знает основы. Все друг другу помогают, подсказывают. Одни приезжают что-то узнать, другие — получить конкретный интересный кадр. Какие-то моменты обсуждаются за компьютером. Но, все же, большинство людей, наверное, две трети — технически очень грамотные и для них это уже не первая поездка.

Влад Соколовский. Место съемки — Чехия

— А у вас есть любимые направления фотопоездок? Например, огромную популярность получили ваши снимки из Южной Моравии.

— Разнообразием направлений похвастаться не могу. Ездил туда, где мне было в первую очередь самому интересно снимать. Сейчас бы с удовольствием поехал обратно в Карпаты. Такой аутентичной атмосферы, как там, я больше нигде не видел.
Соседние Польша, Словакия — это совсем не то. Про Моравию мысли были тоже уже давно. И о Чехии тоже. Она ведь относительно не далеко. В мае прошлого года эта мечта осуществилась. А потом стало ясно, что снимки привлекают людей, и осенью было предложено съездить снова уже с заинтересованной компанией. А затем — еще раз весной этого года.

Влад Соколовский. Место съемки — Чехия

В повторные поездки кадры были более удачными с той точки зрения, что был проведен анализ мест для съемки и уже появились определенные задумки. Насчет того, насколько интересна Чехия для съемки: мы как-то встретились с фотографом то ли из Кореи, то ли из Гонконга, который приехал в Моравию уже в 12-й или 14-й раз. Очень зацепила его эта страна. Там сразу видно, кто подыскивает точку съемки, а кто приехал целенаправленно. Кстати, в моем творчестве можно выделить одну интересную особенность. Примерно с 2012-2013 года у меня на фотографиях совсем нет неба.

— С чем это связано?

— Не люблю снимать кадры с небом. Это началось с Закарпатья. При использовании длиннофокусной оптики в нем просто нет необходимости.

Влад Соколовский. Место съемки — Чехия

— Как вы думаете, в чем главное преимущество фотопоездок? Возможность общаться с мастером и усовершенствовать свои технические навыки? Или сам процесс съемок, обсуждений результатов?

— В том, что можно задать любые вопросы. Мне часто присылают вопросы на почту, в социальные сети. Не всегда успеваю отвечать. Расписать иногда бывает достаточно тяжело, созваниваться легче. Лучше 5 минут живого общения, чем час писанины. К тому же, я не считаю себя мастером. Сам процесс съемки тоже корректируется. Люди, которые ездили в фотопоездки, тоже могут поделиться полезными советами. Обмен опытом очень важен в таких путешествиях. Я тоже узнаю что-то новое. Обсуждается ли результат? Всегда по-разному. В Закарпатье, к примеру, было не до обсуждения: нам везло с погодой и просто не оставалось времени. А иногда просто не хватает сил. Представьте себе: целый день съемки, ранний подъем летом, потом приезд домой, небольшой отдых, снова съемки, времени на сон очень мало. 1-2 дня люди держатся, а на третий силы уже иссякают. После сна — сразу выезд на вечернюю съемку. А вот в Моравии было время на обсуждение наглядных примеров. У меня есть задумки насчет дальнейших обсуждений и постобработки.

Влад Соколовский. Место съемки — Чехия

— Кстати, как вы относитесь к постобработке?

— Компоновка, композиция, соблюдение пропорций, — все это я стараюсь сделать сразу. На мой взгляд, если это делается при обработке, кадр был недостаточно хорош изначально.

Влад Соколовский. Место съемки — Тракайский замок (Литва)

— Какие критерии хорошей фотографии выделяете лично вы?

— Фотография должна нравиться не только автору, но и зрителю, причем, искушенному зрителю. Одно дело, когда нравится что-то в социальных сетях, и другое дело — на профильных сайтах. Лайк не всегда является показателем того, что человеку понравилось. Это просто знак — новость увидена, замечена. Многие люди переместились в социальные сети. Наверное, если бы качество фотографий стало бы еще лучше, можно было бы уходить в тот же Facebook. Всевозможные «Фото года», «Фото дня», — это условности. Рейтинг формирует сам зритель. Если работы людям нравятся, то они и так привлекают к себе внимание людей разного уровня. Отдельная тема — стоки.

Влад Соколовский. Место съемки — Карпаты, Украина

— Кстати, да. Как относитесь к стоковой фотографии?

— Я понял, что это не моё. Это рассчитано на заработок. На различные стоки я загрузил несколько десятков работ, они продаются. Но это не творчество, это ремесленничество. Зато после такого знакомства со микро-стоками поступили предложения о продаже фотографий уже на на макро-стоках. Например, агентство Getty приглашает авторов самостоятельно. Наверное, Я уйду с микростоков и попробую макростоки. Чтобы нормально заработать, надо делать тысячи хороших снимков. А у меня на один кадр может уйти несколько часов или дней. Как в случае с церковью. Хорошая фотография — это штучный товар. Что касается пейзажной фотографии, она всегда должна быть сделана с душой.

Влад Соколовский. Место съемки — Беларусь

— Хорошо сказано. А в какие места и страны хотелось бы отправиться еще?

— Если по России, то хотелось бы поехать на Алтай, Байкал, Дальний Восток. Очень хочется когда-нибудь попасть в Красноярск, это город, в котором я родился. Если говорить о Европе, то меня привлекают Англия и Ирландия. Хотя, Англия — совсем не пейзажная страна. А Ирландия... Не Исландия, которая очень популярна, а именно Ирландия. В сезоны там нет мест, масса туристов из Америки, и говорят, что на самом деле очень тепло. Не все знают, что такое настоящая Ирландия. Это пейзажи суровые, но интересные. Множество мест, куда хотелось бы поехать. А на дня осуществится одна моя давняя мечта — я увижу Русский Север. В рамках экспедиции «На Север!» я проведу три недели в поездке по различным городам и регионам

Влад Соколовский. Место съемки — Карпаты, Украина

— Куда оптимально отправиться сейчас, в конце лета?

— В пределах России вряд ли подскажу. У нас — все те же самые направления. Погода в этом году неплохая в принципе. У меня в планах еще раз попасть в Беловежскую пущу на рев оленей в конце августа, а так же в конце сентября. Вопрос, получится ли.

Влад Соколовский. Место съемки — Карпаты, Украина

— А что хотите там поснимать? Расскажете о программе?

— В конце сентября листва может быть уже желтая. У нас не так тепло. Правда, в Брестской области теплее ,чем в Минске. В сентябре можно будет снимать животных и пейзаж в зависимости от погоды. Там, где я был два года назад, лес хвойный, и я не очень впечатлился. А в этом году видел совсем иные места. Мне понравились болота и широколиственные леса. Понравились дубы, очень старые, которым по несколько сотен лет. Но повторюсь, в прошлый раз была цель снимать животных. Еще очень хотелось бы снять туман в лесу. Или лес в тумане (улыбается). По факту, я ни разу не снимал туманный лес. В октябре это должно получиться — я уезжаю на 2 недели в Крым. Хочется поснимать крымский лес в районе Демержди. Таких фотографий, конечно, уже очень много, но хочется иметь свой кадр (улыбается). Представьте себе фактурные крымские буки с полуоблетевшей листвой.

Влад Соколовский. Место съемки — Карпаты, Украина

— 2 августа, сразу после выставки, из Москвы вы отправляетесь на Север. Какие ожидания от поездки?

— Боюсь загадывать, но вроде бы всё складывается. Ожидается очень масштабная поездка. 2 августа я еду в Йошкар-Олу, где мы встречаемся с ребятами из Ульяновска и Казани и отправляемся на Север. Поездка получится даже больше, чем на 3 недели. Массу впечатлений ожидаю. Не знаю, какие будут сюрпризы. Планируется посещение различных мест: начиная с Соловецких островов и заканчивая космодромом «Плесецк». Как сложится, не могу знать.

Влад Соколовский. Место съемки — Крым, Россия

— Какие работы, сделанные за последнее время, вы могли бы назвать наиболее ценными?

— За последние годы было снято много хороших работ в Чехии. Немного сместились приоритеты. Также, мне стала частично интересна жанровая съемка.

Влад Соколовский. Место съемки — Крым, Россия

— Вы пробовали свои силы в портретной съемке, и получилось вполне профессионально! Не думали развиваться и в этом направлении?

— Пока что нет.

Влад Соколовский. Место съемки — Высокие Татры, граница Польши и Словакии

— Жанр пейзажной фотографии в большинстве случаев выбирают мужчины. Как вы думаете, это связано с необходимостью носить тяжести или же особенностью взгляда?

— Я бы так не сказал. Девушек тоже очень много. У меня знакомый из Москвы организует поездки на выходные, и из пяти поездок было всего трое мужчин. Вот и считайте. В Чехии тоже было много девушек. Было бы желание, вес техники не играет особой роли. Ведь и поездки 99% осуществляются на машине. Тяжелую технику не нужно долго носить на себе. С точки зрения физической подготовки эти поездки не сложные. Самое сложное — добраться туда. Дорога по 10-15 часов. А на месте уже легко. Техника лежит в машине. Нужно — взяли и пошли.

Влад Соколовский. Место съемки — Чехия

— Как создаются ваши работы? Бывает ли такое, что вы приходите на одно и то же место несколько раз, потому что ждете определенных погодных условий?

— Бывает. Например, работы из Чехии. Ради определенного света приходил несколько раз. В первую очередь, дожидались определенного света. Рельеф остается одинаковый. На реку Свислочь тоже приезжал несколько раз, прежде чем получал кадр. В Карпатах то же самое. То есть свет и нет дымки, то наоборот и т.п.

Влад Соколовский. Место съемки — Карпаты, Украина

— Вы не раз проводили портфолио-ревю для читателей нашего журнала. Скажите, нравятся ли вам подобные занятия, нравится ли сам процесс обучения, обмена опытом?

— Поговорить я люблю, если людям это интересно и они готовы задавать вопросы. Формат вопрос-ответ — мне более удобен/интересен. Кстати, зачастую многие вопросы сводятся к обработке. Люди хотят знать не то, как было снято, как сделать что-либо именно в обработке.

Влад Соколовский. Место съемки — Карпаты, Украина

— Есть ли собственный авторский курс по пейзажной фотографии? Если нет, не планируете ли создать?

— Хороший авторский курс — это работа не одного человека. Это работа команды. К такому выводу я прихожу, когда смотрю курсы российских фотографов. Когда я делал наброски для пары лекций, понял, что это огромный труд. Ведь надо грамотно преподать. Для видеокурса важны заранее подготовленная речь, фон и оформление.

Влад Соколовский. Место съемки — Карпаты, Украина

— Не думали заняться разработкой такого курса?

— Пока нет... Ведь, посмотрите, почему мало востребована пейзажная фотография? она не приносит денег. Люди покупают фотокамеры, чтобы зарабатывать. Пользуются спросом те курсы, которые посвящены портретной фотографии, например. Пейзажная фотография может приносить доходы, но совсем не такие, как коммерческие жанры. На базовый курс фотографии людей придет больше, чем на курс, связанный с пейзажной фотографией. Можно обучить работе со светом, так как есть шаблоны, которые не меняются. А обучить пейзажу — гораздо сложнее.

Влад Соколовский. Место съемки — Карпаты, Украина

— Ваши работы знают и любят в России. Совсем скоро состоится творческая встреча с вами. Скажите, такой формат общения привычен для вас? И насколько для вас важное внимание общественности и признание?

— Я участвовал в вебинара, были встречи в минских фотошколах. Прошлой осенью на одном крупном портале вышла моя объемная заметка. Этот портал имеет огромную аудиторию и читается всей страной. Статья была большая. Негативных отзывов не было практически совсем. После публикации поступили предложения о совместной работе. О формировании календаря, например, для крупнейшего концерна Беларуси. Но прошло время, и в пределах Беларуси — опять тишина. Пейзажная фотография востребована в некоторые сезоны, в конце года, опять же. Есть российская компания Hatber, выпускающая книжки и тетради. Она купила несколько моих фотографий, которые теперь, может быть, я увижу где-то на тетрадках (улыбается). Пейзаж — это не коммерческое направление. Или надо уметь себя продавать. Снимать, преподавать и продавать себя — всё это надо уметь. Зачастую фотограф не сам «продает» себя, за ним еще кто-то стоит.

Влад Соколовский. Место съемки — Карпаты, Украина

— Большое спасибо за беседу! Уверены, что многие затронутые темы мы обсудим на творческой встрече 1 августа на ВДНХ! А пока желаем вам удачного пути в Москву!

— И вам спасибо за беседу! До скорой встречи!

Фотограф Влад СоколовскийАнкета. Об авторе

Имя, фамилия, страна: Влад Соколовский, Беларусь.
Веб-сайт: fototour.by.
Техника: Nikon D610, объективы NIKON AF-S 16-35 mm F/4G, Nikon AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G, TAMRON SP AF 150-600 mm f/5-6.3 Di VC USD

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий