Фото:Елена Крижевская
Текст:Елена Крижевская
При помощи удостоверения журналиста и клуба «Российское фото» Елена Крижевская исследует закрытые для посещения исторические здания Москвы. Из каждой экспедиции Елена привозит рассказ о том, что скрывается за запертыми дверьми особняков и множество фотографий. Представляем мультимедийный проект, в котором мы собрали самые интересные экскурсии Елены!
Особняк Дерожинской
Кропоткинский переулок, 13
Особняк Дерожинской практически не изменился со времени строительства, сохранилась необыкновенная витая чугунная ограда с растительными узорами, а также интерьеры. Смотря на фасад, мы первым делом обращаем внимание на арочное окно главного холла особняка.
![]() |
![]() |
Что в нем необычного, спросите вы. Дело в том, что холл просто огромен — 11 метров в высоту, как трехэтажный дом, и окно занимает почти весь фасад! В свое время это было самое большое окно в Москве! Даже вид из него на сад подчеркивает основной принцип модерна — единение с природой. Над парадным входом на боковом фасаде размещено видное с улицы изображение Лорелеи с распущенными волосами, героини легенды о прекрасной деве-сирене Рейна, которая заманивает своим пением корабельщиков и рыбаков к опасным рифам у скал...
Интерьеры особняка поражают воображение. Шехтель продумывал каждую деталь, от дверной ручки в виде паука до огромного камина, который украшен двумя гигантскими фигурами мужчины и женщины в полтора человеческих роста. Однако не все задумки зодчего были воплощены в особняке в то время. Так, он нанял известного художника В. Э. Борисова-Мусатова для оформления главного холла, но Дерожинская решила сэкономить и отказалась от росписи. Сам Борисов-Мусатов написал об этом: «Моя фреска потерпела фиаско». Оригинальные эскизы художника долгое время хранились в Третьяковской галерее. Сто лет спустя, в 2009 году во время реставрационных работ первоначальная идея Шехтеля была воплощена — холл был расписан по эскизам Борисова-Мусатова.
![]() |
![]() |
Начать стоит с грандиозного двусветного зала, вокруг которого группируются остальные помещения. Именно здесь находится камин с двумя гигантскими человеческими фигурами, а также росписи под потолком, выполненные по эскизам художника В. Э. Борисова-Мусатова.
Слева от двусветного зала расположен холл с интересными встроенными светильниками, полностью сохранившимися до наших дней.
![]() |
![]() |
Следующее помещение за холлом — библиотека, совмещенная с дамским кабинетом. Его декор отличается оригинальностью композиции: перед нами богатая деревянная резьба в виде распластанных листьев, образующих своеобразную декоративную стенку, за которой находится лесенка, ведущая на галерею библиотеки.
![]() |
![]() |
За кабинетом следует спальня хозяйки. Ее украшает необыкновенный мраморный камин.
В особняке сохранилась парадная деревянная лестница со светильником у подножия и выразительными перилами с цветочным орнаментом.
![]() |
![]() |
С другой стороны от двусветного зала находится столовая. В ней сохранились встроенная мебель и буфет.
![]() |
![]() |
Рядом со столовой имеется еще одна сохранившаяся лесенка, которая отличается энергичным рисунком металлических перил.
![]() |
![]() |
Оригинальные декоративные ручки дверей
Особняк Зинаиды Морозовой
Спиридоновка, 17
Особняк был построен Федором Шехтелем в
![]() |
![]() |
Здесь необходимо рассказать скандальную историю, которая сделала Савву Тимофеевича героем газетных публикаций. Произошло нечто совершенно неслыханное, особенно для среды купцов-старообрядцев: Савва Морозов влюбился в жену своего двоюродного племянника Сергея Викуловича Морозова Зинаиду и увел ее, добившись развода!
Но вернемся к особняку. Морозовы хотели построить совершено новый, ни на что не похожий дом, да еще и с элементами английской готики. Дело в том, что Савва Тимофеевич учился в Кембридже и одновременно ездил изучать текстильное производство на мануфактурах Манчестера. Видимо, там он и заразился англоманством. Шехтель разработал план и композицию особняка всего за два месяца, и уже в августе 1893 года чертежи были поданы на утверждение в Московскую городскую управу. Правда, официальное разрешение было получено архитектором И. С. Кузнецовым, поскольку до 1894 года Шехтель не имел права самостоятельно вести строительные работы. Зодчий собственноручно сделал 600 чертежей здания и сам осуществлял архитектурный надзор строительства, так как не хотел допустить никакой случайности даже в деталях. После завершения работ дом сразу стал центром внимания общественности, газеты посвящали новому зданию первые полосы с восторженными отзывами о новом московском чуде.
![]() |
![]() |
Особняк выполнен в неоготическом стиле и очень напоминает средневековый английский замок. Помимо устремленных вверх башенок, стрельчатых окон и оконных элементов в виде роз, на фасаде встречаются мифологические существа, причем всегда разные: здесь можно увидеть и популярных в готике химер, и маскароны (скульптурное украшение фасада в виде головы человека или животного, изображенного анфас), и изображения львов на решетке ограждения. Присмотритесь ко входу в особняк — перед нами шехтелевская фантазия на готическую тему: зубцы крепостной стены над крыльцом выполнены в виде миниатюрного средневекового замка! Разве это не гениально?!
![]() |
![]() |
Интерьеры особняка поражают любое воображение. При их оформлении Шехтель пришел к смелому в то время решению — он соединил в одном пространстве готику, продолжающую идею фасада, с более традиционными для России стилями: ампиром, классикой и барокко. Помимо Шехтеля, к работе над интерьерами был привлечен знаменитый художник Михаил Врубель. Им были выполнены панно в гостиных, витражи, а также скульптурная композиция у главной лестницы.
![]() |
![]() |
После гибели Саввы Морозова Зинаида Григорьевна решила продать свой дом на Спиридоновке. В 1909 году его купил Михаил Павлович Рябушинский, Зинаида Григорьевна же стала снимать особняк Стахеева. Она получила согласие хозяев и оформила одну из комнат своего жилья в готическом стиле — видимо, в память о доме на Спиридоновке. А Рябушинский в особняке Морозовых изменил лишь одну комнату — Большую гостиную. Для ее оформления был приглашен художник Константин Богаевский, написавший три панно — «Даль», «Скала» и «Солнце».
![]() |
![]() |
Предлагаем пройтись по комнатам этого сказочного замка и полюбоваться роскошными шехтелевскими интерьерами.
1. Вход в особняк оформлен в готическом стиле. Посетителей встречает парадная лестница, ведущая в аванзал. На чугунных перилах архитектор изобразил охраняющих проход фантастических животных. Благодаря огромному окну в аванзале всегда светло.
2. Из аванзала мы попадаем в Большую гостиную. На фото — рокайльное золото зала Богаевского, а также панно художника «Скала».
3. Из Большой гостиной выходим в Курительную комнату (Малую гостиную в готическом стиле), в оформлении которой принимал участие сам Врубель. Перед нами три его панно — «Утро», «Полдень» и «Вечер». Деревянная резьба на стенах, потолке и камине восхищает и поражает посетителей.
4. Затем идет Большой мраморный зал с белыми колоннами.
5. По другую сторону аванзала находится главная лестница дома, перед которой расположен витраж «Рыцарь», также выполненный Михаилом Врубелем. Напротив витража, у подножья лестницы Врубель изваял скульптурную группу: мужчина и две женщины застыли вокруг резного деревянного фонаря.
6. Рядом с лестницей находится столовая, главным украшением которой является знаменитый шехтелевский «рыцарский» камин.
7. На втором этаже располагаются бильярдная, кабинет хозяина, гостиные и детские комнаты. В кабинете обращает на себя внимание необыкновенное оформление потолка — фризы деревянных шестиугольных кессонов были расписаны также по эскизам Врубеля.
![]() |
![]() |
Усадьба Лепешкина/Институт Астрономии РАН
Пятницкая, 48
Наиболее ранние сведения о застройке участка относятся к 1723 году, когда впервые появились документы о покупке четырех дворов купцом М. Алексеевым. В
Рассмотрим фасад дома Лепешкина. На нем выделяется богато декорированный портик.
![]() |
![]() |
На втором этаже между арками расположены пары кариатид, обращенных друг к другу; их можно разглядеть с улицы. Фасад имеет редкие для Москвы барочные аттики, которые придают зданию сходство с дворцом.
![]() |
![]() |
Частично сохранился и интерьер усадьбы. Особую ценность представляет так называемый Музыкальный зал с великолепной акустикой, которая не ухудшилась, несмотря на прошедшие столетия. На потолке до сих пор осталась не менее великолепная лепнина времен Лепешкиных.
![]() |
![]() |
На стене висит огромное венецианское зеркало, которому уже больше полутора столетий, а под потолком мы видим потрясающей красоты люстру, выполненную из золоченой бронзы (фото
![]() |
![]() |
Она также осталась от Лепешкиных. Надо отметить, что сын Семена Лепешкина очень увлекался музыкой и в
Из Музыкального зала мы попадаем в соседний, росписи потолка и стен которого также поражают наше воображение .
По всей усадьбе сохранились не только оригинальные деревянные двери с красивым рисунком, но и деревянные рамы на окнах. Обратите внимание, что рисунок дверей проходит по всем этажам здания, начиная с прихожей (фото 16), и продолжается на втором этаже.
![]() |
![]() |
Парадная лестница с зеркалами и колоннами и внутренние лестницы с витыми перилами — также наследие Лепешкиных.
![]() |
![]() |
На первом этаже усадьбы сохранились своды XVIII века, более того: в подвале имеется даже засыпанный подземный ход к храму Троицы в Вешняках, что напротив! По нему Лепешкины ходили на службы. Близость усадьбы к Троицкой церкви не случайна: купец I гильдии, будущий городской голова Москвы Семен Лонгинович Лепешкин пожертвовал немало средств на ее реконструкцию и вместе с семьей посещал ее еще до переезда на Пятницкую улицу. История обнаружения подземного хода не менее увлекательна. В
![]() |
![]() |
Напоследок отметим, что всю эту красоту можно увидеть воочию во время посещения усадьбы с экскурсией в дни исторического и культурного наследия в апреле и мае.
Дворец Еропкина/МГЛУ
Остоженка, 38
Бывший хозяин дворца, московский генерал-губернатор Петр Дмитриевич Еропкин, прославился тем, что в 1771 году унял в столице чумной бунт. Екатерина II наградила его обычным для того времени способом — пожаловала орден Андрея Первозванного и предложила земли и крестьян. Еропкин ответил совершенно необычным способом — он отказался, сказав: «Матушка-императрица! Я и моя жена бездетны. К чему набирать лишнее?», и тем самым прославился еще больше. Кстати, сама Екатерина II бывала в этом доме на балах. Петр Дмитриевич, по свидетельствам современников, отличался «скромностью и простотой одежды, был учтив со всеми, не пресмыкался перед сильными, но заставлял их уважать свои заслуги, довольствовался небольшими доходами с умеренного имения и считал унизительным увеличивать их посредством вина и курения...» Еропкин умер на
После смерти генерал-губернатора дом достался его жене, а затем племянникам Новосильцовым и князьям Гагариным, которые в 1806 году продали усадьбу за 35 тысяч рублей для помещения в ней Коммерческого училища. С тех пор здание не меняло своего назначения и остается учебным заведением вот уже более 200 лет! В
![]() |
![]() |
Возвратимся к современному зданию и начнем нашу прогулку с шикарной парадной лестницы), которая появилась в доме Еропкина уже после его смерти во время перестройки по проекту Жилярди.
![]() |
![]() |
Рекреационный зал возле церкви.
![]() |
![]() |
Интерьеры церкви Святой Марии Магдалины, сооруженной Жилярди в 1807–1808 годах и восстановленной заново по чертежам архитектора. В ней служил и преподавал в самом училище отец С. М. Соловьева. Детские годы великого историка прошли в этом здании. На втором этаже храма сохранились росписи, выполненные, предположительно, в начале XX века М. В. Нестеровым и В. М. Васнецовым.
В Коммерческом училище занимались также писатель И. А. Гончаров, ученые Н. И. и С. И. Вавиловы и многие другие известные люди.
Напротив церкви находится актовый зал, пристроенный к училищу во время расширения в 1853 году, осуществленного архитектором Н. И. Козловским. На следующих фото, 17–18, видно холл с колоннами и лестницу, которые появились в здании в конце XIX века
Своды времен Жилярди; в то время здесь было помещение, построенное для столовой училища. |
Старинные перекрытия, сохранившиеся от палат начала XVIII века |
Подлинные чугунные плиты, сегодня лежащие в вестибюле. Они сохранились еще со времен Еропкина, им 250 лет! Надеюсь, что сегодняшние студенты, проходя по плитам на занятия, осознают свою причастность к истории этого грандиозного здания.
Особняк Матвеевой/ Управа района Хамовники
Пречистенка, 14.
Верстку и фото нужно взять отсюда
Заменить нужно только текст, который расположен перед фотографиями и подписями — вот на это
Главный вход расположен не по центру особняка, а слева. Он наряден и оформлен в виде миниатюрного двухколонного портика. Над входной дверью помещается изящный балкончик с эффектной дверью
В доме хорошо сохранились интерьеры. Особенно нарядна парадная анфилада комнат на 2м этаже с богатой лепниной и декором, напоминающим традиции рококо
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Важным элементом интерьера является парадная лестница с металлическими перилами со сложным орнаментальным рисунком
![]() |
![]() |
Первый этаж оформлен скромнее, но не менее эффектно. На фото вы видите сохранившийся потолок одного из залов и оригинальный каменный камин ещё одной комнаты на первом этаже.
![]() |
![]() |
В рабочие дни в здание можно зайти и полюбоваться лестницей на второй этаж, а также вестибюлем. Здесь же находится ещё один каменный камин с изящной отделкой, а также мозаичный пол.
![]() |
![]() |
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий