Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Хайлендс, Шотландия: песнь первая

Хайлендс, Шотландия:
песнь первая

#блоги
Хайлендс, Шотландия:
песнь первая
23 июня 2016
Фото:Дмитрий Питенин, Валерий Романов
Текст:Валерий Романов, Дмитрий Питенин

Большинству россиян (да и не только россиян) Шотландия известна в первую очередь производством виски. Но ограничивать познания о северной соседке Англии только этим напитком было бы несправедливо — например, на местных пивоварнях производят неплохие эли. Довольно разнообразна и национальная кухня — от стейков из мяса быков породы абердин-ангус до простого деревенского хаггиса. Рассказывают участник клуба «Российское фото», фотографы Дмитрий Питенин и Валерий Романов.

Но не хлебом единым интересна эта страна. Есть на Шотландском высокогорье (англ. Highlands of Scotland) очень интересная для фотографов область — это Хайленд (англ. Highland), куда входят и самая высокая гора Великобритании Бен-Невис, и всем известное озеро Лох-Несс, и замок Эйлен-Донан, и шотландская мекка фотографов — остров Скай.

«Главней всего погода в доме». Особенности фотосъемки Хайленда

Как и любая северная территория, Хайленд предъявляет к фотографу свои особые требования. Огонь, вода и медные трубы этого района — дождь, снег, ветер и кусающая мошка (англ. midges) в невообразимом количестве.

Она, по понятным причинам, совершенно не страшна в холодное время года или при сильном ветре. Но тогда в неприятность превращается уже сам ветер, который становится для фотографа настоящим испытанием. Его резкие порывы, усиливающиеся в режимное время — во время восхода и захода солнца, — даже при съемке со штативом зачастую могут свести на нет львиную долю усилий любителя фотографии.

За две недели нашего пребывания на Шотландском высокогорье спокойная безветренная погода была скорее исключением. На руках у нас имелось четыре штатива. На одном «полюсе» был карбоновый Gitzo GT5532LS Systematic, внешне похожий на собранную минометную установку, на другом — легкий алюминиевый Manfrotto Compact Advanced, предназначенный не для шотландских ветров, а скорее для комфортной съемки в помещении и на природе в условиях, близких к идеальным, — без ветра и с короткофокусной оптикой. Кстати, причины, по которым мы не снимаем без штатива, доступно изложены в заметке и далее в тексте; рассказывая о конкретных локациях, мы еще неоднократно вернемся к этой теме.

Но ветер ветром, а помимо него есть еще и небесная канцелярия. На севере Шотландии, как, впрочем, и в большей части северных широт — Норвегии, Ирландии, Исландии, — в ходу поговорка: «Если вам не нравится погода, подождите пять минут — она станет еще хуже». В некоторые моменты погодные условия действительно кардинально менялись с интервалом в 15 минут. И хотя доля пасмурных или дождливых рассветов и закатов за время пребывания была сравнительно небольшой, все же она сильно разнилась даже внутри Хайленда, в зависимости от района пребывания.

Итак, расскажем о нашем путешествии подробнее.

«Князь тишины». Живописный замок Эйлен-Донан

В качестве первой точки для съемки был выбран один из символов Шотландии — замок Эйлен-Донан (англ. Eilean Donan Castle). Именно он украшает кадры фильма «Горец» в те моменты, когда режиссер показывает родовую деревню клана Маклаудов. Замок находится на приливном острове, а его название переводится с гэльского достаточно прозаично — «остров Донана», по имени жившего на острове святого отшельника Доннана из Эйгга (англ. Saint Donnán of Eigg). Замок пользуется у фотографов популярностью — во-первых, в 1930-е годы он был полностью отреставрирован, а во-вторых, до него легко добраться. К сожалению, повторить атмосферные кадры с выездом клана Маклаудов из замка простому фотографу не удастся. Кроме того, что во время съемок фильма продюсерам пришлось засыпать торфом большую парковку неподалеку от замка, так они еще и платили по 25 фунтов в день местным жителям, которые ради съемок в массовке брали отпуска. Тем более что за приведенную лошадь доплачивалось еще 10 фунтов. Ну и последнее — думаем, постаревший Кристофер Ламберт вряд ли согласится поучаствовать в съемках «за просто так».

Вообще во время пребывания в Северной Шотландии многие места съемок напоминали нам о том или ином фильме или литературном произведении. В первую очередь это относится к острову Скай (англ. Isle of Skye).

Основной плюс Ская в том, что на сравнительно небольшой территории (дорога от северной до южной оконечности острова на машине займет всего два часа) поместились несколько горных цепей, уйма озер и заливов и огромное количество горных речек, порогов и водопадов. Большинство организаторов фототуров отводят на остров Скай три дня. Действительно, если вам все время будет везти с погодой, за этот срок вы успеете посетить самые известные достопримечательности. Но на то, чтобы сделать редкие или нестандартные кадры, вам времени, скорее всего, не хватит.

«Но есть на свете ветер перемен». Немного о важности поддерживающей системы

В первый же день остров Скай встретил нас солнцем. Мы жили на берегу пролива Раасей (англ. Sound of Raasay), поэтому солнечная погода сопровождалась частыми и сильными порывами ветра. Естественно, нам сразу же захотелось провести эксперимент, чтобы понять, можно ли будет пользоваться фокусными расстояниями 200–400 мм при таких условиях, так сказать, в «боевой» обстановке. Съемка с рук даже не рассматривалась, поэтому в данных условиях было решено сравнить поведение имеющихся штативов. На коротких выдержках и фокусном расстоянии до 50 мм, как и следовало ожидать, результат оказался примерно одинаковым. Успешно справился даже компакт от Manfrotto, главным достоинством которого являются в первую очередь маленькие размеры и вес, а не гашение вибраций от ветра.

На 400 мм ситуация оказалась намного сложнее. На сравнительно коротких выдержках в 1/500 с. из-за сильного ветра шевеленка появилась даже на кадрах с карбонового Gitzo с диаметром труб от 32,2 до 41,2 мм. Устранить ее удалось, только используя штативное стремя (подробнее об этом устройстве в заметке). При этом штативу следует отдать должное — при съемках без пульта дрожание изображения в видоискателе после прикосновения к камере на Gitzo исчезало в течение очень короткого времени. Алюминиевому Manfrotto 190XDB на это же требовалось времени примерно вдвое больше, а у Compact Advanced время решено было вообще не измерять. Но тут уж каждому решать самому — или брать с собой в поездку легкий (вес 1,4 кг) и миниатюрный (высота в сложенном состоянии 46 см) компакт от Manfrotto и учитывать все ограничения: ждать идеальной погоды и снимать легким комплектом короткофокусной оптики; или носить за спиной 70-сантиметровый 3,5-килограммовый Gitzo, гордо возвышающийся над его владельцем, но зато позволяющий снимать в относительно тяжелых условиях.

Если же говорить серьезно, то вывод напрашивается вполне логичный: при сравнительно коротких выдержках и умении ловить секунды между порывами ветра в Шотландии может хватить и компактного алюминиевого штатива. Если же вы снимаете кадры на длинной выдержке и хотите быть независимым от капризов природы, то трехколенный карбоновый штатив хоть и значительно утяжелит ваш багаж, но так же значительно облегчит вам процесс съемки.

«Есть в графском парке черный пруд». Волшебные заводи острова Скай

Все вышеперечисленные достоинства и недостатки оборудования полностью подтвердились при посещении первой же точки съемки на Скае — каскада порогов Фейри Пулз (англ. Fairy Pools) на речке Бриттл (англ. Brittle river) и ее притоке Альт Кор э’Вади (гэльск. Allt Coir' a' Mhadaidh). Тут нам требуется небольшая экскурсия в словарь гэльского языка. История происхождения названий на острове Скай (как и в целом на Шотландском высокогорье) достаточно запутанная. Здесь переплелись слова из английского, гэльского, шотландского и скандинавских языков. Более того, некоторые переплетения закрепились и в других странах — например, в США есть город Глендейл (Glendale), название которого переводится еще забавнее, чем название замка Эйлен-Донан.

Итак, альт (allt) в переводе с гэльского — это ручей или поток. Глен (glen) — узкая горная долина с рекой или ручьем. И дейл (dale) в переводе с норвежского — тоже долина. В итоге Глендейл переводится как «долина долина». В свою очередь Фейри Пулз — явно английское название. В переводе на русский оно означает что-то вроде «волшебных заводей» или «магических омутов».

Попасть к Фейри Пулз сравнительно просто — порядка 20 минут пешком от автомобильной парковки. При этом вам придется пересечь один из притоков реки Бриттл. В сухое время поток шириной в 1–2 метра легко преодолевается по камням. Но если недавно шли дожди, лучше быть осторожнее и воспользоваться резиновыми сапогами. Стоит учесть, что уровень воды в реках меняется очень быстро, так как почва перенасыщена влагой и практически ее не впитывает. После дождя уровень воды может заметно измениться в считанные часы.

В ручье Альт Кор э’Вади сильное течение, поэтому при съемке на длинных выдержках возникает еще одна проблема — вибрация штатива от неглубокого, но весьма быстрого потока кристально чистой воды. На карбоновом Gitzo при стяжке стременем вибрации исчезли, и можно было снимать без ограничений. А вот с Manfrotto Compact Advanced из-за его легкости оказалось проще снимать с берега.

«Спускаясь к великой реке». Блуждания по Слигчейну

Если от парковки пройти пару километров налево, то сразу же станет понятен масштаб острова — через 20–30 минут впереди уже будет виден конус горы Глэмэк (гэльск. Glamaig), которую чаще всего снимают из местечка Слигчейн (англ. Sligachan).

Поселение Слигчейн в историческом плане достаточно эпичное. Любители Толкиена оценят следующую вольную цитату о битве при Слигчейне: «И сказано в Песне о Слигчейне, что Повелители островов в 95 году XIV века от начала новой эры направили свои многочисленные ладьи и драккары в скалистые заливы острова Скай. Но тан Вильям из клана МакЛеодов созвал своих клеймороносцев, и в суровой битве с войском МакДональдов разбил Повелителей под Слигчейном, и преследовал остатки их флота до самого озера Лох Эйнорт. Так сказано в Песне о Слигчейне».

Вообще Слигчейн, окруженный с востока горной цепью Рэд Хиллз (англ. Red Hills), а с северо-востока хребтом Блэк Куиллин (англ. Black Cuillin), чрезвычайно красив. До живописных порогов на речке Альт Дарэг Мор (гэльск. Allt Dearg Mor) всего 20 минут пешком, но не следует забывать о погоде. Так, в конце апреля — начале мая по всему острову вполне может выпасть снег, и если вы будете к этому готовы, то получите несколько занимательных сюжетов.

Кстати, Dearg переводится как «красный», а mòr — «большой». Поэтому можно сказать, что Слигчейн расположен у подножья Красных холмов и его омывает Великая Красная река (главное фото).

«Скованные одной цепью». Опасности побережья Элгол

Всего на острове Скай живет около 10 тысяч человек. Правда, за все время пребывания мы увидели только 100–150 жителей. Примерно столько же живет в одной из южных деревушек острова — Элголе (англ. Elgol). Элгол находится почти на самом берегу, с которого открываются живописные виды на остров Соэй (англ. Soay) и уже знакомый нам горный хребет Блэк Куиллин. Две половины деревенского пляжа разделяет скала с сотовым выветриванием, поэтому важно не пропустить прилив, иначе, если вы уйдете по берегу за эту скалу, скорее всего, вам придется ждать отлива, чтобы попасть обратно. Возвращаясь к теме ветров и штативов, следует сказать, что ветра на побережье практически не было, съемка велась с широким углом и с нижних точек, так что Элгол оказался именно тем местом на Скае, где разницы между монументальным карбоновым Gitzo и легким компактным Manfrotto замечено не было. Совсем иначе обстояло дело на Сторре, но об этом позже.

Как и в случае со Слигчейном, история деревушки Элгол окутана древними легендами. Вспоминая творчество Роберта Говарда, хочется изложить одну из этих легенд следующим образом: «В Летописи подземного народа сказано, что через 500 лет после рождения Избранного флот великого Аэллы, правой руки всемогущего короля бриттов Вортигерна, состоявший из пяти великолепных кораблей, стоял у берегов каменного острова, куда приплыли кровожадные пикты. И в беспощадной битве морская вода окрасилась кровью. Трижды кровавое солнце уходило в подземное царство пиктов и трижды возвращалось. И только после третьего возвращения великий Аэлла увидел, что солнце приняло свой золотистый цвет, и понял, что он смог защитить остров от орды галер беспощадных пиктов и скоттов, потому что остатки их флота повернули назад».

В переводе с древнеанглийского gol значит «барьер», и с тех пор это место так и зовут — Aella-gol, «барьер Аэллы». Ну а еще в середине XVIII века в одной из пещер неподалеку от деревни нашел убежище сам Молодой Претендент. Но это уже совсем другая история.

Об авторах

Дмитрий Питенин родился в Москве в 1982 году. Фотографии учился самостоятельно. Книги, пробы, ошибки, анализ, подражание и повторения. Постоянный поиск «своего». У меня не было детства со «Сменой», а также долгих часов в ванной с красным фонарем и запахом реактивов. Была какая-то пленочная мыльница для снимков в семейный альбом. И все.
Мир начал потихоньку переворачиваться после покупки цифровой камеры. Я всегда не любил делать что-либо бездумно, стал интересоваться, вникать. И втянулся. Сначала интересовали абсолютно любые жанры, хотелось все попробовать — ведь в мире фотографии столько интересного. Постепенно я нашел «свое»: внутренние струны вибрируют нежным и «мурашковым» тембром именно при съемке природы.
В остальных жанрах я сторонний наблюдатель: смотреть люблю, а снимать не тянет. Тем не менее, иногда снимаю и городской пейзаж, стараясь находить места без заметного влияния времени — проводов, машин, рекламы. Люблю пейзажные абстракции.
Если меня спросят, о чем мои снимки, я отвечу: «О красоте в обыденном. О том, как часто в суете и „пене дней“ мы многого не замечаем и чему не придаем значения. О хрупкости и величественности природы». Я стараюсь передавать простые ощущения — шероховатости камней, солнечного тепла и свежести ветра. Простые радости.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Валерий Романов родился в 1977 году в Мурманской области. В 1999 году закончил Ульяновский государственный университет, кандидат экономических наук. Фотографией занимается с 2004 года. Начав с фотопутешествий, ныне специализируется главным образом на городской фотографии и пейзаже. В последнее время экспериментирует с такими направлениями современного искусства как минимализм и концептуализм. Участник и призер международных выставок и фотоконкурсов (Россия, США, Китай и др.). Автор статей о фотографии.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий