Фото:© Купер и Горфер / © Cooper & Gorfer
«Если бы вам пришлось оставить все позади и начать все сначала, кем бы вы были?» — задают такой вопрос дуэт фотографов художественной фотографии и по совместительству амбассадоры Hasselblad Сара Купер и Нина Горфер. Их проект «Утопия: Между этими сложенными стенами» был рожден в результате нынешней политической ситуации в мире, где миграция бывает вынужденной. Фотографы представляют нам утопический театр, напоминая, что мы все — заложники воображаемого мира наших собственных интерпретаций и культурной обусловленности. Главные героини портретов Купер и Горфер взяты из новой диаспоры — молодого поколения женщин, которые испытали, что значит вырвать свои корни и потерять чувство собственного «я». Яркие портреты молодых женщин как продуманное и актуальное исследование нашей исторической памяти.
История создания проекта
За последние 12 лет Купер и Горфер побывали в Аргентине, Исландии, Кыргызстане, Катаре и других странах мира с целью изучить проблемы исторической памяти, феминизма, миграции и гибкости идентичности представительниц различных культур. Взяв за основу идею, что современный мир находится в состоянии утраченной утопии, дуэт фотографов начал глубже изучать это явление, положив начало трехлетнему сотрудничеству с молодыми женщинами из местных общин Швеции.
Создание нового мира — утопии
В проекте участвовали модели в возрасте от 17 до 24 лет, для которых так или иначе была актуальна проблема вынужденной миграции. Многие из них прибыли в Швецию как беженцы во время последней миграционной волны в 2015 году, в то время как другие являются представительницами второго поколения, родившимся в Швеции в семье родителей-эмигрантов.
Обычно Купер и Горфер просят своих моделей принести что-то из одежды, принадлежащей их семье и культуре. Из-за вынужденного переезда многие женщины не могли взять с собой больше того, что могло поместиться в карманы: ключ из Дамаска или шарф от бабушки. Подобно тому, как общество утопии было бы деконструировано и перестроено, девушки так же были «разобраны» и заново «построены», погружаясь в воображаемый мир.
«Процесс создания декораций был важен для нас, поскольку мы буквально заново создавали девушек, размещая различные предметы прямо на них. Это идея о том, что теперь, когда девушки здесь, в Швеции, они будут находиться под влиянием нашей культуры, будут одеваться согласно ей и воспитываться ею. Еще каждое общество имеет свои собственные предубеждения — как оно хочет видеть и понимать конкретные явления, группы и людей».
Йохана, в Швеции с 2015 года
Держащая ножницы Йохана © Купер и Горфер / Yohana Holding Scissors © Cooper & Gorfer
В Эритрее (государство в Восточной Африке. — Прим. переводчика) насильственно призывают десятки тысяч молодых людей и девушек на пожизненную обязательную военную службу. Призывники часто работают по 72 часа в неделю в крайне тяжелых условиях без надлежащего питания и с низкой оплатой труда. Никто не имеет законного права брать отпуск. Эритрейские подростки сразу после получения образования идут на военную службу. Как и многим, Йохане пришлось оставить свою прошлую жизнь и семью, чтобы избежать этой участи. Ее единственный шанс на будущее был в другой стране, а путь лежал за пределами маршрутов контрабандистов — через Судан, Ливию и Средиземное море.
Йохана приехала в Швецию в 2015 году. Она все еще потрясена вероятным судебным преследованием и хочет сохранить большую часть подробностей своей жизни в тайне. Чтобы иметь свободу, она была вынуждена оставить всех, кого любила. Нечеловеческий выбор и новое будущее, которое приходит с болезненной потерей прошлого.
Мэрьян, в Швеции с 2014 года
Золотая Марьян © Купер и Горфер / The Golden Maryan © Cooper & Gorfer
Имея сомалийские корни, Мэрьян выросла в Кении. В возрасте 15 лет Мэрьян была вынуждена выйти замуж по расчету за сомалийца вдвое старше ее. Поскольку браки с несовершеннолетними в Кении запрещены законом, ее мать и будущий муж изменили ее официальный возраст с 15 на 18 лет. Мэрьян родила двух дочерей до того, как в 2014 году муж увез всю семью в Швецию. Жизнь в свободной стране открыла для Мэрьян новые возможности, дала ей большую власть и поддержку от общества женщин. Однажды, не зная, что беременна третьим ребенком, Мэрьян взяла двух своих дочерей и переехала в женский приют. Она развелась с мужем, которого никогда любила, и впервые в жизни переехала в свою собственную квартиру — в безопасное место, которое она может назвать своим домом.
Джана, в Швеции с 2015 года
Портрет Джаны © Купер и Горфер / A Portrait of Jana © Cooper & Gorfer
Джана имеет палестинские корни, но ее семья переехала в Ливан еще до ее рождения из-за преследований. В своем интервью она рассказала о жизни без паспорта, из-за чего были вынужденные ограничения передвижения и отсутствие права на образование. Она описывала это так: ощущение, что ее семья находится в каком-то постоянном тумане, без корней, без принадлежности к обществу, в котором они когда-то жили. Сейчас у нее есть шведский паспорт, и она считает Швецию своим новым домом, в котором она чувствует себя желанной и принятой, учитывая все возможности полноправного гражданина, которых ранее у нее не было.
Когда фотографы спросили ее о месте-утопии, куда зовет ее сердце и где она чувствует себя как дома, Джана описала район родного города Назарета, который ей никогда не разрешалось посещать без «правильного» паспорта. Она рассказала также о доме недалеко от города, где в саду росли лимонные деревья. Свою близость к природе девушка объясняет стремлением уединиться.
Съемочный процесс
Дуэт начинает с фотосъемки своих моделей. Затем они снимают коллаж в разных положениях. Сочетание цифрового коллажа, настоящих вырезок, вставки и повторной оцифровки делается для того, чтобы достичь таких образов-иллюзий.
«Как вы можете заметить на фотографиях, образы девушек многоуровневые, реконструированные спереди назад. Части рук отсутствуют, и под ними можно увидеть слой другого мира. Девушки заперты в лабиринте этого сотворенного мира, который мы придумали», — объясняет дуэт.
Сам процесс создания серии Купер и Горфер связан с самой идеей утопии (что означает «нет места» на латыни) — в конце концов, утопия не может быть построена легко.
«Утопия должна быть уничтожена и деконструирована, чтобы ее испытать. А затем она должна быть разрушена и заново восстановлена, однако в конечном счете это всегда просто иллюзия», — говорит Горфер.
О дуэте Купер и Горфер
Сара Купер (Питтсбург, США) и Нина Горфер (Вена, Австрия) познакомились в Гетеборге, Швеция, в 2005 году во время учебы, что положило начало их совместной работе и творческому партнерству. Гетеборг стал их студией — таким своеобразным инкубатором идей. Купер и Горфер работали в разных сферах, прежде чем фотография стала их общим делом. Сосредоточившись на сюжетах о женщинах, исследуя мощные политические и личные темы, дуэт фотографов стал известен своими визуально богатыми коллажными портретами и свободным визуальным языком.
Анонимный пейзаж © Купер и Горфер / Anonymous Landscape © Cooper & Gorfer
Гора © Купер и Горфер / The Mountain © Cooper & Gorfer |
Израа и розовый шарф © Купер и Горфер / Israa and the Pink Scarf © Cooper & Gorfer |
Израа с желтыми коробками © Купер и Горфер / Israa With Yellow Boxes © Cooper & Gorfer |
Одевание Сегал © Купер и Горфер / Dressing Segal © Cooper & Gorfer |
Вечная пьеса © Купер и Горфер / The Eternal Play © Cooper & Gorfer
Розалин в желтом © Купер и Горфер / Yellow Roseline © Cooper & Gorfer |
Розелина с поднятыми руками © Купер и Горфер / Roseline With Raised Arms © Cooper & Gorfer |
Сегал и тигр © Купер и Горфер / Segal and Tiger © Cooper & Gorfer |
Шади или девушка с множеством рук © Купер и Горфер / Shadi or the Girl With Many Hands © Cooper & Gorfer |
Перевод: Софья Пашнина
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий