Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
200 мегапикселей на четверых. Сравнительный обзор трёх среднеформатных и одной «узкой» камеры

200 мегапикселей на четверых.
Сравнительный обзор трёх среднеформатных и одной «узкой» камеры

#обзоры
200 мегапикселей на четверых.
Сравнительный обзор трёх среднеформатных и одной «узкой» камеры
4 августа 2017
Текст:Сергей Филиппов

Сердце редкого фотографа останется безучастным к определению «средний формат». Оно и не мудрено, ведь за этой фразой скрывается и высочайшая детализация, и непревзойдёная плавность тональных переходов, и впечатляющий динамический диапазон снимков. Холодными и безучастными останутся лишь сердца прожжённых скептиков, которые на эту фразу ответят ворчанием о светолюбивости цифровых средних форматов, их медлительности и неоправданной дороговизне. Однако теперь, кажется, и у них не осталось повода высказывать столь нелестные формулировки.

Pentax 645Z

Первым «выстрелил» Pentax, явивший миру в 2010 году (анонс 2005 года не в счёт) одну из самых доступных на тот момент цифровых среднеформатных зеркалок — Pentax 645D. Правда, использованная в этой камере 40 мегапиксельная ПЗС-матрица Kodak, склеенная из двух частей, не отличалась низким уровнем шумов и высокой светочувствительностью, поэтому среднеформатник Pentax 645D революции не совершил.

Зато его потомок — 645Z, оборудованный 50 мегапиксельной CMOS-матрицейимел все шансы на то, чтобы эту революцию возглавить. Появившись в апреле 2014 года, он стал самой доступной по цене 50-мегапиксельной среднеформатной камерой.


Hasselblad X1D

Шведы сделали своеобразный «ход конём»: они представили первую среднеформатную беззеркалку X1D, позиционируемую производителем как бюджетную и совсем не студийную.

Справка: Hasselblad X1D была анонсирована в июне 2016 года, где шведы заявляли, что это «первая в мире компактная беззеркальная камера среднего формата». FujiFilm представили свою GFX 50s в сентябре, а продавать начали с 2017 года.


FUJIFILM GFX50

Достаточно тихо, но уверенно выступил один из самых быстро развивающихся в последнее время японских гигантов фотовидеоиндустрии — Fujifilm. Последовав примеру Pentax (на момент анонса 645D и 645Z), он перемахнул через полнокадровый сегмент и представил своё видение среднеформатной беззеркальной системы GFX 50s. Стоит отметить, что среди всех участников данного тестирования Fujifilm — самый опытный и заслуженный производитель беззеркальных фотокамер, поэтому к данной камере стоит приглядеться повнимательней.


Canon 5Ds R

Чтобы окончательно разобраться в целесообразности приобретения среднего формата, мы решили взять в качестве «эталонной» камеры одного из лучших представителей 35-мм камер с матрицей 50 Мп. Скажем по секрету, в тестовых съёмках мы также попробовали Nikon D810 и Sony A7R mk II. Но поскольку у них матрицы менее 50 Мп, для большей объективности выбор был сделан в пользу продукции Canon.

Оцениваемые параметры

Весовой коэффициент

Максимум баллов

Комментарий

Основные тех. характеристики 1.0x 10 Оценивается скорость затвора и синхронизации со вспышками, серийной съёмки, параметры экранов и видоискателей, габариты, масса и т.п.
Цена 1.0x 10 Дешевле — лучше
Конструкция и эргономика управления 1.2x 12 Оценивается дизайн, количество и удобство органов управления
Внутренняя организация 1.0x 10 Оценивается эргономика внутрикамерного меню, режимы съёмки и программный функционал
Матрица: разрешение 1.5x 15 Детализация
Матрица: шум 1.2x 12 Работа на высоких ISO
Автофокус 1.2x 12 Скорость автофокуса, область покрытия кадра
Автоматика и «интеллект» — качество реализации заявленных функций 1.0x 10 Точность экспозамера, баланса белого, следящей фокусировки, наличие продвинутых режимов съёмки и т.п.
Видеосъёмка 1.2x 12 Качество видеосъёмки
Сервис и поддержка 1.0x 10 Внешнее ПО (RAW-конвертер). Ассортимент оптики и аксессуаров

Учитывая специфику и целевую аудиторию представленных в обзоре камер, мы адаптировали систему оценок соответствующим образом. Так, например, критерию оценки разрешающей способности снимков был присвоен большой весовой коэффициент (1.5x), подчёркивающий его особую значимость в сравнении с остальными параметрами камеры. Таким параметрам, как светочувствительность матрицы, скорость и качество работы автофокуса, был присвоен весовой коэффициент 1.2x, свидетельствующий о не самой первостепенной значимости этих характеристик среднеформатных камер, но достаточно значимых в случае, если камера используется за пределами студии. И, наконец, весовой коэффициент 1.0x был назначен третьестепенным по значимости параметрам.

Для удобства восприятия наших оценок, а также для возможности сравнения фотоаппаратов, принадлежащих разным классам, было решено привести оценку в баллах к трём простым оценочным уровням: Золото, Серебро и Бронза. Нетрудно подсчитать, что максимум баллов, набранных камерой, получившей во всех дисциплинах максимальную оценку, составит 113.

Вот так выглядит итоговая оценочная таблица:

Золото За набор от 95% до 100% от возможного максимума баллов 107–113
Серебро За набор от 85% до 95% от возможного максимума баллов 96–107
Бронза За набор от 70% до 85% от возможного максимума баллов 79–96

Мы не знаем, кто из участников победит и какие оценки получит. Результат напрямую зависит от отдельных тестируемых параметров и обещает быть беспристрастным и объективным.


Основные технические характеристики

В следующую таблицу мы постарались свести все технические характеристики обозреваемых камер, на которые обращает внимание потенциальный покупатель, включая те нюансы, которым в статье не будет уделено особого внимания. Итоги данного тестового этапа можно рассматривать как light-версию нашего обзора.

Параметр явного аутсайдера отмечался красным цветом, победителя — зелёным, а в случае примерного равенства всех участников или промежуточного значения по отношению к показателям лидера/аутсайдера — оставлялся неокрашенным.

Каждой ячейке назначались очки: красной — 0, белой — 1, зелёной — 2, которые суммировались по столбцам для каждой из камер.

Памятуя о маркетинговой составляющей технических параметров, строго наших участников мы не судили и потому, например, максимальную чувствительность матриц 102 400 и 204 800 оценивали примерно как равную. Тот же принцип применялся и к оценке систем фокусировки, и ко всем остальным характеристикам.

Характеристика

Pentax 645Z

Hasselblad X1D

Fujifilm GFX 50

Canon 5Ds R

Тип и размер сенсора, мм

КМОП

43.8×32.8

КМОП

43.8×32.9

КМОП

43.8×32.9

КМОП

36×24

Размер пикселя, мкм ~5.3×5.3 5.3×5.3 ~5.3×5.3 ~4.0
Разрешение матрицы, млн 51.4 51.28 51.4 50.6
НЧ-фильтр нет н.д. нет Спец. конструкции
Разрядность цвета, бит 14 16 14 14
Максимальная чувствительность (ISO) 204 800 25 600 102 400 12 800
Автофокус

Фазовый

27 точек

25 крестовых

Контрастный

35 зон

Контрастный

117 зон

Фазовый

61 точка

41 крестовая (f/4). Из них:

5 двойных крестовых (f/2.8),

1 крестовая (f/8)

Система стабилизации В объективе Нет В объективе В объективе
Минимальная выдержка 1/4000 1/2000

Мех. 1/4000

Эл. 1/16000

1/8000
Скорость синхронизации со вспышкой 1/125 До 1/2000

1/125

с опциональной EF-X500: 1/4000

1/200
Скорость
серийной съёмки, к/с
3 1.7–2.3

3 (эл. затвор)

1.8 (мех. затвор)

5
Длина серии,
RAW-фото
25 (low speed) 9

13 сжатых без потерь

8 несжатых

14
Ёмкость батареи, снимков 650 200 400 700
Дисплей

Поворотный,
в одной плоскости

-35°—125°

Не поворотный

Поворотный,
в двух плоскостях.

90°—45° по вертикали,

60° — вправо

Не поворотный
Размер дисплея 3.2`` 3`` 3.2`` 3.2``
Разрешение дисплея, млн. точек 1.037 0.92 2.36 1.04
Доп. характеристики дисплея Закалённое стекло, безвоздушная прослойка, антибликовый слой Не заявлено Не заявлено Антибликовое покрытие, твёрдая структура
Сенсорный дисплей Нет Да Да Нет
Дополнительный ЖК-дисплей

Да,

символьный

Нет

Да, 1.28``, матричный

128×128

Да,

символьный

Видоискатель

Оптический,

трапециевидная призма,

охват — 98%

Увеличение:

0.62 (при 55 экв.мм)

0.85 (при 75 экв.мм)

Электронный, 2.36 млн. точек,

охват 100%

Внешний

электронный,

0.5``, OLED, 3.69 млн. точек,

охват 100%

Увеличение 0.85 (при 50 экв.мм)

Опционально поворотный

0°—90° по вертикали и +/-45° по горизонтали

Пентапризма,

100%,

0.71

Количество слотов и скорость карт памяти 2, UHS-I 2, UHS-II 2, UHS-II

2,

CompactFlash Type I

(UDMA 7)

SD/HC/XC UHS-I

Пылевлагозащита есть есть есть есть
Работа при отрицательных температурах -10°C -10°C -10°C

Нет,

0°C

Гарантированный ресурс затвора, тыс. срабатываний 100 Затвор «сменный» — вместе с объективами

150

(плюс неограниченный ресурс эл.затвора)

н.д.
Интерфейс беспроводной Опция: FLUCARD

Wi-Fi

GPS

Wi-Fi

Опция:

WFT-E7 ver.2

Eye-Fi

Интерфейс проводной

HDMI,

USB 3,

микрофон

HDMI,

USB 3 type C,

микрофон,

наушники

HDMI,

USB 3,

микрофон,

наушники

USB 3.0,

микрофон

Электронный уровень есть есть есть есть

Габариты,

длина

ширина

высота

123

156

117

71

150

98

91.4

147.5

94.2

76.4

152.0

116.4

Масса с батареей, г 1550 725 825 930

Нехитрый подсчёт очков, набранных каждым из участников, выявил явного победителя по части технических характеристик — Fujifilm GFX 50. Эта камера набрала 37 очков, что соответствует максимальным 10 баллам. Между зеркальными камерами, как это ни удивительно, установился строгий паритет: по 27 очков набрали Pentax 645Z и Canon 5Ds R, что соответствует оценке 7.3 по 10-балльной шкале. Hasselblad X1D немного опередил их, набрав 30 очков, заработав, таким образом, оценку 8.1.

С учётом весового коэффициента (1.0x), оценки участников тестирования в баллах распределились следующим образом:

Pentax 645Z

Hasselblad X1D

Fujifilm GFX 50

Canon 5Ds R

7.3

8.1

10

7.3


Цена

Вне всякого сомнения, цена — важный параметр, когда стоимость фотокамеры исчисляется сотнями тысяч рублей, но и не самый главный, если речь идёт об инструменте профессионала, поэтому коэффициент значимости этого параметра — 1.0.
Подсчёт баллов в данной номинации для каждого из участников определялся по формуле:

((Цена_лидера * Макс_оценка) / Сопоставляемая_цена) * Вес_коэффициент, где

Цена_лидера

=

145 000 + 9 000 = 154 000 руб.

стоимость Canon EOS 5Ds R (лидера в данной категории) + цена самого доступного из числа рекомендованных объективов

Макс_оценка

=

10 баллов

Вес_коэффициент

=

1.0

Минимальные цены камер на момент публикации обзора сведены в следующей таблице. В ней же дана итоговая оценка каждой камеры по данному критерию.

Fujifilm GFX 50

Hasselblad X1D-50c

Pentax 645Z*

Canon EOS 5DS R

Цена,

тыс. руб.

420 + 96 = 516

Body + Fujifilm GF 63mm f/2.8 R WR

755

Kit

450 + 40 = 490

Body + Pentax SMC

FA 645 75mm f/2.8

145 + 9 = 154

Boby + Canon EF 40mm f/2.8 STM

Оценка

3.0

0

15

10

68%

100%

65%

20%

* Примечание: Для потенциального покупателя Pentax 645Z есть возможность существенно сэкономить, если приобрести камеру в одном из прибалтийских Интернет-магазинов. Например, profotex.com, где цена составляет менее 400 тыс. руб. за body. Уникальность данного варианта состоит в том, что покупатель получает официальную российскую гарантию, признающуюся официальным сервис-центром Pentax в России.
В таком случае рейтинг цены Pentax 645Z возрастает до 3.5 баллов.


Конструкция, дизайн и эргономика

К серьёзному инструменту фотографа предъявляются повышенные требования в плане эргономики органов управления и, пожалуй, сниженные к дизайну и массо-габаритным показателям. Отсюда и коэффициент значимости данного теста — 1.2x.


Корпус

Корпуса у всех рассматриваемых камер сконструированы выше всяких похвал: имеют пылевлагозащиту и металл в основе конструкции — алюминий или магниевый сплав.

Теперь об индивидуальных особенностях.

Pentax 645Z — самая крупная и массивная камера, однако, благодаря размерам и прекрасно выверенной эргономике, она отлично лежит в руке и почти не утомляет. Даже с весьма массивной оптикой.

В целом компоновку корпуса 645Z можно назвать традиционной — как для класса цифрозеркалок, так и для Pentax в частности. Например, кнопка освобождения байонета находится справа от него. В отличие от «младших» зеркалок Pentax, такое расположениепотребует определённой сноровки при замене объектива, ведь дотянуться до кнопки пальцем правой руки, удерживающей тяжёлую камеру без риска её уронить, получится далеко не у каждого. Виной тому — сильная вытянутость зеркального блока среднеформатника.

Не нашлось на корпусе такой большой камеры и места для лампы подсветки автофокуса. Видимо, производитель полагает, что со студийным светом надобности в подобной безделице нет. Зато в ручку 645Z встроен такой анахронизм, как ИК-приёмник ПДУ и по совместительству индикатор таймера автоспуска.

Стереомикрофоны хорошо разнесены по сторонам.

Очень оригинальным решением кажетсяразмещение двух штативных гнёзд — одного на привычном месте — снизу, другого — сбоку. Прикрутив сразу две штативные площадки, можно почти молниеносно менять ориентацию камеры.

Экран поворотный — в одной плоскости. Для подавляющего большинства случаев этого достаточно.

На правой грани за резиновой заглушкой скрывается разъём дистанционного спуска.

На левой боковой грани разместился синхроразъём для внешних вспышек, а за верхней крышкой — два отсека для SD-карт памяти.

Остальные разъёмы прикрыты эластичной заглушкой:

1. Порт USB 3.0.
2. Выход HDMI.
3. Микрофонный вход.
4. Разъём внешнего питания 8.3 В.

Одним словом, всё хорошо у Pentax 645Z с дизайном и эргономикой корпуса, но вот хрупкой девушке подобная камера, пожалуй, не очень подойдёт. На эту аудиторию, скорее, рассчитывал Hasselblad.

Hasselblad X1D — самая лёгкая, компактная и стильная камера в обзоре. Она одна выполнена в двухцветном серебристо-сером исполнении. Для консерваторов предусмотрен и чёрный вариант — 4116 Edition.

У данной камеры очень удобный хват. Упор для большого пальца образован обратным выступом ручки под правую руку, отчего прорезиненная поверхность присутствует и на обратной стороне камеры, и под самой ладонью. Тут есть чему поучиться другим производителям.

На лицевой стороне располагается яркий светодиод подсветки автофокуса. Стереомикрофоны хорошо разнесены друг от друга.

В конструкции X1D немало оригинальных технических решений. Например, у аккумуляторного отсека нет собственной крышки — её функцию выполняет донышко аккумулятора, снабжённое эластичным уплотнительным кольцом для пылевлагозащиты. Фиксируется батарея внутри отсека в крайнем и промежуточном положениях. Сначала она «выпрыгивает» из корпуса на треть/четверть своей длины, после чего её можно достать руками. Так что вряд ли вы когда-нибудь уроните аккумулятор.

Оригинально решена даже такая простая вещь, как зарядка батареи этой камеры — сетевой адаптер подключается непосредственно к элементу питания. Но, к сожалению, не посредством USB, а проприетарным разъёмом. Так что с собой в путешествие придётся брать и ЗУ.

И ещё, Hasselblad X1D — единственная камера в обзоре, у которой не решён вопрос с питанием от внешнего источника: аккумулятор заряжается отдельно от камеры, разъёма внешнего электропитания на корпусе камеры нет, в списке аксессуаров отсутствует адаптер питания.

Все интерфейсные разъёмы сосредоточены на левой стороне корпуса камеры и скрываются за двумя крышками. Верхний отсек занят двумя слотами для SD-карт.

Нижний отдан под:

1. HDMI-выход.
2. USB 3.0 порт.
3. Микрофонный вход.
4. Выход для наушников.

Встроенной вспышки, как и у остальных обозреваемых «среднеформатников», у Hasselblad X1D нет, но, в отличие от них, нет у него и синхроразъёма для вспышек внешних. Есть горячий башмак, который поддерживает TTL-протокол компании Nikon, что тоже стоит записать в однозначные плюсы данной камеры. В этот же горячий башмак вставляется и внешний GPS-модуль, который смотрится вместе с ней очень органично.

В отличие от всех других участников обзора, у X1D не фокальный затвор, а центральный, и располагается он в объективе, что накладывает определённые ограничения при использовании сторонней оптики, а также лимитирует минимальную выдержку. Зато не накладывает никаких ограничений на выдержку синхронизации — ценное качество для студийной камеры.

В данной дисциплине Hasselblad X1D мог бы претендовать на лидерство, если бы не жёстко встроенный в корпус камеры экран. Именно этот существенный просчёт здорово принижает все оригинальные конструкторские решения, применённые в этой камере. Однако очень уж порадовал этот экран своей отзывчивостью, поэтому в оценке мы не будем слишком строги к данной камере.

Fujifilm GFX 50 — типичная не особо красивая беззеркалка. Хват под правую руку достаточно хорош для её массы и габаритов.

На лицевой панели Fujifilm GFX 50 также не нашлось места для лампы подсветки автофокуса, но есть разъём синхронизации со вспышками.

Обращает на себя внимание отчётливый выступ, располагающийся на задней панели камеры и служащий своеобразной платформой для поворотного экрана. Вероятно, благодаря этому у камеры отличный баланс.

Не обошлось без инноваций и в конструкции корпуса GFX 50. Располагающийся на левом боку батарейный отсекпозволяет сменить аккумулятор, не снимая камеру со штатива.

Чуть выше этого отсека за двумя крышками нашли своё пристанище:

1. Разъём для микрофона.
2. Разъём для наушников.
3. HDMI-выход.
4. Микро-Jack 2.5 mm дистанционного спуска.
5. Разъём внешнего питания 15 В.
6. Порт micro USB 3.0.

Как видим, по части внешних коммуникаций, равных GFX 50S в данном обзоре нет. К инновации, вне всякого сомнения, можно отнести и механизм дополнительного поворота экрана на угол до 60° вправо, что будет полезным не только при скрытой съёмке из-за угла (шутка), но и при съёмке в портретной ориентации из низкой точки. На правой грани разместились два отсека для карт памяти SD-формата.

Canon EOS 5Ds R — типичная зеркалка, с дизайном и эргономикой, выверенными годами на камерах серии 5D Mark III.

Говоря о её конструкции, производитель заявляет об улучшенной системе подавления вибраций зеркала. Это очень похоже на правду — звук затвора и хлопки зеркала у Canon 5Ds R весьма негромкие (особенно в сравнении с зеркалом Pentax 645Z) и заметно отличаются характером звука от большинства зеркальных камер. Тем не менее, отметим, что проблемы с резкостью при выдержках 1/ФР у этой камеры всё же наблюдаются. То есть модернизация блока подъёма зеркала хотя и помогла, но чуда не случилось. Выдержку всё равно нужно укорачивать ещё на 2, а то и на 3 стопа, даже со стабилизированной оптикой. Благо, с помощью настроек AutoISO заботу о соблюдении такого правила можно целиком и полностью переложить на плечи автоматики.

На лицевой панели камеры нет подсветки автофокуса — производитель предлагает использовать подсветку, встроенную в Speedlight-совместимых вспышках. Однако для индикатора таймера автоспуска и ИК-приёмника сигналов ПДУ место на корпусе камеры нашлось. Встроенный микрофон у Canon 5Ds R монофонический.

Вопрос внешнего питания реализован с помощью подключаемого к блоку питания переходника, выполненного в форме штатного аккумулятора.

К сожалению, Canon, известный широким использованием сенсорных и свободновращаемых экранов в любительских зеркалках, не торопится с внедрением аналогичных решений в своих топовых камерах, к каким, безусловно, относится и 5Ds R. Слабое утешение можно найти лишь в установленном под экраном датчике автоматической освещённости — у конкурентов такого нет.

Отсек для двух карт памяти расположен справа в рукояти под сдвигаемой крышкой.

Все интерфейсные разъёмы сосредоточены слева — за двумя эластичными крышками:

1. Разъём проводного ПДУ.
2. Синхроразъём внешних вспышек.
3. Вход для внешнего стереомикрофона.
4. Порт USB 3.0.
5. Выход HDMI.

Помимо разъёмов, под крышкой, закрывающей порты HDMI и USB, можно заметить два резьбовых отверстия, предназначенных для установки прилагаемого в комплекте с камерой устройства защиты кабеля. На самом деле, в первую очередь это приспособление защищает сами разъёмы. С помощью отверстий устройство защиты крепится прямо к металлическому шасси камеры.

В общем, конструкция и эргономика Canon 5Ds R могли бы быть почти эталонными, если б не серьёзный просчёт с конструкцией дисплея.

Промежуточный итог и оценки

На наш взгляд, конструкция и эргономика всех камер находится на очень высоком уровне, но ни у одной из камер она не может быть названа идеальной. Например, всем камерам, с учётом их высочайшего класса, недостаёт подсветки основных органов управления. Поэтому максимальную оценку в 10 баллов не получает никто.

Pentax 645Z

Hasselblad X1D-50c

Fujifilm GFX50

Canon EOS 5DS R

Оценка

7

7

9

6


Эргономика органов управления

На огромном корпусе Pentax 645Z нашлось место для большого количества управляющих элементов: двух колёс изменения параметров, более 20 аппаратных кнопок и шести селекторов. Однако не нашлось его для двух важнейших регуляторов — диска ввода экспопоправки и джойстика выбора точки фокусировки. Нехватка последнего элемента усугубляется отсутствием у экрана камеры чувствительности к касаниям.

В целом логика управления 645Z традиционна и подразумевает использование при настройке обеих рук. Включается камера поворотом рычажка, обрамляющего кнопку спуска затвора.

На этот же рычажок возложена и функция предварительного просмотра кадра. Причём в двух режимах — оптическом (репетир диафрагмы) и цифровом, когда на экране камеры можно проконтролировать корректность экспозиции и точность фокусировки. Чуть позади кнопки спуска затвора расположились кнопки ввода экспопоправки и выбора чувствительности (ISO). Недалеко от блока управляющих элементов разместился селектор, поднимающий зеркало, — важнейший элемент для 50-мегапиксельной камеры с тяжёлым зеркалом.

Выбор режима съёмки осуществляется расположенным слева селектором, снабжённым осевой кнопкой блокировки.

Режимы съёмки у Pentax 645Z вполне привычные:

1. Обычный набор PATM.
2. Режим приоритета чувствительности Sv.
3. Режим X с фиксированной выдержкой синхронизации 1/125.
4. Три набора пользовательских настроек Ux.
5. Режим B — выдержка от руки.
6. TAv — наиболее интересный режим, свойственный камерам Pentax, являющийся аналогом ручного режима (M), но на который оказывает влияние экспокоррекция (при установленном AutoISO).

На одной оси с диском режимов производитель разместил трёхпозиционный селектор алгоритма экспозамера, а рядом с ним на отдельном колесе — переключатель режимов фокусировки AF S/AF C.

Pentax в полной мере использовал особенности большого и вытянутого корпуса 645Z, разместив на левом краю верхней грани корпуса (как раз под пальцами левой руки) 4 аппаратные кнопки: RAW — выбора формата, брекетинга экспозиции, выбора точки/зоны фокусировки и блокировки аппаратных органов управления.

Естественно, функции этих кнопок (равно как и всех остальных) можно переназначить.

На правой стороне задней панели расположен переключатель фото-/видеосъёмки...

...и россыпь традиционных для большинства современных профессиональных камер кнопок.

Вне всякого сомнения, эргономика управления Pentax 645Z находится на высочайшем уровне и могла бы считаться образцовой, если бы не перечисленные чуть выше недоработки.

Hasselblad X1D, пытающийся выглядеть как любительская беззеркалка,обделён органами управления сильнее всего. У него два диска изменения параметров — сзади и спереди, и 12 кнопок, многие из которых двойного или контекстного назначения (soft button).

Сверху, на привычном для многих любительских камер месте, располагается диск выбора режимов съёмки. Оригинально выполнена его блокировка — с помощью утапливания в корпус камеры нажатием на сам диск.

X1D предлагает пользователю не менее традиционные PASM режимы съемки, полный автомат, видеорежим, три режима с сохранёнными пользовательскими настройками и режим Mq (manual quick), в котором затвор всегда закрыт, предпросмотр отключён, но камера стартует очень быстро.

На лицевой панели камеры помимо кнопки освобождения байонета нашлось место лишь для кнопки репетира диафрагмы.

На задней панели кнопок побольше — 7 шт. Пять из них расположены на правой границе экрана, и потому их функция может быть оперативно переназначена с одновременным выводом поясняющей подсказки — тут же, напротив переназначаемой кнопки. Это сильно улучшает эргономику управления, и теперь она не кажется столь ущербной по отношению к другим участникам тестирования.

Нельзя не отметить и хорошую доступность кнопок задней панели для большого пальца правой руки.

Управление X1D может показаться идеальным, когда речь идёт о сенсорном экране, — интерфейс продуман очень и очень хорошо: все графические элементы крупные, между ними достаточно пространства, исключающего ложный выбор.

Но восторг фотографа продлится недолго — как раз до того момента, когда выяснится, что выбор точки фокусировки с помощью сенсора не поддерживается. Вот тогда захочется припомнить разработчикам Hasselblad и отсутствие диска ввода экспопоправки, и ещё ряд мелких огрехов...

Fujifilm GFX 50, кажется, вобрал в себя всё лучшее, что было придумано для управления современным фотоаппаратом. Мы насчитали у него 16 аппаратных кнопок, без учёта селекторов (не намного меньше, чем у Pentax 645Z). При этом 10 из них являются полностью настраиваемыми, а диски изменения параметров регистрируют подтверждающие нажатия.

Но, самое главное, Fujifilm GFX 50 придерживается принципиально иной логики управления, напоминающей таковую у плёночных камер.

В этой камере экспозиция устанавливается с помощью специально выделенных для этого селекторов: выдержки (справа), чувствительности (слева) и диафрагмы (кольцо на объективе). Селекторы снабжены кнопками блокировки. Любой из вышеперечисленных параметров может быть отдан на откуп автоматике, стоит лишь пользователю перевести соответствующий селектор в положение «A».

Если пользователю привычней регулировать экспопараметр диском, это легко обеспечить, переведя соответствующий селектор в положение «C». Таким способом можно организовать управление одной правой рукой.

Кнопка Drive поддерживает «плёночную логику» контроля камеры — на неё назначены своего рода режимы протяжки: Still Image / Continuous / AE BKT / ISO BKT / Film Simulation BKT / White Balance BKT / Dynamic Range BKT / Multiple Exposure / Movie.

Экран у GFX 50 сенсорный и, конечно же, поддерживает выбор точки фокусировки. Однако это уже не столь важно, ведь для указания точки фокусировки в этой камере предусмотрен специальный джойстик, расположенный в идеальном для него месте — справа вверху от экрана, как раз в зоне комфортного доступа для большого пальца правой руки. Джойстик позволяет перемещать точку/зону фокусировки в 8 направлениях: 4-х прямых и 4-х диагональных.

Кстати, сенсорный дисплей поддерживает жесты, причём в контексте съёмочных режимов. Так, например, гистограмму и индикацию «пересветов» можно набросить жестами вверх/вниз. Поддерживаются «двойные тапы», «нажать и потянуть» и, конечно, мультитач.

В итоге, пожурить камеру можно лишь за отсутствие диска прямого ввода экспопоправки, спорное расположение кнопок просмотра и удаления отснятого материала — на верхнем торце характерного для этой камеры «подэкранного» выступа, и не очень неудобное расположение заднего диска — при его вращении нередко «утыкаешься» в упор большого пальца. В остальном эргономика управления Fujifilm GFX 50 почти эталонная.

Canon EOS 5Ds R, являющийся, по сути, одной из реинкарнаций 5D Mark III, очень хорошо знаком многим фотографам, поэтому его эргономике мы не будет уделять столь пристального внимания.

Диск режимов содержит стандартные PATM, выдержку от руки, три слота для пользовательских настроек и интеллектуальный автомат.

Навипад Canon 5Ds R выполнен в виде вращающегося кольца, поэтому число регулировочных дисков в данной камере равняется трём. Навипад снабжён сенсорной панелью, позволяющей бесшумно изменять параметры во время видеосъёмки.

Экран у 5Ds R не сенсорный, но зато есть джойстик для выбора точки фокусировки, помогающий управлению камерой и в других режимах. Удобно реализована функция блокировки органов управления — ползунком Lock.

В итоге получается, что журить эргономику скромняги Canon 5Ds R почти не за что. Ну разве что за традиционное отсутствие колеса прямого ввода экспопоправки да не вполне удобно расположенный вертикальный ряд кнопок слева от экрана.

Промежуточный итог оценки эргономики управления обозреваемых камер таков:

Pentax 645Z

Hasselblad X1D

Fujifilm GFX 50

Canon EOS 5DS R

Оценка

8

6

9.5

9

Финальные оценки (вместе с методикой подсчёта) за конструктив, дизайн и эргономику управления сведены в следующую таблицу:

Pentax 645Z

Hasselblad X1D

Fujifilm GFX 50

Canon EOS 5DS R

Оценка

(7 + 8) / 2 * 1.2 = 9

(7 + 6) / 2 * 1.2 = 7.8

(9 + 9.5) / 2 * 1.2 = 11.1

(6 + 9) / 2 * 1.2 = 9

Итак, зеркалки Canon и Pentax опять набирают равное количество баллов. Беззеркалка Hasselblad X1D немного отстаёт, а Fujifilm GFX 50 опережает всех и выходит победителем в номинациях «за дизайн и эргономику» и «за совершенство технических характеристик».

Но битва среднеформатных камер между собой и с 50-мегапиксельной малоформатной зеркалкой Canon ещё не окончена. Продолжение следует...

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий