Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Дмитрий Финкель: "Фотография должна показывать парадоксальность мира"

Дмитрий Финкель:
"Фотография должна показывать парадоксальность мира"

#портфолио #пейзажная_фотография
Дмитрий Финкель:
"Фотография должна показывать парадоксальность мира"
27 октября 2015
Фото:Дмитрий Финкель

Участник выставки «Дружба народов» Дмитрий Финкель считает, что фотография должна показывать красоту, необычность и парадоксальность мира всем тем людям, которые не имеют возможности увидеть все то, что видят фотографы. О своем творчестве Дмитрий рассказал в интервью нашему журналу.

— Дмитрий, здравствуйте! Благодарим вас за участие в нашем проекте! Расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и как пришли в фотографию?

— Здравствуйте. И вам большое спасибо, что нашли меня на просторах сети и пригласили принять участие. По профессии я инженер электросвязи. В фотографию, как и в связь, я пришел по стопам своего отца, очень хорошего фотографа и высококвалифицированного связиста. Так что я потомственный связист-профессионал и фотограф-любитель (улыбается).

— То есть, интерес к фотографии появился с детства?

— Да, конечно. Как я уже сказал, мой отец был прекрасным фотографом-любителем, его фотографии как нравились мне 40 с лишним лет назад, так нравятся и сейчас. Фотографии черно-белые, где свет, а не цвет играл ключевую роль. Кстати, далеко не каждый любитель в то время делал, как мой папа, например, стерео-слайды, цветные и черно-белые. Причем без специального оборудования для стереосъемки, используя одно-объективную зеркалку и позитивную пленку, рассчитывая смещение между двумя необходимыми для этого кадрами. Одним из самых приятных занятий в детстве у меня было уединение папой в ванной комнате, где предварительно закрывалось черной материей окошко и затыкались в двери все щели, чтобы не проходил солнечный свет. Мне нравилось целый день смотреть на таинство появления изображения на белой бумаге под действием проявителя. Бумага, правда, казалась розовой из-за красного фонаря, включенного в нашей «проявочной». Увеличитель, рамки, ванночки для проявителя-закрепителя и сейчас хранятся у нас дома в память о папе и о том времени. Хоть и не использую их, но выбросить не могу. Помню весь процесс, начиная от составления растворов проявителя-закрепителя и хранения их в холодильнике, проявку и фиксацию пленки в бачках, и, самое интересное, — печать на бумаге, когда папа, шепотом считая секунды, необходимые для правильного экспонирования бумаги, делал руками пассы, высвечивая или затемняя участки изображения. Делая по существу те же операции с помощью масок в Фотошопе, я все время вспоминаю эти волшебные манипуляции руками — аналогия полная. Жаль только, что папа не дожил до появления цифровой фотографии, компьютерной обработки и всего, что мы сейчас имеем. Часто в мыслях я рассказываю ему про все это.

— Помните свою первую камеру? На что вы сейчас снимаете? Необходима ли для пейзажной и репортажной фотографии профессиональная техника, на ваш взгляд?

— Кто же не помнит свою первую камеру? Конечно, помню, у меня их было несколько. Папа часто давал мне фотографировать, так что первые камеры, которые я взял в руки, были отцовские : сверх-компакт «Киев-Вега» под 16-мм пленку с размером кадра 10×14мм и зеркалка «Зенит-3м» со штатным «Индустаром». Возможности у них, бесспорно, разные, но и преимущества у каждой свои: «Вега», например, была абсолютно «шпионским» аппаратом. К сожалению, «Зенит-3м» несколькими годами позднее я умудрился потерять на Кавказе, в Сванетии. Сами понимаете, как я расстроился, при том, что папа даже не стал ругать меня, видя мое состояние — просто мы при первой же возможности купили «Зенит-Е» с «Гелиосом-44» и стали мечтать о ГДР-овской (восточно-германской) «Практике», которую так и не купили никогда... Следующей моей первой камерой была известная всем в те времена «Смена-8м», подаренная мне на день рождения — отличный аппарат за свои 15 рублей. Она была первой официально моей: не папиной, а именно моей. Следующей первой камерой был Кодак-835 с настоящим стеклянным (а не пластмассовым) объективом. Эта был первый мой полный автомат с автофокусом, первая для меня камера эры качественной цветной негативной пленки — Кодак, Фуджи, Агфа и т.д., а также наступившей эры фотолабов. Именно с этой камерой я начал много путешествовать по миру и быстро осознал необходимость покупки еще одной первой своей камеры — японской зеркалки. Ей стал приобретенный в 1996 году Canon EOS 50e с революционной для того времени автоматической фокусировкой по движению зрачка глаза фотографа. Последней на данной момент первой моей камерой стала цифровая зеркалка EOS 10D. Сейчас я снимаю уже своей третьей цифровой зеркалкой — Canon 5D Mark II. За последними моделями не гонюсь, камеры меняю редко и без особого энтузиазма — тогда, когда ресурс затвора подходит к своему гарантийному сроку и появляется риск в какой-то из поездок остаться без камеры. Обычно к этому же времени камера достаточно сильно устаревает морально. Объективы у меня тоже «не первой свежести» — последний покупал 10 лет назад. Правда, есть все, что надо: штатный зум, хороший телевик, широкоугольник и даже макро-объектив и фиш-ай («Зенитар»).

Отвечая на ваш вопрос про профессиональную технику для пейзажной и репортажной фотографии: думаю, что да, профессиональная техника нужна, хотя требования, предъявляемые к «пейзажной» и «репортажной» технике, различны. Например, при съемке пейзажа абсолютно не нужна скорострельность 10 кадров в секунду, а для хорошего пейзажа нужна камера с большой матрицей (что позволяет лучше передавать объем, воздушную перспективу) и высококачественной оптикой, желательно с фиксированным фокусным расстоянием. Пыле- и влагозащищенность не помешают ни репортерам, ни пейзажистам. Особенно хочу сказать про вес и габариты профессиональной техники. Многие мои друзья мечтают перейти на современные компактные высококачественные камеры с несменной оптикой с большим диапазоном фокусных расстояний, с энтузиазмом показывают мне каждую новую модель и клянутся себе и мне, что купят ее. Потому что для репортеров очень важна скрытность: профессиональной зеркалкой можно распугать всех и уничтожить любую жанровую сцену. А пейзажисты, особенно с возрастом, все меньше хотят таскать в гору или по пустыням тяжеленный рюкзак с камерой, фильтрами, кучей сменной оптики. Но практика показывает, что замечательные компакты пока не в состоянии заменить профессиональную технику: ведь картинки с Айфона и Айпада тоже замечательно смотрятся на Айфоне и на Айпаде, но не на бумаге формата А3 и выше. Так и компактные камеры проигрывают в качестве профессиональным, и существенно. Великий пейзажист Вадим Гиппенрейтер, в конце концов, считал узким формат 9×12 см, а нормальным — 13×18см, и работы его смотрятся замечательно по прошествии многих лет. Да и современные выдающиеся фотографы не перешли еще на компактную технику, насколько я знаю, так что и нам не стоит бежать впереди паровоза.

— Расскажите, пожалуйста, о кадрах, которые наиболее важны и ценны для вас. Есть такие?

— Конечно, есть. С годами критерии, требования к себе растут, так что любая фотография должна «отлежаться»: если вы и через год-два после съемки назовете ее хорошей, наверное, таковой она и является. У меня проблема не в количестве, а в качестве сделанных кадров — мне кажется, что я делаю много картинок на 4 и 4+, а они никому не нужны. Интересны только те, что на 5+, пусть их будет очень мало или вообще одна.

Не хочется называть какие-то конкретно работы, лучше их показывать. Я, например, ценю у себя именно то, что мне хуже всего дается. Например, если удастся сделать хорошую репортажную фотографию, или снять что-либо оригинальное, нестандартное. Хотя и красивые пейзажи, так называемые «открытки», меня тоже радуют, если повезло со светом, погодой, настроением.

— Вы снимаете в разных жанрах. Расскажите, какие из них наиболее интересны для вас?

— В основном все жанры, в которых я снимаю, можно объединить понятием «travel photography» даже если это снято не в поездках, а в родном городе. 95% кадров я делаю на свежем воздухе. Меньше всего меня интересуют жанры постановочной фотографии, особенно если это постановка сюжетов, эмоций. Наиболее интересны пейзаж, городской пейзаж, жанровая фотография, жанровые портреты.

Я люблю естественность в фотографии и помню, что изначально обозначенное ее место в искусстве, ее призвание — это: улавливать и передавать мимолетность бытия, фиксировать мгновенья, интересные моменты реальной жизни. Если бы это было не так, то можно было бы вообще обойтись без фотографии, так как уже много веков существовала и прекрасно выполняла свои задачи живопись.

— Вы посетили выставку? Как оцениваете представленные работы? В каких постсоветских республиках вы бывали и что сильнее всего впечатлило?

— Снимки, представленные на проекте — это фотографии очень высокого уровня, объединяющие в себе высокую художественность и полное раскрытие темы жизни в постсоветских странах. Многие «репортажны» в лучшем смысле этого слова. Я могу только восхищаться представленными работами, а не оценивать их. Очень запомнились, запали в душу, например, жанровые портреты Сайдазима Фазилова и Анзора Бухарского из Узбекистана, Ровелиу Буга из Молдовы, замечательные пейзажи украинца Антона Петруся. И, естественно, не только они — практически все работы стоят того, чтобы сохранить их в своем архиве замечательных фотографий и смотреть уже после окончания выставки.

Что касается моих работ, то в окончательный отбор попали две: пейзаж с соснами и розовым предзакатным туманом, сделанный на Украине, и храм Святой Троицы Самеба, построеный практически в центре армянского района Тбилиси Авлабар (Авлабари), с маленькими домиками частной застройки вокруг него. Идеей снимка было показать контраст между этими домиками и храмом — «новостройкой». Если церковь Самеба никуда от меня не убегала, то поймать мимолетный кадр с постоянно меняющимся светом и туманом было удачей — он как неожиданно появился предо мной, так, практически сразу, и исчез. Спасибо всевышнему, что подарил мне этот снимок, как и еще несколько весьма удачных, сделанных там же.

К сожалению, большинство республик СССР я посетил тогда, когда именно республиками они и являлись. В постсоветское время побывал только в краткосрочных поездках в Эстонии, Латвии, Армении и Беларуси, а также в длительных командировках в Украине и Грузии. Больше всего впечатлило то, что и вне Советского Союза, жизнь без которого в моей молодости казалась немыслимой, люди живут, и живут очень неплохо, даже лучше, чем раньше. При этом люди старшего поколения часто все же ностальгируют по СССР, точнее, как мне показалось, по временам СССР, когда гораздо проще было перемещаться внутри Союза и когда просто все были молодыми и веселыми. Многие представители современной молодежи уже не воспринимают граждан постсоветских стран, как своих: для них русский и американец — практически одинаковые иностранцы, а для большинства эстонцев финн уж точно ближе, чем русский. Со знанием языка ситуация аналогичная: если вы не русский из Латвии, где их чуть ли не 50%, не армянин, не белорус или украинец, то среди молодежи знание английского доминирует над знанием русского языка — молодые эстонцы и даже грузины, например, вежливо извиняясь, спрашивали, не могу ли я говорить по-английски, так как не понимали по-русски, хотя искренне хотели помочь. Еще впечатлили различия в ментальности людей, — не только, скажем, отличие эстонского от армянского менталитета (что в общем-то предсказуемо хотя бы на основании известных всем анекдотов), но и армянского от грузинского (на эту тему тоже есть, оказывается, анекдоты). В Грузии вообще много что удивило, например, очень искренняя религиозность большей части населения, особенно молодежи.

— Как реагировали местные жители на фотосъемку? Общались ли вы с ними?

— Я не могу назвать себя репортером именно в силу излишней и иногда ненужной щепетильности: никогда не буду снимать людей , если есть вероятность, что им это неприятно. Из-за этого теряю много интересных кадров, пропускаю сюжеты. Зато тех , кого сфотографировал, вспоминаю обычно с теплотой. Особенно в том случае, если была возможность поговорить, пообщаться. Потому что если удалось остаться для фотографируемого незамеченным (что очень хорошо для жанровой и уличной фотографии) то, понятное дело, ни о каком общении речь не идет. На съемку все реагируют по-разному, но, например, в той же Грузии снимать людей очень приятно. Потому что они беспредельно приветливы, никогда практически не отказывают в просьбе их сфотографировать, да и без просьбы не протестуют. Главная трудность в общении с грузинскими мужчинами состоит в том, что, задав невинный вопрос, например, как куда-нибудь пройти, вы рискуете ввязаться в задушевную беседу с воспоминаниями о совместной жизни в СССР, которая вполне может перейти в угощение и распитие. Короче, уйдете через пару часов, но сытым — пьяным и очень довольным, правда, позабыв таки выяснить, куда вам надо было идти. Любая женщина также обязательно пригласит зайти в дом, угостит вишней-черешней а может, и вином-чачей), обязательно задушевно поговорит с вами. Заметьте, я был в Тбилиси меньше, чем через год после событий в Цхинвали, называемых в Грузии войной, в эпоху активного противостояния Саакашвили и оппозиции, не в самый лучший момент официальных отношений между Россией и Грузией. Но на простых людях и их отношениях к русским это, слава богу, не сказалось, так как они видят разницу между политиками и теми, кто приехал к ним в гости или, как в случае со мной, работать. Главное — быть доброжелательным к людям, и тогда они всегда ответят взаимностью, часто сторицей. Это относится не только к Грузии- на Украине у меня также много друзей, да и незнакомые никогда не проявляли ко мне негативного отношения. Будет очень жаль, если ситуация за последний год изменилась, хочется верить в то, что это не так.

— Какие постсоветские страны наиболее интересны вам на сегодняшний день? Планируете ли вы еще путешествия?

— Интересны практически все постсоветские страны, причем сейчас они интереснее, чем в советские времена, так как нет уже единой общности, советского народа, и культурные, этнические различия заметны больше, чем при Союзе. Если раньше бытовала поговорка «курица не птица, Болгария не заграница», то сейчас все бывшие республики — это заграница, и еще какая: интересная, колоритная, привлекательная. Правильнее ставить вопрос по другому: «Не Какие, а Чем постсоветские страны наиболее интересны Вам на сегодняшний день?».

Ответ мог бы быть очень пространным, поэтому ограничусь примерами. Если брать с точки зрения фотографии, то меня очень интересует природа Киргизии, Таджикистана, других республик средней Азии, а также Закавказья. Там же я хотел бы снимать жанр, портреты людей, их образ жизни и обычаи. Для съемки городского пейзажа привлекательны города Прибалтики и Западной Украины, а также столица Азербайджана Баку . В Грузии я мог бы снимать все, это очень благодатная для фотографов страна, тоже самое можно сказать и об Армении. Очень хотел бы посетить те страны, где я ни разу не был даже во времена СССР — Молдавию, Азербайджан, Туркмению, Про последнюю я практически ничего не знаю, поэтому добавляется еще и интерес достаточно специфический, сродни любопытству к посещению Северной Кореи. Отдельно хочется отметить Украину, которая интересует меня в самом широком смысле — пейзажи Карпат и Закарпатья, замечательные города, такие как Львов и Киев, люди, то есть, опять же, интересно практически все.

Путешествия по постсоветскому пространству на данный момент планировать не могу, так как ближайшие планы затрагивают дальнее зарубежье и Россию, а в следующем году есть наметки посетить Эстонию. К сожалению, командировок последнее время не предвидится, хотя в коротких командировках интенсивность труда такова, что не остается времени для вдумчивого занятия фотографией.

— Где еще удалось побывать, какие места и природа впечатляют больше всего?

— В общей сложности я побывал более чем в пятидесяти странах, причем во многих по нескольку раз. К сожалению, многие из этих стран я посетил в далекие времена, без профессиональной фототехники, так что на память остались не очень высокого качества туристские карточки 10×15см. Самому не верится, когда смотришь на свои старые фотографии из Рио-де- Жанейро, Сан-Пауло, Монтевидео, Буэнос-Айреса, из Барбадоса, Гренады, Доминики, Мартиники, Гваделупы, Багамских , Виргинских островов. В не столь отдаленные времена удалось побывать в Непале, относительно недавно, уже в цифровую эпоху — в Марокко, Вьетнаме и Камбодже. Я объехал почти всю Европу, особенно много путешествовал по Германии. На меня магическое впечатление производят храмы Анкора в Камбодже, освобожденный от многовековых песков город Петра в Иордании, египетские пирамиды в Гизе и Саккаре, храм Рамзеса II в Абу-Симбеле, Кельнский и Шартрский соборы, Эйфелева Башня, соборы св. Павла в Лондоне и св. Петра в Ватикане, римский Колизей, Вестминстерское аббатство, бельгийские города Брюгге и Гент, хорватские Дубровник и Ровинь. И все же наиболее неизгладимое впечатление оставляют памятники природы , с ними не могут сравниться произведения человеческих рук. Самые яркие впечатления у меня остались от восхода солнца на Главном кавказском хребте, от полета вдоль гряды Гималайских восьмитысячников , от Северного сияния и гигантских водопадов в Исландии, от хорватского заповедника «Плитвицкие озера», от марокканской Сахары, камбоджийских джунглей, от вулканов Камчатки. Одна самых интересных стран с точки зрения пейзажной фотографии — это, бесспорно, Исландия. В силу ряда географических, климатических и др. обстоятельств никто из фотографов не возвращался оттуда без «улова», на этом острове интересно буквально все, и переменчивость погоды также благоприятно влияет на результаты фотосъемки. Еще нельзя не отметить Непал в силу разнообразия пейзажей и неограниченных возможностей жанровой и портретной съемки и турецкую Каппадокию, как наиболее бюджетный, но от этого далеко не худший вариант фотопутешествия. На территории России при всем уважении к Соловкам, Карелии, Байкалу и особенно к Алтаю, на первое место я бы однозначно поставил Камчатку, хотя путешествие туда сейчас соизмеримо по затратам с путешествием по чилийским и перуанским Андам, притом что билет на самолет стоит существенно дешевле..

— Как вы думаете, как можно развить видение и можно ли? Или же это то, что дается свыше?

— Я не очень люблю говорить о том, в чем плохо разбираюсь, но думаю, что видение, данное свыше, сопоставимо с идеальным музыкальным слухом и развить его с полного нуля нельзя. Но, несмотря на это, большинству вполне достаточно внимательности, любознательности, терпеливости и трудолюбия, а также развития с помощью приобретенных знаний чувства композиции, правильной постановки кадра. В конце концов, достаточно сильно можно развить в себе художественный вкус, если часто посещать выставки и музеи с наилучшими образцами живописи, графики, фотоискусства. Короче, отсутствие врожденного таланта еще не ставит на вас крест, как на фотографе. Или, может быть, это я просто себя успокаиваю? (улыбается).

— Сколько кадров, в среднем, вы делаете при съемке одного сюжета?

— Много, больше чем надо, то есть, больше, чем сделал бы настоящий профессионал. Надеясь, естественно, выбрать лучший. Но в одном не достает одного, в другом — другого, и в целом моя перестраховка, особенно в пейзажной фотографии, не оправдана. Количество кадров очень сильно варьируется от ситуации: при съемке динамичного действия, например, авиашоу, могу сжечь за пару-тройку часов 32-гигабайтную флешку, это около 1500 кадров. При съемке пейзажа тоже делаю десяток-другой кадров с небольшим разнесением по времени, чтоб не пропустить наиболее удачный свет, фазу движения облаков и т.д. К сожалению, снайперский принцип «один выстрел — один труп» в моем случае не работает, что является, наверное, признаком того, что до профессионала мне еще далеко. С другой стороны, сам приучаю себя к тому, что если не знаешь, стоит снимать или нет — сразу жми кнопку. Вероятно, кадр придется удалить, но и шедевров больше всего получается из этих «пограничных», неоднозначных снимков.

— Что для вас «хорошая фотография»?

— Вероятно, что чувство хорошей фотографии, как и видение, данное свыше, тяжело развить, привить, объяснить. «Хорошая фотография» слишком многогранна, чтоб описать ее в интервью. Часто она бросается в глаза в первую же секунду, иногда к ней приходится привыкать, воспитывать себя, постепенно понимая, что фотография по-настоящему хороша. Так, мне известен один случай с советских времен, когда опытный редактор, отбиравший , кажется, в «Известиях», фотографии для публикации, выбросил одну среди многих в мусорное ведро. Когда он ушел, фотограф достал фотографию из ведра, и через пару месяцев она получила приз «Золотой глаз» в Голландии, если мне память не изменяет. Это я к тому, что даже человек с подготовкой и чувством фотографии может пропустить ее, не заметить, не настроившись на нужную волну, не войдя с фотографией в резонанс. Но в последнее время стоит беречь себя и от обратной тенденции — никто не должен вас убедить, что фотография хорошая, если на самом деле она таковой не является. Надо иметь мужество, заплатив 500 и более рублей за билет на фотовыставку, выйти и сказать себе — фотографии плохие, деньги потрачены зря, меня попросту обманули, надо впредь быть разборчивее.

— Кто из современных фотографов вам наиболее близок по творческому методу?

— Так говорить можно только о равных себе по уровню фотографах, в моем случае правильнее спросить: к кому из современных фотографов вы хотели бы хоть немного приблизиться в использовании их творческого метода?

Замечательных фотографов много, поэтому назову сразу пришедших на память: среди пейзажистов «охотника за светом» Майка Фатали и российского американца Михаила Рейфмана, среди анималистов — Франца Лантинга и Стива Блюма, среди мастеров репортажа — Сергея Максимишина, Стива Маккари, военного корреспондента Юрия Козырева. Если говорить о творческом подходе к непостановочной фотографии, именно об использовании творческого метода — очень нравится Дмитрий Зверев.

Чтоб стать по-настоящему великим, надо вырабатывать собственный творческий метод, а не только использовать существующие (улыбается).

— Участвуете ли вы в конкурсах, выставках, что для вас общественное признание?

— Практически не участвую, данная выставка — счастливое исключение. Раньше я пару раз участвовал и побеждал в on-line конкурсах журнала National Geographic, так что несколько моих работ были напечатаны на страницах столь уважаемого фотографами всего мира журнала. Однажды стал «халифом на час», выиграв международный конкурс Epson. Особенно горжусь тем, что выбрал мои работы председатель жюри конкурса, мэтр фотографии Александр Лапин, которого, к сожалению, уже нет в живых.

Хотелось бы сказать, что общественное признание для меня — ничто, так как я снимаю, в основном, в стол, и фотографий моих никто не видит, даже члены семьи, и это было бы правдой. Но именно поэтому иногда хочется если не признания, то, по крайней мере, одобрения моей деятельности от окружающих. В частности, не скрою, что высокая оценка отдельных фотографий некоторыми людьми, особенно критически настроенными, не обязательно фотографами, мне очень приятна. Извините, если это звучит нескромно.

— Как вы совершенствуетесь? Что считаете лучшим способом обучения — посещение мастер-классов, общение с коллегами, книги, интернет, практика?

— Я не знаю, совершенствуюсь ли я вообще, или мои лучшие времена уже позади. Пик физической формы, к сожалению, точно позади, что наносит ограничения на посещение наиболее достойных для пейзажной фотографии мест: по Тибету или перуанским Андам, боюсь, уже не смогу с тяжелым рюкзаком ходить. Из всего перечисленного наиболее близкий мне способ совершенствования — это общение и споры с друзьями, среди которых есть профессиональные фотографы. В этих спорах рождается если не истина, то интересные знания. Практика съемки дает очень много, ее роль приоритетна по отношению ко всем другим способам совершенствования фотографа. На практике, в частности, оттачиваются различные техники съемки, например, рисование световыми кистями, подсветки элементов пейзажа одним или несколькими источниками света, использование различных фильтров, включая художественные, поляризационные, нейтральные фильтры переменной плотности и т.д. Интересные знания можно было почерпнуть в журналах, книгах по фотографии, и в интернете тоже, но читать статьи в интернете с таким же энтузиазмом, как журналы, не удается — только в случае, если надо решить конкретную задачу. Мастер-классы я никогда не посещал, к сожалению. Как говорит с иронией один мой знакомый фотограф: «Зачем мне учиться , когда я могу учить других?». Опыт обучения, кстати у меня был: по просьбе одного издательства я написал главы обучающей книги по фотографии для детей, но до издания дело не дошло по не зависящим от меня причинам.

— Сколько времени вы обычно посвящаете обработке фотографий?

— Много. Пока не доведу фотографию до совершенства, то есть кондиции, когда сам я уже не знаю, что и как можно в ней улучшить. Вообще уходит от десяти минут до одного — двух часов, в редких случаях больше. В основном это борьба с шумами, если они есть, корректировка баланса белого, увеличение и уменьшение контраста, плотности, цветокоррекция ( в том числе локальные). Главная задача при обработке фотографии для меня — это привести изображение к такому виду, чтобы оно вызывало то же ощущение, имело то же воздействие на зрителя, что и действительность во время съемки — на фотографа. Это означает, что пейзаж не должен быть ярче, сочнее и «красивее», чем на самом деле, но если вы сказали «Вау» во время его съемки, то желательно, чтобы и зритель повторил это «Вау» при его просмотре. Если главной темой фотографии является, например, надвигающаяся мощная гроза, то я могу усилить драматизм сцены, притемнив тучи, но никоим образом не хочу делать это так, чтобы пропала естественность картинки, чтобы, глядя на нее, люди сказали: «Переборщил, так не бывает». Поэтому коррекцию делать желательно маленькими шагами, так как добавить любой эффект можно всегда, а вот вернуть обратное состояние — достаточно трудно. Кроме того, при обработке фотографии надо оставить себе дополнительное время, чтобы посмотреть на нее несколько раз в течение хотя бы получаса до окончательного сохранения, так как в противном случае есть вероятность, что то, что вы считали правильным во время обработки, может на следующий день показаться слишком темным —светлым — контрастным — блеклым — мыльным — резким — зеленым —лиловым — и т.д. Требования к цветовой обработке репортажной фотографии на так велики, хотя и здесь хочется естественности, но кадрированию, удалению ненужных деталей, всего лишнего, надо уделять внимание. Если видно, что придется удалить много, оставив из двадцати двух мегапикселей , скажем, десять, то я обычно не занимаюсь данной фотографией, считаю ее браком. Кроме того, надо помнить, что на пейзаже вполне допускается удалить урну с мусором на заднем плане в парке, а в «репортажке» этого лучше не делать, правдивость важнее эстетства.

Фотографии вообще не надо было бы обрабатывать, если бы связка «оптика — матрица — автоматика — процессор» камеры работала бы точно так же, как связка «глаз — зрительный нерв — головной мозг» человека. К сожалению, динамический диапазон воспринимаемой глазом информации больше диапазона фотокамеры (пока еще), а отработка автоматического баланса белого процессором аппарата не всегда соответствует обработке баланса белого мозгом человека. Есть уйма других объективных и субъективных факторов, мешающие получать уличные, не студийные, фотографии высокого класса без обработки. В результате столь тщательного подхода сотни гигабайтов фотографий, накопившиеся за мою жизнь, ждут своего часа в формате RAW, не имея практически никаких шансов быть в этой жизни обработанными.

— Какой цели в фотографии вы хотели бы достичь?

— Чтобы мои фотографии нравились мне и окружающим, чтобы люди смотрели их не из вежливости, боясь обидеть автора, а с неподдельным интересом.

— Что для вас фотография?

— Для меня фотография — не все в этом мире, но она привносит в жизнь определенный смысл, позволяет не только самореализоваться, но и видеть, воспринимать жизнь острее и глубже, чем большинство окружающих нас людей. Один из моих знакомых, такой же доморощенный философ, как я, сказал, что предназначение людей на Земле — быть свидетелями и ценителями созданного Творцом мироздания. Если это действительно так, то роль фотографа в нашей жизни сильно возрастает, позволяет находиться в авангарде человеческой цивилизации. Фотография должна показать красоту окружающего нас мира, его необычность, парадоксальность людям, которые сами не смогли увидеть то, что в состоянии показать им фотографы и их фотографии.

— А что вас вдохновляет на творчество? Какую музыку, литературу, кино вы предпочитаете?

— Самым большим стимулом, вдохновляющим меня на творчество, является результат этого творчества, на который я надеюсь и который мечтаю получить. Главный критерий, по которому я сужу свои «фото-вылазки», ближние или дальние путешествия — это наличие или отсутствие хороших фотографий, полученных в этих поездках. Очень важным вдохновителем для меня является природа, а также живопись, в основном классическая. Перед великими произведениями живописи в музее часто думаю о композиции и свете, пытаюсь понять, почему, например, Рембрандт разместил фигуры стрелков в «Ночном дозоре» именно так, а не по-другому. С тех пор, как стал фотографировать всерьез, обращаю внимание на операторскую работу в кинематографе. Фильмы смотрю те, что выбирает жена — она больше меня читает и ее выбор практически всегда бывает безошибочным. Спектр хороших фильмов достаточно широк — это и российские фильмы современных режиссеров, и иностранные, и современная классика, и абсолютно неизвестные широкой публике фильмы, так называемое «кино не для всех». Последнее время, в связи с увеличивающимся количеством стресса и негатива в повседневной жизни, стараюсь избегать просмотра «тяжелых» фильмов, с откровенно трагическим сюжетом, хотя и здесь бывают исключения, например, не посмотреть «Меланхолию» Ларса вон Трира или «Левиафан» Звягинцева я не мог. Литература в меньшей степени вдохновляет меня на творчество, хотя я люблю и читаю произведения современных, чаще русскоязычных авторов, например, Дину Рубину, Людмилу Улицкую. Культовые произведения В.Пелевина и В.Сорокина также прочел, правда, понравилось не все. Из советских классиков предпочитаю Зощенко, Бабеля, Платонова, Владимира Тендрякова, Юрия Нагибина. Величайшим писателем считаю Василия Гроссмана, но его лучшие вещи настолько трагичны, что давно его не перечитывал, да и не буду уже наверное. Что касается музыки — как и каждый человек, люблю ту, что слушал в 16 лет: для меня это классика рока: Deep Purple, Pink Floyd, а также лучшие образцы диско, в частности, ABBA. Из русской музыки с удовольствием слушаю «Наутилус», «Кино», «Арию», люблю появившийся позже немецкий Rammstein. К класической музыке, к сожалению, острой тяги никогда не испытывал, но некоторые вещи, например, «Болеро» Равеля, слушаю с большим удовольствием. Могу сказать, что музыка, в том и числе моя любимая, в меньшей степени влияет на мое творчество, если его можно так назвать.

— Чем для вас стало участие в выставке «Дружба народов»? Как вы думаете, способствуют ли такие проекты развитию фотографии?

— Выбор моих фотографий для выставки стал приятным событием: я рад, что меня увидели и по достоинству оценили. Особенно важно, что я смог увидеть многое, что прошло бы мимо меня без этой выставки, без этого проекта. Надеюсь еще побывать на встречах с фотографами ( пока не удавалось, но выставка только начинает свою работу), уверен, что это будет позитивным, познавательным , интересным.

Отвечая на второй вопрос скажу, что было бы очень правильно, (и оно так и есть), если бы такие проекты способствовали развитию прежде всего дружбы народов, а не фотографии. Думаю, что сейчас, в то непростое время, в которое мы живем, это гораздо актуальней и важней.

Вряд ли выставка «Дружба народов» может кардинально продвинуть мировую или даже региональную фотографию — просто очень хорошие фотографы показывают на ней свои очень хорошие работы людям, которые могут их оценить. Вряд ли кто-то сразу после выставки, вдохновившись работами участников, начнет снимать лучше, чем раньше. Гораздо важнее то, что, люди, пришедшие на выставку и увидавшие выразительные работы участников проекта, поймут, что с развалом СССР ничто, по сути, не поменялось — мир не рухнул, люди продолжают жить. Они не стали хуже оттого, что оказались по другую сторону границы, за них так же можно переживать, радоваться, болеть и просто любить их, как в те времена, когда все мы были вместе. Здорово, если хотя бы для одного посетителя выставки они опять стали «своими», если когда-то он перестал их таковыми считать. У меня чувство отчуждения к бывшим соотечественникам и их потомкам ни на минуту не возникло за долгий постсоветский период — я болею за них, когда они участвуют в спортивных соревнованиях, переживаю и соболезную, когда у них происходит что-то трагическое. В конце концов, у меня полно родственников на Украине и в Армении, и я хотя бы по этой причине не могу относиться к людям постсоветского пространства, как к чужим. Правда, я и дальнее зарубежье никогда чужим не считал — много общаясь с людьми и наблюдая их жизнь не только через стекло экскурсионного автобуса или пятизвездочного отеля, понимаешь, что кроме коммуникативного, т.е. языкового барьера, границ между нами, в общем-то, нет: все одинаково смеются, плачут, любят, ненавидят. Естественно, всегда и везде есть и те, для кого ненависть к окружающим, противопоставление себя, любимого, остальным — доминантные чувства, но и их количество во всех странах и среди всех народов приблизительно одинаково и, слава богу, не велико. Надо просто стараться не давать им вершить судьбы большинства, тех, кто хочет жить рядом друг с другом и при этом оставаться счастливыми и свободными.

— Назовите пожалуйста 5 фактов о себе, не связанных с фотографией.

— Женат, есть сын и дочь, брат и очень старенькая мама, которой я уже прочитал черновик этого интервью. Жену спросил: «Что написать о себе?». Отвечает: «Напиши, что у тебя прекрасная жена». Хотел написать, но отдельного пункта под это не хватило (улыбается). Кроме фотографии и путешествий люблю классическую живопись, старых мастеров. Я посетил, наверное, все выдающиеся музеи изобразительного искусства Европы в тех странах, где побывал. Мой любимый вид спорта — настольный теннис, я и сын — его преданные поклонники и знатоки. Коллекционирую элитные, в основном, латунные модели паровозов, электровозов и железнодорожных вагонов в масштабе 1/87. Я наполовину еврей, мои дети наполовину немцы, мой брат наполовину русский, мои двоюродные братья и сестра — наполовину армяне, а двоюродные дядя и тетя — наполовину украинцы. Вот такая вот дружба народов (улыбается).

— Благодарим за прекрасную беседу!

— Взаимно!

Анкета. Об авторе

Родился в 1963 году в Москве, окончил среднюю школу № 379, Московский электротехнический институт связи. За время трудового стажа работал инженером электросвязи, ведущим специалистом, менеджером и главным инженером проектов в небольшой телекоммуникационной компании. Женат, дочь 25 лет, сын 16 лет.

Сайт: www.finkel.photosight.ru

Совет начинающим фотографам: Смотреть на мир широко открытыми глазами, больше снимать и быть требовательными к себе.

Техника: EOS 5D MarkII, EF 24-105/f4L IS; EF 16-35/f2,8L; EF 100-400/f4,5-5,6 L IS; EF 100/f2,8 Macro; Tokina ATX-PRO f/2,8; Зенитар 16 mm/f2,8

Источники вдохновения: природа, архитектура, живопись, просто желание делать хорошие фотографии.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

23 октября 2015

«Мир вокруг нас: взгляд художника и фотографа»:
выставка Павла Капицына и Кати Курсеевой

В Музейно-Выставочном Центре г.Реутов представлен большой многолетний совместный проект художника Павла Капицына и фотографа, участницы Russian Photo club, Кати Курсеевой, где в одном пространстве соприкасаются два разных поколения, два разных взгляда на окружающий нас мир, два разных способа самовыражения

7 октября 2015

Ираклий Шавгулидзе
о любви к родной маленькой Грузии

Грузинский фотограф Ираклий Шавгулидзе, участник выставки «Дружба народов», говорит о своей родной стране с такой искренней и горячей любовью, что невозможно не загореться желанием посетить ее. А его пейзажи только укрепляют это стремление.

1 октября 2015

Табылды Кадырбеков:
"Хочу стать хранителем истории"

Табылды Кадырбеков — участник фотопроекта «Дружба народов» от Киргизии. В настоящее время он работает в агентстве Sputnik Кыргызстан и планирует связать свою жизнь с репортажной фотографией. О своем отношении к творчеству, миру и современности он рассказал нам в специальном интервью.