Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Домашняя аптека, скелет в шкафу + русский проект с выставки в Москве

Домашняя аптека, скелет в шкафу +
русский проект с выставки в Москве

#выставки #фотопроекты
Домашняя аптека, скелет в шкафу +
русский проект с выставки в Москве
7 июня 2022 – 11 сентября 2022
Фото:Габриэле Галимберти. Из серии «Домашняя аптека». 2018. Предоставлено автором

В рамках «Фотобиеннале-2022» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку одного из самых известных итальянских современных фотографов Габриэле Галимберти, в которую вошли серии «Домашняя аптека» и «Мой личный динозавр».

Габриэле Галимберти родился в 1977 году. Изучал фотографию во флорентийской Fondazione Studio Marangoni. Работал фэшн-фотографом, позже посвятил себя документальной фотографии. Сотрудничает с изданиями La Repubblica, Le Monde, The Sunday Times, Stern, National Geographic, Geo и др. В 2021 году Габриэле Галимберти стал лауреатом премии World Press Photo в номинации «Портрет».

Многочисленные проекты, над каждым из которых фотограф работает иногда в течение многих лет, по сути являются портретами. Портреты людей Габриэле Галимберти создает, не только запечатлев самого человека, но и выстроив вокруг него по собственному сценарию определенную категорию принадлежащих этому человеку вещей.

Габриэле Галимберти. Из серии «Домашняя аптека». 2018. Предоставлено автором

Вещественный мир, окружающий каждого из нас, своеобразная визитная карточка, раскрывающая нашу личность не меньше, чем одежда, которую мы носим, наша мимика, наши движения, наши слова. Предметный мир также свидетельствует о культуре, в которой человек вырос и живет, о его ценностях, уровне достатка и тех социальных мифологемах, которые определяют его поведение.

Габриэле Галимберти. Из серии «Домашняя аптека». 2018. Предоставлено автором

Снимая свои проекты в разных странах, общаясь с огромным количеством людей, Галимберти делает портреты конкретных героев и одновременно создает портрет нашего общества. Он подчеркивает различия и контрасты в том, какие игрушки в разных странах и разных слоях общества взрослые выбирают для своих детей или, например, какие лекарства находятся в домашних аптечках у людей, живущих в мегаполисах или в хижинах, но именно эти контрасты проявляют то общее, что объединяет людей: наши тревоги, страхи, попытки обезопасить будущее или же желание, закрыв глаза, жить сегодняшним днем.

Габриэле Галимберти. Из серии «Домашняя аптека». 2018. Предоставлено автором

Серия «Домашняя аптека» на примере содержимого домашних аптечек показывает колоссальный разрыв в возможностях управлять своим здоровьем у представителей разных стран и разных социальных классов. Эта серия проявляет также и уровень тревоги, свойственный разным людям. Одни готовы бесконечно запасаться лекарствами «на всякий случай», которые зачастую остаются даже нераспакованными, другие — принципиально предпочитают обходиться без таблеток. Кто-то верит в народную медицину и чудодейственные свойства листьев растений, а кто-то просто не имеет возможности приобрести лекарства.

Над проектом «Домашняя аптека» Габриэле Галимберти работал с 2016 по 2020 год. Он снимал его в разных частях света, объехав десятки стран: Францию, Италию, США, Индию, Колумбию, Коста-Рику, Японию и др.

Проекты Габриэле Галимберти создают обобщенный образ нашей цивилизации. Одновременно художник с дотошностью документалиста пытается понять жизнь и психологию каждого из своих героев. Каждая фотография проекта бережно сопровождается текстом автора.x

Габриэле Галимберти. Из серии «Мой личный динозавр». Ареццо, Италия. 8 января 2018. Предоставлено автором

Проект «Мой личный динозавр» демонстрирует новый тренд среди состоятельных людей, которые используют гигантские скелеты ископаемых животных в качестве декора гостиных в замках Луары, особняках в Пекине или ранчо на американском Среднем Западе и др.

Собрания искусства на протяжении тысячелетий свидетельствовали об определенном социальном статусе и личном художественном вкусе владельца коллекции. Интерес к скелетам ископаемых животных, которые становятся декором домов или офисов, — новое, но уже массовое увлечение.

Достижения науки в области палеонтологии, научная фантастика, триллеры, аниме, комиксы и компьютерные игры на протяжении последних десятилетий создали вокруг древних ископаемых животных определенный культ, растиражированный в массовом сознании. Сегодня в динозавров играют и взрослые, и дети.

Габриэле Галимберти. Из серии «Мой личный динозавр». Мандевиль, штат Луизиана, США. 25 мая 2018. Предоставлено автором

У каждого массового увлечения есть глубокие корни, уходящие как в индивидуальное, так и в коллективное бессознательное. Чем больше мы начинаем задумываться о климатических, экологических, эпидемиологических, военных и других угрозах, которые могут уничтожить нашу цивилизацию, тем острее становится наш интерес к тем, кто царил на Земле задолго до того, как на ней появился homo sapiens.

Сегодня хорошо сохранившиеся скелеты ископаемых животных продаются, в том числе на крупнейших художественных аукционах. Их цена может достигать миллионов евро. Раскопки и работа палеонтологов, инженеров, художников и дизайнеров, которые «доводят» кости до «товарного вида», превратились в целую индустрию.

Габриэле Галимберти. Из серии «Мой личный динозавр». Мартас-Винъярд, штат Массачусетс, США. 27 мая 2018. Предоставлено автором

Габриэле Галимберти отснял разные фазы этого процесса: начиная от раскопок и реставрации костей в Монтане и Южной Дакоте до реконструкции скелета динозавра в итальянском ангаре и аукциона в Париже.

Многие коллекционеры скрывают приобретение скелетов ископаемых животных, так как тема коммерческой палеонтологии вызывает жаркие споры уже два десятилетия, начиная с аукциона 1997 года. Главным его лотом был тираннозавр по имени Сью. Цена этого экземпляра, оказавшегося в итоге в Чикагском полевом музее, составила 8,4 миллиона долларов. Однако некоторые покупатели древних ископаемых не стесняются быть на виду: открыто участвуют в аукционах и, например, позируют на фоне своих домашних коллекций для проекта Габриэле Галимберти.

Иногда в области коммерческой палеонтологии возникают скандалы, связанные с изготовлением подделок скелетов, незаконным вывозом ископаемых животных из стран, где они были обнаружены, варварскими раскопками, что безусловно вызывает озабоченность научного сообщества. Тем не менее, в целом возросший интерес общества к находкам палеонтологов приводит к тому, что динозавры оказываются как в музеях, так и в частных домах.

Выставка «Было — стало»

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Было — стало» Валерия Юрлова, яркого представителя неоавангарда второй половины XX века, пионера послевоенной абстракции. Юрлов — создатель уникальной изобразительной системы, которую он последовательно развивает на протяжении всей жизни. Его работы находятся в собраниях крупнейших музеев мира, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Центр Жоржа Помпиду, Художественный музей Зиммерли и др. На выставке в МАММ представлены живопись, графика, объекты и фотографии художника, охватывающие период с 1960-х по 2010-е годы, наряду с работами последних лет, которые будут показаны впервые.

Валерий Юрлов (род. 1932) принадлежит к поколению художников-шестидесятников, чьи творческие и духовные поиски пришлись на эпоху оттепели. В конце 1950-х—1960-х годах запрет на показ «другого искусства» ненадолго ослаб и Москву охватил выставочный «бум» — всего за несколько лет были показаны работы главных звезд современного западного искусства: Пабло Пикассо, Пьера Сулажа, Жана Фотрие и др. Событием, оставившем особенно яркий след в творческой эволюции советских неофициальных художников, стала Американская выставка 1959 года в парке «Сокольники», в которой участвовали лидеры нью-йоркской школы абстрактного искусства: Джексон Поллок, Марк Ротко, Виллем де Кунинг и др. Для многих отечественных нонконформистов именно абстракция стала главным визуальным языком современности, так как «позволяла проникнуть в суть вещей, в их внутреннее содержание». Акт живописи приравнивался к акту познания.

«Было — стало» — пластическая формула, найденная Юрловым на берегу моря в местечке Гульрипше близ Сухуми, где художник жил отшельником в конце 1950-х годов. Во время очередной прогулки он заметил консервную банку, разбитую волной. Сопоставив две формы — целую и видоизмененную, — Юрлов открыл универсальную метафору единства противоположных начал, составляющих основу мироздания. Надкушенное яблоко, разбитая бутылка, стакан или, наконец, чистая геометрическая форма в композициях Юрлова получают статус знака-символа. Различные состояния объекта, представленные художником одновременно, репрезентируют единство гармонии и хаоса, добра и зла, жизни и смерти. Размышления автора о взаимодействии структур и явлений тесно связаны с идеями Николая Кузанского — немецкого философа и теолога XV века, полагавшего, что «все вещи состоят из противоположностей».

Валерий Юрлов. Было — стало. 1968. Предоставлено автором

Валерий Юрлов. Было — стало. 1968. Предоставлено автором

Валерий Юрлов. Ритмы. 2005. Смешанная техника. Предоставлено автором

Валерий Юрлов. Пара-Форм. 1984. Холст, масло. Предоставлено автором

Валерий Юрлов. Ритм. 1984. Холст, масло. Предоставлено автором

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий