Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Руслан Рахматов: Я никогда не испытываю творческий кризис

Руслан Рахматов: Я никогда не
испытываю творческий кризис

#портретная_фотография #вдохновение
Руслан Рахматов: Я никогда не
испытываю творческий кризис
28 февраля 2020

С чего начинается путь фотохудожника? С первого фотоаппарата? Или с первого удачного кадра? Или с того трепета отца-любителя, с которым он проявлял плёнку, когда вам было лет 10? Руслан Рахматов, настоящий виртуоз светописи и автор серии работ ENIGMA, доказал, что путь в мир фотографии не всегда так прост, лёгок и понятен, как может показаться на первый взгляд. О трудностях становления фотографом (от врача до признанного профессионала в фотографии), экспериментах в жанрах и «диванной» критике в Интернете читайте в интервью Руслана для журнала «Российское фото».

— Руслан, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как вы решили стать фотографом?

— Друзья, всем привет! Вот если бы мне раньше сказали бы, что я буду фотографом, я бы ни за что не поверил. По образованию я врач, закончил Ташкентскую Медицинскую академию. Но лечить людей так и не стал. На третьем курсе института я понял, что это совсем не мое. Все время видеть больных, сидеть на работе от звонка до звонка — для меня это просто жутко скучно. Я не мог бросить институт, так как мои родители были против, и на тот момент я не мог принимать такие решения. Родители, да и почти все мои родственники — врачи. Я не знаю, как в других странах, но у нас в Узбекистане если родители врачи, то и ты тоже обязательно должен быть врачом. В итоге я доучился с горем пополам оставшиеся четыре года, и подарил диплом родителям. Я был счастлив свободе, и даже не могу передать всю ту радость, которую испытывал тогда и продолжаю испытывать по сей день. Это мучительно — сидеть на занятиях, которые тебе абсолютно не нужны, и самое страшное то, что с тебя требуют, чтобы ты еще и учил это все. Я не старался быть даже хорошистом, лишь бы был проходной балл. Кто-то из учителей меня понимал и пропускал, а большинство даже и слушать не хотели. Я всегда подходил к ним и объяснял ситуацию: что я не буду врачом, и не нужно на меня тратить свое время, и что я не шучу. Многих учителей это раздражало, и меня самого в первую очередь. Да, на моем месте мог бы учиться кто-либо другой. Но реальность такова, если кто-то хотел бы, то он и учился бы. Многие, кто учился до меня и на моем курсе, не стали врачами и занимаются делами не по профилю, по которому окончили магистратуру. Что-то я совсем уже начал глубоко копать, но вы сами спросили. В итоге я потратил 10 лет жизни — три года в медколледже и семь лет в институте.

Сразу по окончании вуза я начал искать работу, при этом я в прошлом преподавал танцы — breakdance. Мы с моей командой Kingsize были очень популярны на родине, часто снимались в клипах, постоянно везде выступали, в общем, это было очень круто на тот момент, и в целом я этим занимался около 11 лет. После вуза меня никуда не хотели брать на работу. Причина — мой диплом. При этом на тот момент я хорошо разбирался в маркетинге и PR. Благодаря танцам и нашим выступлениям я часто брал микрофон в руки, устраивал конкурсы и был ведущим. Мне всегда нравилось работать с публикой. Но когда я пытался куда-либо устроиться, всегда слышал в ответ: «Ты же врач, ты не сможешь работать в этой сфере, а танцуешь ты круто! Сколько стоит ваше выступление»? И куда бы я ни пытался попасть, все двери для меня были закрыты. Я был очень зол на это, и тут уже как раз произошел первый переломный момент в моей жизни. Я бросил танцы и выбил себя полностью из зоны комфорта, потому что школа брейкданса мне приносила хоть какую-то прибыль, но при этом отнимала время. Оставшись без денег, я полностью перестал куда-либо ходить тусить, заперся дома, начал ковыряться в себе, чтобы понять, что мне вообще нужно и что теперь делать. Родители меня не трогали, они думали, что я немного побешусь и вернусь в медицину. Гуляя как-то по городу (в то время ходил в основном пешком, экономил), я обратил внимание на наружную рекламу — она была ужасна. Я подумал, что нужно это исправить, и решил стать дизайнером. Я усердно стал заниматься дизайном, скачал много разных книг на английском и начал все читать, меня это полностью поглотило, я читал книгу за книгой, и это было очень круто. Я сразу же приступил к созданию своего портфолио, и так получилось, что нашел свое первое официальное трудоустройство. Я был очень счастлив. При этом через полгода меня повысили в должности:) Поработав немного, я понял, что здесь нет места для роста, потому что те новые знания, которые я приобретаю, никому не нужны. Это государственное учреждение, там все нужно делать под копирку. Мое мнение часто расходилось с мнением начальства, я попал в тупик и понял, что там мне не место. Я уволился и оказался опять сам по себе на улице, гуляя пешком. Мои родители — люди советской закалки. Они были в шоке и не понимали меня — нашел работу с хорошей зарплатой, сиди и делай, что тебе говорят, радуйся. Нет, я их не обвиняю, я это все прекрасно понимаю.

В итоге я продолжил свое самообучение и столкнулся с тем, что мне нужны свои изображения, я устаю искать подходящие для моего творчества картинки. Все время было что-то не так, то ракурс не тот, то сам предмет. В итоге я начал фотографировать на мыльницу, которую брал у своего друга. Картинка, которая получалась, мне не нравилась, это было совсем не то, что мне нужно. Тогда я абсолютно не разбирался в фотографии. И вот уже наступил второй ключевой момент — я скачал книги по фотографии, они также были зарубежные, и начал читать. Очень важно: на тот момент у нас был плохой, медленный Интернет — 128 кб/c. Скачивать видео — очень долго, смотреть что-то онлайн на 144p было практически невозможно, это одни квадратики, а не нормальное изображение. В общем, меня поглотило чтение книг по фотографии и ретуши. Тогда у меня еще не было фотоаппарата. С того дня я начал откладывать каждую копейку с фриланс-заказов и копить на фотоаппарат. Эта была просто невероятная мечта. Никогда не забуду, как я просил многих фотографов, чтобы они давали снимки со своих фотосессий — я на них учился ретушировать. Не хотел тратить время попусту. В итоге как только я накопил деньги, то сразу же перестал принимать какие-либо заказы по дизайну и еще больше ушел в фото с головой. Учиться уже было легче, потому что у меня появилась собственная зеркалка, раньше все время приходилось ее у кого-то просить, хотя бы на час. Сейчас я так же все время что-то изучаю, пробую и не стою на месте.

Задам за вас вопрос: если бы я мог вернуться назад и поменять что-то, что бы я изменил? Ничего. Сам по себе этот путь был важен, если бы его не было, то я бы не был тем, кем являюсь сейчас:) То, чем я сейчас занимаюсь, мне очень нравится, и это для меня не работа, а любимое дело. При этом я практически не принимаю заказы, мне это неинтересно, для меня сейчас очень важны портфолио и свобода. Клиенты и деньги уже сами меня преследуют, и я знаю, что их будет впоследствии еще больше. Для роста деньги — не лучший мотиватор. А между прочим, у меня сейчас новый этап. Я начал переходить на видео. Конечно, фото я не брошу и буду дальше снимать. Почему же я решил переходить на видео? Мне мало фотографии, хочу оживить картинку и передавать это в видео:) Фуххх, я старался быть краток, и многие вещи пропустил. Думаю, остались смельчаки, кто потянул первый вопрос и прочитал ответ до конца:)

— Интересный вы прошли путь, Руслан! Поговорим теперь о ваших работах. Вы известны своей портретной фотографией. Чем обусловлен выбор этого жанра?

— Почему-то многие так думают. На самом деле я себя не ограничиваю в жанрах. Снимаю практически все, кроме насекомых. Их почему-то боюсь, при этом в детстве у меня не было никакого страха перед ними... На сайте моей фотошколы можно посмотреть мои снимки в разных жанрах — это единственная площадка, где собрано много моих не портретных работ. Да, в Instagram у меня в основном портреты. Но там у меня и аудитория, заточенная под это. Когда загружаю работы в других жанрах, зритель это совсем не понимает. Например, я публиковал там работы, которые резко отличались от портретного жанра. Моя аудитория это не восприняла, и если опираться на количество лайков, то этот показатель был во много раз меньше. Если на портреты ставили от 2000 лайков, то на эти — максимум 200–300. Хоть я и не завишу от отметок «Мне нравится», но все же понимаю, что в Instagram аудитория подписалась на мой профиль только из-за портретов в определенном ключе.

Каждый год я что-то меняю в своем творчестве. Одно и то же снимать совсем скучно, и я не понимаю тех, кто много лет это делает и не растет. Хотя это как узкая специализация, кто-то портретист, кто-то food-фотограф или репортажник, каждому свое. Я, например, никогда не испытываю творческих кризисов. Если мне надоедает снимать людей, перехожу, к примеру, на food-съемку. Когда и она мне надоедает, перехожу на стрит, и так до бесконечности:) Это круто, и своим студентам я всегда говорю, чтобы они не застревали в одном жанре! Ведь творческий кризис может продлиться и год, и два. Теперь что, два года не снимать? Бред! А вот самоедства и самокритики у меня много, каждый раз перемываю себе косточки. Это мешает, но это и отличная мотивация работать над собой. Отсюда и рост.

Вернемся к портретам. Этот жанр популярен, и многие хотят работать именно в нем. Также ко мне часто обращаются с просьбами обучить предметной съемке в целом и food в частности. В общем, я снимаю все, что мне нравится, для меня это очень интересно! Столько всего еще нужно попробовать, столько изучить. И вот оно, проявление самоедства — ругаю себя за то, что еще много чего не сделал.

— А есть ли фотографы или художники, которые повлияли на ваше творчество или которые вдохновляют вас?

— Мне нравятся работы очень многих фотографов. Я смотрю на результаты многих. Очень часто меня вдохновляют мои же студенты, я ими горжусь! Если замкнуться только на одном авторе, то не будет никакого роста. Будет только шаблонное подражание, и если этот фотограф перестанет снимать, то и вы тоже... Самое главное — это всегда смотреть на тех, чьи работы действительно круче ваших, и не забывать про другой окружающий мир! Не ставить себе рамки в виде всего нескольких фотографов. Часто вижу, как многие ограничиваются несколькими громкими именами — и все... А толку? Эти громкие имена всегда круче них. Порой новичок, сам не зная того, может выдать очень крутой результат, и я только рад его направить, чтобы он стал еще сильнее. Могу отметить несколько человек, с которыми я познакомился в 2019 году, мы отлично общаемся, и эти ребята действительно молодцы. Я, будучи на тот момент с ними не знаком, показывал их работы своим студентам. В итоге я с ними подружился, и у нас есть свой чат в VK, мы спрашиваем друг у друга советов и направляем друг друга, и это очень круто. При этом мы все состоявшиеся фотографы, но не стесняемся спросить совета. Я с радостью делюсь всем, что знаю, и ребята так же:) Это Александр Шенберг, Михаил Потапов, Антон Шевченко.



— Руслан, вернемся к вашим портретам ENIGMA. Они отличаются, с одной стороны, драматичностью и экспрессивностью, а с другой — мягкостью и минимализмом в деталях. В чем ваш секрет?

— Нет никакого секрета, просто не нужно снимать то, что сейчас типа модно и лишь бы, лишь бы... Очень много вижу халтуры. Имею в виду, когда просто снимают красивых девушек, и неважно как, лишь бы улыбалась и приоткрыла свои формы. Либо шаблонное ню на фактурном фоне или на мятой постели, где девушка себя трогает и закатывает глаза, и везде одно и то же. При этом я не говорю, что я оригинален, то, что я снимаю — снимали еще до меня и в разных вариациях, никаких претензий, мол, я самый крутой, нет. Наоборот, мне есть куда расти, и я это прекрасно понимаю:) Ну вот, опять самоедство)))

Просто снимать улыбающегося человека — это помимо того, что скучно, еще и однообразно. Они и сами себя такими могут сфотографировать, селфи сейчас популярно. Не для этого я столько работаю над собой и читаю! Но это и не значит, что нужно снимать всех хмурыми и с загадочным взглядом. По большей части, в 95% я всегда работаю с обычными людьми, которые не умеют позировать перед камерой. С ними интересно, пусть на это и уходит время:) Моделей снимать очень легко — шаблонное лицо и поза. Пролистав фотографии этих моделей, видно, что у них везде одно и то же, просто разная обработка. Со мной работали профессиональные модели, им было сложно. Я запрещал шаблон и выжимал все из них, результат, который выходил, он всегда отличался. В целом это сложно для тех, кто снимает просто «улыбашки» или просто красивых девушек с фигурой на фактурном фоне. Как по мне, на этих фотографиях все смотрят на девушку и ее формы, а не на работу фотографа. И все же, как ни крути, полуголые девушки очень пользуются спросом, и такие фотографии всегда попадают в топ. Многие начинающие фотографы, чтобы обрести славу, начинают как раз таки с этого пути. На нем же и застревают. Потому что больше ничего не могут, кроме этого. Дай им обычного человека — не получится. Конечно, я не говорю про всех, но очень часто наблюдаю эту закономерность.

— Насколько нам известно, вы преподаете с 2013 года. А свою авторскую школу фотографии вы открыли в 2017 году. Повлияла ли преподавательская деятельность на ваше творчество?

— Раньше я преподавал индивидуально, но это было очень редко. Я никогда не делал это инструментом заработка, да и не думал тогда это делать масштабно. Все сложилось случайно, и я понял, что мне реально нравится обучать других, благодаря этому я сам расту, и очень сильно. Потому что я делюсь всем, что знаю, и это освобождает мозг для новой информации. Плюс я не стою на месте, все время пробую что-то новое.

— Чему в первую очередь вы стремитесь обучить своих студентов?

— В первую очередь — не быть как все, работать над собой и не идти по тропинке легких денег. А еще сразу снимать чисто. «Фотошоп» — это хорошо, но стоит снимать сразу чисто и не тратить на него время. Я на первом уроке всем говорю, что я обучаю только потому, что мне это нравится. Если бы я хотел заработать денег, я бы просто начал принимать заказы, а у меня ооочень большая очередь тех, кто хочет попасть ко мне на фотосессию. Я совсем не принимаю заказы, мне это не нужно. За всеми деньгами мира я не гонюсь, не в них счастье. Максимально делюсь своим опытом, но при этом я очень требовательный преподаватель. Для многих студентов бывает большим сюрпризом, что нужно, оказывается, что-то читать, делать домашние работы, а потом их еще и переделывать, потому что я их не принимаю. Тех, кто плохо учится, я не беру на последующие курсы. Об этом сейчас менеджеры школы говорят желающим ко мне записаться. Предупреждаем, что у меня поболтать, попить кофейку не получится, что просто так я хвалить не буду. Если записались, то нужно заниматься. Либо лучше не записываться. Многие это ценят, но есть и те, кто на меня обижен за то, что я не принял их работы и отправил переснимать. Я ничего с собой поделать не могу, хвалить просто так не буду, ведь все-таки люди на обучение приходят:) Ну и еще один важный момент: только работы фотографа могут говорить о нем как о профессионале, и работы студентов — о нем как о преподавателе. 99% моих выпускников не являются коммерческими фотографами, и у них оборудование самого начального уровня. У нас в том году была выставка, можете глянуть на сайте:)

— Также в 2018 году прошла ваша авторская выставка фотопроекта ENIGMA, а ваши портреты известны многим зарубежным фотографам. Как считаете, какова причина успеха этой серии работ?

— Вот тут мне сложно что-либо ответить. Могу сказать, что я уже завершил этот проект и больше не снимаю, а если кого-то и зову в эту стилистику, то это случается крайне редко. При этом он сейчас весьма популярен. Часто меня просят провести мастер-класс на эту тему, и многие хотят продолжения. А для меня этот этап уже пройден. Желающих, чтобы я их сфотографировал этом стиле, очень много, но я не берусь никого снимать за деньги для ENIGMA. Не хочу превратить это в ремесло и испортить серию. Возможно, я сделаю вторую часть, но сейчас я занят своим другим проектом — BLACK IS SHADOW 2 | Street Faces, который является полной противоположностью ENIGMA. Если ENIGMA — это красота и женственность, то Bis2 — это реальность такая, как есть, обычные прохожие, которых я снимаю на улице.

— А с какими трудностями вы сталкивались на своем пути становления фотографом?

— Первая трудность — это чужое мнение. Вечно мне советовали, как мне быть: «Снимай всех с улыбками, не снимай на темном фоне, не снимай черно-белое, снимай радость, не снимай грусть и т. д. Ведь ты же хочешь, чтобы у тебя было много заказов?!» Это было просто ужасно... Я читал зарубежную литературу и воспитывал себя совсем на других примерах, для меня фотография стала больше, чем погоня за заказами. При этом я не скрою, в сааамом начале я хотел на фотографии зарабатывать, но потом настолько полюбил ее, что не стал это продавать. Я всегда старался найти альтернативу и зарабатывать на другом, а доходы вкладывать в приобретение техники.

— Какие у вас планы на будущее?

— Сейчас я бываю в Москве, но в ближайшем будущем собираюсь туда переезжать для творческого роста и новых возможностей. Также планирую путешествовать по всему миру, давать мастер-классы, делиться своими знаниями.

— Руслан, пара вопросов от наших подписчиков. Можно ли снимать такие портреты недорогими фотоаппаратами?

— Конечно, можно. Нужно понимать, что снимает человек, а не камера, и в «прямых» руках получится достойный результат. Я об этом рассказываю и показываю на примерах дорогих и недорогих камер уже на первом уроке. Очень важно понимать композицию и свет:)

— Как вы относитесь к критике работ фотографа зрителем? А вашим коллегой?

— Отличный вопрос! Я эту тему поднимаю у нас на обучении. Очень запомнилась одна фраза: «Критика — это то, что сделал бы автор, если бы умел». Как я отношусь критике? Во-первых, я ее совершенно не воспринимаю, но всегда слушаю конструктивный разбор. А от кого? Конечно же, от людей, чье мнение действительно чего-то стоит. Это не мама с папой или сосед дядя Боря. Это профессионалы своего дела, которые в первую очередь умеют хорошо снимать и могут дать толковый совет. Приведу такой пример: вы готовились к съемке, продумали ее, и все сделали так, как именно вам было нужно. Вы загрузили свои работы в соцсеть или на какую-либо платформу, и тут кто-то написал негативный комментарий. Я очень часто вижу, как многие прогибаются под такими комментариями и зачем-то соглашаются с этими людьми. Это очень плохо. Теперь давайте объясню почему. Представьте, что ваш комментатор поругался с женой, и вот попали вы ему под руку. Или у кого-то сгорел ужин, и вы также попали под руку. Ну или в детстве человека испугал зеленый клоун, теперь у него скрытая психологическая травма, которая выражается в виде ненависти к зеленому цвету. А вы загрузили фотографию, в которой преобладают именно зеленые оттенки, вот как вы думаете, она ему понравится? Конечно же нет! Вот и напишет он вам гадостей там. И что теперь? Как раз таки не нужно подстраиваться под кого попало, у всех свои заморочки, разные вкусы и тараканы в голове. Никогда не слушайте обывателей, они не знают ваше техническое задание, не знают, почему вы решили сфотографировать именно так. Если вы действительно хотите вырасти, слушайте тех, кто на самом деле в этом разбирается. Вам написали какой-то негативный комментарий — зайдите в профиль этого человека, посмотрите его работы. Если это фотограф, посмотрите и подумайте, чему он может научить вас? Но вы чаще будете видеть, что ничему научить он вас не сможет, вот вам и ответ. Если мне напишет кто-то что-либо, и я увижу, что этот человек либо вообще не связан с фотографией, либо же очень слаб в ней и дает какие-либо советы, я не отвечу на этот комментарий. Не хочу тратить свое время, просто удалю или пройду мимо:) Самое важное, что есть в нашей жизни, — это время, мы его не можем купить, мы его только тратим! Не растрачивайте свою жизнь на это:) Не нужно объяснять людям того, что они все равно не поймут:) Ведь критика — это то, что сделал бы автор, если бы умел.


Ок, как тогда быть? Есть такая пословица — «скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты»! Есть закрытые группы в Facebook, в которых сидят крутые фотографы. Суть таких групп в том, что каждый из фотографов может скинуть свою работу, и все остальные дают фидбэки, при этом они очень объективные и не имеют злого умысла. Такое общение очень помогает. В эти группы можно попасть, показав свои работы, если вы действительно умеете снимать, вас возьмут:) Я попал туда по персональному приглашению, и не могу назвать эти группы. Иначе начнется спам, я уверен, что там это не нужно. Самое интересное, в них нет языковых ограничений, Google-переводчик в помощь:) Я часто даю фидбэки:) Между прочим, я выше говорил про группу «ВКонтакте», где я, Миша, Саня и Антон, мы то же самое и делаем. При этом, будучи состоявшимися фотографами, никто не стесняется что-либо спросить. Я считаю, это круто и гораздо правильнее, чем слушать мнение людей, не разбирающихся в фотографии.


Behance: https://www.behance.net/rksd
Авторская школа: https://www.photoshkola.uz/
ВКонтакте: https://vk.com/rksdr
Instagram:
https://www.instagram.com/ruslanrksd/

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий