Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Фотография в искусстве: от истоков до «айфонографии»

Фотография в искусстве:
от истоков до «айфонографии»

#репортажи
Фотография в искусстве:
от истоков до «айфонографии»
29 мая 2020
Фото:Аникин Станислав
Текст:Аникин Станислав

Выставка Art Russia 2020 прошла еще в феврале, но разве можно упустить возможность поговорить о фотографии в контексте современного искусства? Именно поэтому Станислав Аникин, участник клуба «Российское фото», не просто подготовил репортаж с мероприятия, но провел еще и полноценный анализ фоторабот участников выставки. От истоков фотографии до «айфонографии» — читайте в материале.

В выставочном центре «Гостиный двор» с размахом прошла четырехдневная выставка Art Russia 2020: 80 стендов, 40 спикеров и около 20 тысяч посетителей. Art Russia — это не только место, где художники и дизайнеры могут выставить свои работы и найти покупателя, но также это еще и большой образовательный форум, который фокусируется на современном искусстве России.


Среди множества участников выставки были представлены фотографы нового поколения художественной фотографии. Беседы о мире искусств и замечательные работы мастеров вызвали вопросы о месте фотографии в современном искусстве.

Перефразирую вопрос Поля Гогена: «Откуда она пришла? Что она? Куда направляется?»

Для начала давайте вспомним о появлении фотографии и ее непосредственном влиянии на мир искусства, а затем вернемся к некоторым популярным художественным фотографам, чьи работы присутствовали на Art Russia, и расскажем о них более подробно.


Рассвет фотографии

В 1826 году в городе под называнием Шалон-сюр-Сон, в Бургундии, великий изобретатель Нисефор Ньепс установил на своем окне новое устройство. Именно с этого места на втором этаже его дома Ньепс сделал первую в истории фотографию.

Из-за примитивности «пленки» экспозиция фото занимала много времени. Но несмотря ни на что, у него получилось. Это ознаменовало начало эпохи фотографии и конец эксперимента изобретателя. За два года до этого Ньепсу удалось временно запечатлеть пейзаж на камнях, покрытых специальным битумом. Тогда он работал над технологией создания бумаги, покрытой хлоридом серебра, способной мгновенно захватывать изображения. Но что же теперь? Мы можем с легкостью хранить фотографии на бумаге долгое время.


Со временем к этой первой в истории фотографии присоединятся миллиарды работ таких же, как он, фотографов, и все они сфокусированы на идее запечатлеть момент жизни в кадре.


От технической новинки к инструменту искусства

Джон Эдвин Майалл первым придумал использовать камеру в художественных целях. В современном мире принято считать первыми художественными фотографиями серию работ 1851 года «Отче наш». Именно использование кадрирования и субъективность взглядов придают изображениям их притягательность. Возможно, он был первым фотографом, который считал, что занимается скорее высоким искусством, а не простой документалистикой. С того момента дверь в новый мир была открыта.

В это время фотографам стало доступно все больше оборудования, а знаменательные работы Майалла воодушевили их к открытию новых направлений в фотографии, таких как пейзажная и портретная съемка, экспрессионизм, а также других видов и подходов.

Даже документалисты стали художниками — вспомните ошеломляющие пейзажи Анселя Адамса или душераздирающие социальные реалии, засвидетельствованные Доротеей Ланге. И хотя этих фотографов пытались запятнать обвинениями в создании рекламных или журналистских материалов, они создали одни из величайших художественных фотографий XX века. А в 80-е годы их работы выставлялись в таких значимых галереях, как Met.

Сейчас мы живем в современном мире, и нас окружает огромное количество видеопотока, виртуальная реальность и мультимедийные инсталляции. Есть ли во всем этом место художественной фотографии? Может ли неподвижное изображение сохранить свои позиции в постоянно развивающемся мире искусства?


Фотография в наше время

Искусство фотографии — это неотъемлемая часть технологического прогресса. Каждое достижение в сфере производства камер, печати и публикации изображений приводит к появлению новых форм фотографии. Благодаря этим постоянным изменениям художественная фотография сохраняет свои позиции и влияние.

Одним из главных достижений последних 20 лет является повышение качества камер, доступных рядовому потребителю. Появление цифровых камер подарило больше возможностей их пользователям. Это привлекло людей с разным уровнем умений и знаний. В фотографии появились новые веяния.

Производить съемку художественной фотографии стало дешево. Теперь это доступно каждому. «Инстаграм» и подобные ему платформы открывают доступ к огромной аудитории. Не только доступность камер, а именно методы распространения обнулили звания всех фотографов. У многих появилась возможность демонстрировать свои работы не только покупателям, но и ценителям искусства.


В целом эти изменения расширяют разнообразие и качество художественной фотографии. И это трудно игнорировать. Никогда прежде фотоискусство не дышало такой жизнью. Новые перспективы стимулируют фотографов к свежим идеям и подходам. Многие группы людей, формально исключенных из влиятельных кругов изобразительного искусства, нашли свою аудиторию, а галереи обратили внимание на художников из разных слоев общества.

Некоторые из наиболее интересных современных фотографий основаны на сюрреализме. Используя все возможности камеры и оборудования совместно с цифровыми редакторами, такими как Photoshop, фотографы имеют возможность создавать сюрреалистичные изображения, в которые легко поверить. Новые сюрреалисты стирают границы между своим видением и возможностями оборудования.

Еще одна важная тенденция в современной фотографии, движимой технологическими изменениями, — это ностальгия. Некоторые фотографы возвращаются к технологиям прежних лет, чтобы запечатлеть моменты будто из другого времени — новые и все же пропитанные чувством тоски по утраченному.

Предлагаем поближе взглянуть на авторов, чьи работы были представлены на последней ярмарке Art Russia, а также тех, чьи имена достойны упоминания.


Ольга Отченашева и «айфонография»

С тех пор как 29 июня 2007 года Apple выпустил революционный продукт iPhone, мы все носим фотокамеру в кармане. Конкуренты каждый год стараются превзойти друг друга. Результатом этой борьбы стали продукты с серьезными фотохарактеристиками.

Эта тенденция привела к стремительному росту «айфонографии». Фотографы упростили свою работу до самого демократичного инструмента — своего смартфона. Отсутствие объектива они восполняют спонтанностью и скоростью съемки. (Есть даже несколько отмеченных наградами фильмов, снятых на смартфоны.)

Одна из таких фотографов — Ольга Отченашева. Она использует процесс «одного нажатия кнопки» на iPhone в сочетании с широким выбором инструментов для редактирования фотографий, доступных сегодня.


«Инстаграм» с квадратным форматом изображений — ее основная рабочая галерея.

Работы Ольги хочется изучать до мельчайших подробностей, а не смотреть на них издалека, окинув общим взглядом. Понимание новых инструментов и правил платформы помогло Ольге создать мгновенно узнаваемый стиль. Каждый, кто прокручивал ленту «Инстаграма», увидит в ее работах знакомые черты.

Подход Ольги изменяет традиционную перспективу. Она часто поворачивает кадр, чтобы запечатлеть момент с необычных углов, в том числе вверх тормашками. Благодаря легкости и быстроте реакции камеры она может снимать чувственные, мимолетные моменты. Это придает ее фотографиям ощущение присутствия в запечатленном моменте.

Несмотря на многолетний опыт в фотографии, Ольга все же решила перейти с традиционной зеркальной камеры на iPhone. Разумное решение, учитывая, что сейчас она находится в авангарде растущего направления современной фотографии и помогает другим понять ценность этого подхода.


Татьяна Михина и «Фотография тела»

Татьяна Михина — молодой фотограф, чьи работы сфокусированы на человеческом теле и его движении. Ее фотографии проливают свет на моменты движения, а также демонстрируют людей, которые балансируют, держатся, поворачиваются, поднимаются. Такие кинетические моменты убирают ощущение неподвижности из статичных изображений.

Татьяна часто работает с профессиональными танцорами, в том числе из Кремлевского и Большого театров, театра Станиславского и Немировича-Данченко. В серии фотографий под названием «Балет» она снимает в освещении кьяроскуро — сухожилия сгибаются, конечности искажаются. Создается зыбкое, нереальное ощущение. А в фотопроекте «Танец» она выходит на солнечный пляж, навстречу кипучей воде, и танцует с моделями.

В ее последней серии работ под названием Animal Inside Project танцоры балета запечатлены вместе с потрясающе красивой лошадью. Невероятно насыщенные коричневые тона создают ощущение землистого ландшафта, вокруг которого размещаются танцоры. Физическая связь и визуальное взаимодействие размывают границы между человеком и животным.

Татьяна Михина продолжает исследовать и развивать фотографию, используя наиболее классический для искусства объект — человеческое тело.


Кевин Эбош и его проект «Подбираясь ближе»

Вы наверняка слышали хотя бы об одном из проектов Кевина Эбоша. Его творчество очень разнопланово, в том числе он работает и в жанре фотографии.

Он сотрудничал с архитектором Ай Вэйвэйем и использовал компьютерные алгоритмы для создания изображений. Но мы остановимся на фотографии.

Большая часть его работ — натюрморты на черном фоне. Каждая деталь прорисована и выделена в мрачном рельефе из темноты. Будь то фотография запеченного гуся, оставшегося от рождественского ужина, или покрытая землей картофелина, Эбош прорисовывает каждый нюанс, сохраняя блеск жизни.


Его портреты в основном выполнены в той же технике.

Когда он не работает с плотными фонами в студии, то прижимается к объекту вплотную, да так, что тот иной раз даже не помещается в кадр. Такие фото вызывают эффект неуютной близости на грани с непостижимостью.

Карьера Кевина примечательна многими достижениями, однако именно фотография по-настоящему позволяет нам взглянуть на мир его глазами. Однажды Кевину даже удалось продать ту самую фотографию картофелины за миллион евро.


Барри Костон, «Природа вещей»

Барри Костон — фотограф-путешественник. Он снимает мир не только в солнечных бликах, как часто делают его коллеги. Барри работает ближе к реализму, снимая жизнь обычных людей. Многие из его фотографий — это репортаж из путешествий от США до Индии и других стран.

Его городские пейзажи сняты без людей — это позволяет городу выразить себя неоновыми огнями и мощеными улицами. Характер этих улиц начинает проявляться как своего рода поэтическое стихотворение, написанное текстурой, визуальным ритмом и цветом.

Хотя его городские пейзажи часто пустынны, портреты буквально полны жизни. В проекте «Жизнь других людей» Костон запечатлевает людей в повседневной рутине. Его герои не всегда счастливы, но они полны жизни.

И в портрете, и в пейзаже Барри фокусируется на сути объекта. Его способность позволить предмету говорить за себя дает зрителю возможность вести беседы с людьми, с которыми они никогда не встречались, и посетить места, в которых они никогда не были.


В заключение

Мы знакомы с фотографией уже 200 лет. За это время она оставила неизгладимый след в нашей визуальной культуре.

Наше общее понимание истории фотографии выраженно в слайд-шоу известных фотографов, а наши личные истории — это лоскутное одеяло из снимков, сделанных нашими семьями и друзьями. И нет никаких сомнений в том, что эти отношения будут продолжаться.

Каждый год мы делаем несколько миллиардов новых фотографий с помощью фотоаппаратов и телефонов, и кажется, что в ближайшее время наша страсть к съемке никуда не исчезнет.

Несмотря на то что наша любовь к фотографии остается неизменной, сама художественная фотография продолжает меняться. Слишком сильна привычка — сделать фото, подписать его, вложить смысл и спровоцировать комментарии публики.

Учитывая, что у нынешних фотографов инструменты почти одинаковы, поражаешься, как отличаются их подходы и стили. Резонирующее, широкое поле художественной фотографии составляет огромную часть современного искусства. Основой развития фотографии в наше время является отсутствие единого направления. Это время индивидуальности, частное и своеобразное. Для создания работ необходимы невероятное мастерство и артистизм, но сама суть проста.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий