Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Александрас Мацияускас: «Жизнь – это преодоление боли»

Александрас Мацияускас:
«Жизнь – это преодоление боли»

#портфолио #современная_фотография
Александрас Мацияускас:
«Жизнь – это преодоление боли»
2 марта 2015
Фото:Александрас Мацияускас, из серии "Ветеринарные клиники"

Литовский фотограф Александрас МацияускасМастер неподражаемых ракурсов, Александрас Мацияускас умел идеально чувствовать ритм и создал свою собственную формулу выразительной фотографии, отличную от всего, что существовало ранее. Продолжаем рассказывать о самых ярких представителях литовской школы фотографии.

Александрас родился 16 мая 1938 года в Каунасе.

Несколько лет проработав фотокорреспондентом газеты Vakarinės naujienos, в 1973 году Мацияускас стал ответственным секретарем Союза фотоискусства Литвы, через год — председателем Каунасского отдела союза, затем председателем художественного совета союза и наконец возглавил Каунасское отделение Национальной ассоциации литовских фотографов.

Александрас Мацияускас, из серии «Сельские базары» Александрас Мацияускас, из серии «Сельские базары»

Благодаря философскому взгляду на бытие Александрас видел привлекательные моменты даже в самой обыкновенной сельской жизни. В его воплощении всем известные сюжеты пронизаны символичностью и философскими параллелями.

Александрас Мацияускас, фото, снятые с широкоуголником "Руссар"

Именно он впервые использовал широкоугольник «Руссар» 20 мм для уличной фотосъемки.

— Когда вы хотите рассмотреть вещь поближе, то берете увеличительное стекло, не так ли? — рассказывал он в интервью «Российской газете». — Я брал широкоугольник, потому что мне нужно было максимально приблизиться к человеку. Я хотел как хирург: открыть, увидеть, что внутри человека творится. Узнать его. Мне главное — не чтобы было красиво, а чтобы было интересно. Я поэтому в советское время не мог книгу своих фотографий издать. Мне говорили: у тебя люди какие-то... нетипичные. И советовали: лучше бы ты искажал своим широкоугольником не людей, а животных. Я послушал. И сделал серию очень большую «Ветеринарные клиники».

Александрас Мацияускас, из серии «Сельские базары»

О выборе своих сюжетов он рассказывает удивительно просто:

— В воскресенье я с друзьями, у которых были машины, ездил по Литве, искал интересные типажи. Идея была, как я говорил, сохранить для потомков людей, настроение, время. Случайно я однажды приехал на сельский базар. У нас они большие были. Смотрю: все, что мне надо, — в одном месте. Типажи. Бытовые сценки. Настроение разное. Не нужно километры наматывать. На сельском базаре надо было мгновенно решать: или на дерево лезть, чтобы делать снимок сверху, или падать на землю для съемки с нижнего ракурса. Опоздал — не будет кадра. Репортер должен уметь быстро думать, — делится он своими наблюдениями.

Александрас Мацияускас, из серии «Сельские базары»

Серия Мацияускаса «Литовские деревенские рынки» с низкими ракурсами, тонкой иронией и духом нонконформизма стала ярким новаторством, навсегда изменившим представление современников о фотографии. Другие не менее известные его серии: «Сельские базары» (1969–1987), «Ветеринарные клиники» (1977–1994), «Умирающие деревья» (1984–2001). Позже критики назовут их «азбукой гуманизма».

Александрас Мацияускас, уличная фотография

— Жизнь в круге раскрывает философию всех моих творений, — писал он. — Каждый находится в своеобразном круге, который вращает нас вопреки нашему желанию... Это судьба управляет кругом.

Александрас Мацияускас, фото, снятые с широкоуголником "Руссар" Александрас Мацияускас, из серии «Сельские базары»

Как признается сам Александрас, на становление его стиля повлияло творчество Вернера Бишофа и Андре Кертеша. Во времена молодости Мацияускаса выпуски фотокниг и фотоальбомов были целым событием. Он вспоминает, что вместе с друзьями-фотографами мог поехать в другой город лишь для того, чтобы посмотреть только что опубликованные работы другого фотографа.

Александрас Мацияускас, из серии «Ветеринарные клиники» Александрас Мацияускас, из серии «Ветеринарные клиники»

Зачастую работы Александраса насыщены трагическими чертами. Особенно это относится к серии «Ветеринарные клиники». Но у самого автора на этот счет, опять же, философское мнение:

— Когда я получил национальную премию Литвы и на эти деньги издал книгу, куда вошла названная серия, то некоторые книжные магазины в Каунасе не принимали ее. Говорили: кто будет покупать такую жестокую книгу? Мне кажется, там нет ничего жестокого. Там реальная жизнь. Многие считают, что можно вылечить человека или животное, погладив его по голове. Но это неправда. Жизнь — это преодоление боли, — рассказывал он в интервью журналу «Петербургский фотограф».

Александрас Мацияускас, из серии «Ветеринарные клиники» Александрас Мацияускас, из серии «Ветеринарные клиники»

Александрас Мацияускас — почетный член Литовского союза фотохудожников, заслуженный работник культуры Литовской республики, лауреат Национальной премии Литовской республики (1995 г.), кавалер ордена Великого герцога Литовского Гедиминаса 5-й степени (1998 г.).

Александрас Мацияускас, из серии «Сельские базары»

Его работы отмечены многими наградами и хранятся в музеях Литвы, США, Нидерландов, Франции, Швейцарии и других стран.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

17 февраля 2015

Ромуальдас Ракаускас
Лирик в жанре фотографии

Продолжаем рассказывать о выдающихся представителях литовской школы фотографии. Сегодня речь пойдет о творчестве «главного лирика» литовской фотографии Ромуальдаса Ракаускаса.

18 декабря 2014

Антанас Суткус:
«Фотография для меня – способ общения с людьми»

Антанас Суткус — классик советской и литовской фотографии, основатель Союза фотоискусства Литвы, выдающийся представитель национальной фотографической школы. Выставки его работ с успехом проходят по всему миру, являя собой документы ушедшей эпохи. В 2001–2002 годах фотограф получил стипендию Фонда Эрны и Виктора Хассельблад (Швеция) для архивации своих работ.

14 августа 2014

Ромуальдас Пожерскис:
«Мир, который я снимал, умер»

Ромуальдас Пожерскис — заслуженный работник культуры Литвы, член Союза фотохудожников Литвы и международной федерации FIAP, обладатель премии Alfred Toefler за вклад в развитие и сохранение культурного наследия стран Центральной и Западной Европы.