Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Игорь Горшков: «Видеть мир не на бегу»

Игорь Горшков:
«Видеть мир не на бегу»

#фотографы
Игорь Горшков:
«Видеть мир не на бегу»
21 декабря 2015
Фото:Игорь Горшков

Окончив лучший технический вуз страны, в душе Игорь Горшков оказался пейзажным фотографом, чувствующим и любящим изменчивость состояния природы. Увидеть же красивый или необычный пейзаж можно даже в соседнем дворе, считает он, и вовсе необязательно ехать снимать шедевры куда-то далеко. Да и вообще Москва, по мнению Игоря, просто кладезь для фотографа. Что ж, множество наград, полученных им в различных конкурсах, подтверждает истинность его слов. Сегодня участник Russian Photo Club Игорь Горшков рассказывает нам о своем творчестве.


— Игорь, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, кто вы по профессии и как открыли для себя мир фотографии?

— Добрый день! Я работаю системным администратором и иногда занимаюсь проектированием в небольшой фирме, которая создает эксклюзивные интерьеры и предметы интерьера. Хотя изначально я окончил МГТУ имени Баумана по специальности «инженер-конструктор танков и мобильных роботов» и даже немного проработал в конструкторском бюро мобильной роботехники при МГТУ, писал там диплом и получал за это зарплату. А потом внезапно ушел в витражную мастерскую в ту фирму, где и тружусь до сих пор.

По совместительству я и корпоративный фотограф, поскольку созданные интерьеры и предметы нужно демонстрировать будущим заказчикам. Отчасти отсутствие снимков, которые можно было бы показать потенциальному клиенту, на раннем этапе существования фирмы, в конце 90-х, и побудило меня вспомнить, что когда-то в школьные годы я увлекался фотографией, и взяться за это дело с новым пониманием и новой силой. В итоге фотография стала для меня чем-то гораздо большим, чем просто рабочая необходимость. Правда, первое прикосновение к ней случилось гораздо раньше.

— Как давно вы начали фотографировать?

— Первый фотоаппарат появился у меня классе в третьем: подарили родители на день рождения. Я стал понемногу снимать семейные события, друзей и совсем чуть-чуть — школу... У меня даже была своя темная комната — чулан со старыми вещами — с красным фонарем, фотоувеличителем и кюветами для растворов.

Тогда это мое увлечение фотографией не стало чем-то серьезным, камеру я доставал по большим праздникам и во время родительского отпуска. После поступления в институт стало не до этого — в Бауманке учиться было непросто, да и время в стране настало сложное, в 90-х годах было не до фотографии. Потом как-то так совпало, что и по работе потребовалось снимать, и личный интерес появился, и как я в конце 90-х взялся за камеру, так фотография и поглотила меня с головой и стала чем-то гораздо большим, чем просто увлечение или рабочая необходимость.

— Вы изучали фотографию самостоятельно или профессионально?

— В школьные годы я немного ходил в фотокружок во Дворце пионеров в Нижнекамске, где жил в детстве. Походил, научился базовым навыкам работы с пленкой и фотопечати — и успокоился: этого на тот момент мне было достаточно.

Когда меня накрыла вторая волна интереса к фотографии, практически всё я изучал самостоятельно, благо уже был Интернет с колоссальным количеством информации, выходило достаточно много журналов и прочей печатной продукции на эту тему. Хотя на начальном этапе меня немного обучал более сведущий в фотографии товарищ, руководитель фотостудии в культурном центре — рассказал про композицию, про свет, про технические моменты работы с камерой и студийным освещением.

В последнее время я стал посещать творческие встречи и мастер-классы различных фотографов, преимущественно не пейзажных. Иногда участвую в онлайн-занятиях по обработке изображений.

— Удается ли вам сегодня уделять фотографии столько времени и внимания, сколько хочется?

— Увы, нет. Надо ведь еще и работать, и домашними делами заниматься, и с людьми общаться, и спать иногда приходится... К тому же пейзажная фотография, и не только она, требует достаточно много времени для постобработки изображений.

— Чем вас привлек жанр пейзажа?

— Пейзаж — это возможность остановиться и оглядеться вокруг, увидеть мир не на бегу. Увидеть красивый лес, реку, горы, море, облака, звезды, если говорить о природном пейзаже. Увидеть красоту города, в котором живешь или в который завела дорога, если речь идет о городских видах. И поделиться этими открытиями с другими.

— Расскажите о своих любимых направлениях. Какая природа и погода вдохновляют вас?

— Мне интересны любые края и места. Я не так много ездил по стране и тем более по миру, поэтому ярко выраженных предпочтений в направлениях нет. Может быть, только чуть больше внимания уделяю или хочется уделять северным краям — Карелии, Соловкам, Кольскому полуострову...

Как всякий нормальный человек, я люблю приятную и комфортную погоду. А как фотограф я предпочитаю погоду интересную, когда происходит какое-то изменение в атмосфере или природное явление. Как правило, в это время очень некомфортно — холодно, мокро, ветрено... Но самые интересные кадры я сделал в те моменты, когда мне было крайне некомфортно.

Природу предпочитаю скорее северную — Карелию, Кольский полуостров, хотя для меня нет особых ограничений, южные края мне тоже нравятся. Люблю открытые холмистые или гористые пространства, когда можно куда-нибудь повыше забраться и окинуть взором окрестности. Если при этом будет еще какая-нибудь речка или озеро, рассвет или закат, туман, то совсем будет замечательно.

— Насколько мы знаем, вы нередко участвуете в фотопоездках по Московской и близлежащим областям. Согласны ли вы с тем, что очень немногие понимают, какие красивые пейзажи можно снять недалеко, в общем-то, от столицы?

— Наверное, мне повезло, но я как-то больше сталкиваюсь и общаюсь с людьми, которые это прекрасно знают; и, скорее, это я вдохновился их фотоработами и поездками и открыл для себя много нового и интересного и в Подмосковье, и в близлежащих областях. А тем, кому это еще не удалось понять, можно посоветовать присоединяться к таким компаниям и людям, ездить в небольшие фототуры в выходные дни, благо сейчас много возможностей и, самое главное, людей, которые помогут помочь в этом. Также есть много возможностей для самостоятельного изучения окрестностей Москвы: никто ничего не утаивает, информации сейчас полно.

— Можете ли вы вспомнить какие-то моменты из поездок или сами поездки, с которыми связаны наиболее яркие впечатления?

— Пожалуй, самые яркие впечатления от поездок — это сама атмосфера, знакомство с новыми людьми, общая цель снять что-нибудь красивое, просто посиделки у костра под звездным небом, ну и, конечно же, неожиданные подарки природы — красивые рассветы с туманами, интересные природные уголки, потрясающие закаты, старинные церкви, гармонично вписанные в природу...

Особенно запоминаются летние рассветы, поскольку в городе редко получается в это время не то что куда-то пойти поснимать, а просто встать. Каждый из них получается неповторимым и чем-то похожим на новое рождение — вместе с рождением дня и солнца я тоже немного заново рождаюсь.

— Насколько вам важно получить задуманный кадр? Например, вы нашли точку съемки, но из-за неподходящих погодных условий кадр сделать не получилось. Будете ли вы возвращаться сюда? Сколько кадров можете сделать, чтобы получить тот самый образ?

— С одной стороны, я не зацикливаюсь на том, что надо обязательно снять задуманное. Перед любой поездкой всегда планирую определенные съемки, пытаюсь внутренне визуализировать кадры, которые хотелось бы сделать, особенно если едешь или идешь в знакомое место. Но, как правило, съемка пейзажей в поездках — это умение реагировать по обстоятельствам, потому что погоду, например, сложно запланировать. Надо, мне кажется, уметь находить и делать красивые снимки вне зависимости от обстоятельств, в любом месте и в любых погодных условиях. Считаю, что это высший пилотаж для фотографа.

С другой стороны, есть задуманные, но не снятые по разным причинам кадры, и есть желание все-таки их воплотить, возвращаясь в нужное место в нужное время или ища похожие сочетания элементов в других местах. И тут уже неважно, сколько кадров придется сделать, пытаясь поймать нужные сочетания и состояния: современная цифровая техника позволяет фотографировать практически без ограничений по количеству кадров.

— Сейчас, зимой вы снимаете городские пейзажи. Что можете сказать тем, кто убежден: в Москве снимать нечего?

— Зимой я, конечно, не только городские пейзажи снимаю. И наоборот, снимаю городские пейзажи в Москве и летом, и весной, и осенью. Наш город вообще кладезь для фотографа, в том числе и пейзажного, — здесь множество отличных видов, интересной архитектуры, несколько крупных природных парков. Интересно искать в городе необычные виды и ракурсы. А стандартные, отснятые, казалось бы, вдоль и поперек, можно попытаться сфотографировать в интересную погоду, поймать необычный красивый свет, атмосферу и получить небанальный снимок вроде бы уже «затертого до дыр» вида. Мне интересно находить сочетания города и природы в различное время года. Так можно лучше узнать город, в котором живешь, найти его новые «лица», новые состояния.

Примерно три года назад я решил для себя попытаться находить интересные пейзажи поблизости, буквально возле дома, в повседневности, а не ждать, когда случится очередная поездка, в которой можно будет наснимать шедевров. Очень помогает в этом попытка работать проектами, когда ты выстраиваешь съемку на какой-либо теме. В свое время я услышал об этом у Володи Медведева и увидел, в частности, его фотопроект по Серебряному Бору. Так вышло, что через некоторое время я переехал близко к Измайловскому парку и понемногу стал снимать и снимаю его именно как небольшой фотопроект, пытаясь поймать и запечатлеть разные состояния природы в различные сезоны.

— Как вы думаете, ви́дение дается свыше или же его можно развить?

— Его однозначно можно развить в себе. Надо больше смотреть, пристально разглядывать мир, изучать его. Посредством не только фотографии, но и различных изобразительных искусств, музыки, литературы, общения с интересными людьми. Хотя, когда я гляжу на работы некоторых авторов, меня порой посещают мысли, что некоторым свыше перепало заметно больше (улыбается).

— Что для вас является критерием хорошей фотографии?

— Хорошая фотография для меня — та, которая цепляет, к которой хочется возвращаться снова и снова, пересматривать, находить или вспоминать те ощущения, состояния или мысли, которые она вызвала. Которую хочется повторить.

— Фототехнику каких производителей вы используете?

— Я достаточно давно использую камеры компании Canon, сначала пленочные, а затем и цифровые. А основные объективы у меня преимущественно Tokina, хотя есть и Canon, и Tamron. Иногда использую с помощью переходника старые объективы «Зенит».

— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?

— Умение не упустить момент и умение ждать. Любить то, что или кого снимаешь.

— Есть ли мастера фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?

— Да, есть, конечно. Из тех, кто на меня произвел наибольшее впечатление, — Вадим Гиппенрейтер, Кристофер Беркетт и Ансель Адамс; к тому же мне удалось побывать на их выставках. Я больше запоминаю отдельные фотографии, нежели все творчество целиком, поэтому всех не вспомню. Есть достаточно много современных авторов, в том числе и знакомых, за творчеством которых я с интересом слежу и вдохновляюсь их работами.

— Как давно вы читаете наш журнал?

— Не очень давно, года полтора-два.

— Как вы узнали о нашем клубе и что стало главной причиной решения присоединиться к нам?

— С клубом получилось как в одном известном советском фильме: «Все побежали — и я побежал» (к/ф «Джентльмены удачи»). В определенный момент знакомые фотографы стали вступать в какой-то клуб, стало интересно, куда это все подались. Пока думал, тут и конкурс тревел-фотографии подоспел, и небольшой выигрыш в виде членства в клубе. Но изначально было интересно, конечно, иметь дополнительные возможности — посещение мероприятий, мастер-классов, выставок, галерей, скидки в магазинах и на услуги.

— Вы уже начали пользоваться преимуществами? Какие скидки и бонусы наиболее полезны лично для вас?

— Пока осваиваюсь... Пару мастер-классов вот уже посетил, с интересными людьми пообщался... Привлекают возможности посещения выставок и галерей, мастер-классов и встреч, знакомство с техникой различных производителей. Наверное, будут интересны скидки в сервис-центрах, магазинах и салонах печати.

— Какие преимущества вам хотелось бы видеть еще?

— Побольше бы галерей, музеев, да и скидок в магазинах тоже. Обязательно встреч с интересными людьми как из сферы фотографии, так и из сопредельных областей деятельности. Можно просто клубные посиделки устраивать иногда, смотреть друг на друга, общаться.

— Большое спасибо за беседу! Удачи вам!

— Взаимно!

Анкета. Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Игорь Горшков, 41 год.

Веб-сайт: feanorus.fishup.ru.

Техника: Canon, Tokina, Tamron.

Выставки, награды, достижения:

— 1 место в номинации «Пейзаж» VIII Открытого Казанского фотоконкурса, 2008 г.;

— персональная выставка «О России с любовью» в Культурном центре совместно с турфирмой и клубом путешественников «Александрия» (Москва), август — сентябрь 2009 г., август — декабрь 2010 г.;

— совместная с группой московских художников студии Олега Торопыгина выставка «Вечная весна — 2», май 2011 г.;

— выход в полуфинал фотоконкурса «Золотая черепаха — 2013»;

— победитель фотоконкурса «Жара» компании Tokina, 2014 г.;

— один из трех победителей от России в конкурсе Sony World Photography Awards в номинации «Пейзажи», июнь 2014 г.;

— один из трех победителей от России в конкурсе Sony World Photography Awards в номинации «Архитектура», октябрь 2014 г.;

— финалист и участник выставки в парке «Музеон» фотоконкурса «Планета Москва — 2014» Департамента градостроительной политики Правительства Москвы;

— победитель в номинации «Облик городов» фотоконкурса «Наше Подмосковье», проводимого «National Geographic Россия» совместно с Правительством Московской области, и участник итоговой выставки-конкурса в г. Клину (Подмосковье) к 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского, апрель — май 2015 г.;

— 14-е призовое место в фотоконкурсе тревел-фотографии в номинации «Места» в журнале «Российское фото» (Russian Photo);

— финалист и участник выставки на ВДНХ фотоконкурса «Планета Москва — 2015» Департамента градостроительной политики Правительства Москвы.

Источник вдохновения: люди и их творчество, музыка, природа.

Лучший совет: all you need is love.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

20 ноября 2014

Дмитрий Купрацевич:
созерцая природу сквозь объектив

Пейзажный фотограф Дмитрий Купрацевич рассказывает о себе, об участии в нашем клубе и о том, что это ему дало.

20 августа 2014

Кирилл Уютнов:
«Найдите для себя свой источник вдохновения»

Фотограф, путешественник и участник нашего клуба Кирилл Уютнов рассказывает о своем творчестве, особенностях пейзажной фотографии, экспедициях, и делится историями своих удивительных кадров.

7 августа 2014

Ростислав Машин:
геометрия форм живой природы

Все, чем занимается Ростислав Машин, удивительно сочетается друг с другом: он работает в МГСУ — и снимает архитектуру; архитектура перекликается с упорядоченностью снежинок, макрофотографии которых Ростислав делает просто потрясающе; снежинки же — часть природы, за съемку которой он неоднократно удостаивался наград престижных фотоконкурсов. Недавно Ростислав стал членом нашего клуба.