Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Кадрирование: советы Майкла Фримана. Часть 1

Кадрирование: советы Майкла Фримана.
Часть 1

#уроки_фотографии
Кадрирование: советы Майкла Фримана.
Часть 1
14 ноября 2012
Фото:Майкл Фриман

Кадрированием называют оптимальный выбор точки, ракурса и направления съёмки, при котором внимание акцентируется на самой важной части кадра. Сегодня мы рассмотрим правила кадрирования, которых придерживается известный британский фотограф Майкл Фриман.

Легендарный фотограф Анри Картье-Брессон был уверен, что кадрировать допускается строго только в процессе съёмки, и уже сделанный кадр никоим образом изменять нельзя. Сегодня, когда многие фотокамеры оснащены ЖК-дисплеями, и практически каждый фотограф владеет программами по обработке изображений, кадрировать изображения стало гораздо проще — не во время съёмки, а преимущественно при постобработке.

Кадрирование, Майкл Фриман, британский фотограф

Ворота в сад, провинция Цзянсу, Китай. Источник — http://www.michaelfreemanphoto.com

Многие известные профессионалы солидарны с точкой зрения классика. Путешественник, фотограф, автор большого числа учебных пособий по фотографии Майкл Фриман делится со всеми фотолюбителями следующими советами по кадрированию.

Кадрирование в воображении и на мониторе

По мнению Фримана, кадрирование цифровой фотографии, предлагает огромный простор для фантазии автора, поскольку позволяет уже созданному изображению придать совершенно новый, незапланированный вид. При съёмке вы могли планировать сделать общий пейзаж, а при просмотре кадров — выделить, например, одиноко стоящий дом с деревом.

При кадрировании картинки важно помнить о сжатии: поэтому лучше, если брать за основу снимок высокого разрешения. Увлечение кадрированием готовых изображений может привести к тому, что при съёмке фотограф перестанет думать о расположении объектов съёмки.

«Важно не думать о кадрировании как о панацее от недостатков композиции или о поводе быть небрежным при съёмке»

На этой фотографии мы видим, что лидирующим объектом является автомобиль. При этом размещение линии подъезда с вывеской отеля очень позволяет удачно выстроить кадр, придав ему объём и глубину.

Кадрирование, Майкл Фриман, британский фотограф

Rolls Royce у отеля Peninsula, Коулун, Гонконг. Источник — http://www.michaelfreemanphoto.com

Продумывайте, что вы хотите показать в кадре

Возьмём для примера эту фотографию макового поля (поместье Bouches-du-Rhone, Франция). Главный объект кадра здесь — не раскидистое дерево с ярко-зелёной листвой, а именно маки. При этом Майкл посчитал нужны включить в изображение дерево и проглядывающий за ним дом, а не просто поместить в кадр только маковое поле.

Кадрирование, Майкл Фриман, британский фотограф

Источник — http://www.michaelfreemanphoto.com

В итоге — перед зрителем предстаёт картина цветущих маков в непосредственной близости от жилья.

Вертикальное кадрирование

Кадрирование по вертикали, по мнению Майкла Фримана, нуждается ещё в большей внимательности. Чтобы зритель мог наблюдать, как «взаимодействуют» и соотносятся между собой различные элементы композиции, фотограф должен уметь их выделять.

Кадрирование, Майкл Фриман, британский фотограф

Замок Bouillon, Бельгия. Источник — http://www.michaelfreemanphoto.com

На этом примере мы видим удачное кадрирование как в плане выделения главного объекта — замка, так и в плане представляения местности в целом: два лидирующих цвета — жёлтый и зелёный, дорога в центре кадра, мост, отражение замка в воде, и жилые дома на заднем плане, — всё это создаёт целостное впечатление от увиденного и позволяет автору усилить выразительность пейзажа и показать его одновременно в нескольких ракурсов.

Кадрирование, Майкл Фриман, британский фотограф

Дворец Джайсалмер, Раджастан, Индия. Источник — http://www.michaelfreemanphoto.com

Как говорит Фриман, даже при съёмке единственного объекта приходится выбирать из двух вариантов: «Нужно немедленно решить: приблизиться ли, чтобы объект заполнил весь кадр, или отдалиться, чтобы стало видно то, что его окружает».

Кадрирование, Майкл Фриман, британский фотограф

Город Шаспьер, Бельгия. Источник — http://www.michaelfreemanphoto.com

Факторы выбора главного объекта в кадре

При определении главного объекта съёмки фотограф должен продумать, прежде всего, информационное содержание фотографии.

Кадрирование, Майкл Фриман, британский фотограф

Античный медный чайник из коллекции Яна Чжэнь Жуна, Дали, Китай.
Источник — http://www.michaelfreemanphoto.com

Чем крупнее объект съёмки, тем больше его деталей можно показать. Интересный, необычный объект должен занимать главное место в кадре. Это касается кадров редких животных, растений, сувениров, и, конечно же, портретов. Особенно — представителей разных национальностей.

Кадрирование, Майкл Фриман, британский фотограф

72-летний житель провинции Юньнань, Китай. Источник — http://www.michaelfreemanphoto.com

Мысленно спрашивайте себя: что именно вы намерены показать зрителю? Можете сравнить две похожих фотографии долины Дималу (Китай):

Кадрирование, Майкл Фриман, британский фотограф

Источник — http://www.michaelfreemanphoto.com

Очевидно, что здесь автор хотел обратить внимание на горы и туман.

Кадрирование, Майкл Фриман, британский фотограф

Источник — http://www.michaelfreemanphoto.com

А в этом кадре присутствуют дома. Что значительно меняет зрительское восприятие.

Другой фактор — отношения между объектом и его окружением. При внестудийной съёмке фон очень важен. Именно обстановка указывает на масштаб главного объекта, сообщает дополнительные сведение о его деятельности.

Субъективные отношения между зрителем и объектом, которые намерен подчеркнуть фотограф, также имеют большое значение. Если перед фотографом стоит задача произвести особенное впечатление, то следует расположить объект на всей площади снимка.

Кадрирование, Майкл Фриман, британский фотограф

Грузовик во время дождя на шоссе недалеко от Торонто, Канада. Источник — http://www.michaelfreemanphoto.com

Здесь на первый план по важности выходят технические нюансы — окончательный размер фотографии, фокусное расстояние объектива. Крупный объект во весь кадр, как правило, всегда оказывает сильное воздействие на зрителя.

Кадрирование, Майкл Фриман, британский фотограф

Японская макака, Нагано, Япония. Источник — http://www.michaelfreemanphoto.com

Важную роль играет соотношение формы объекта и формата кадра. Форма объекта может не совпадать с форматом фотографии. Рискованно размещать края объекта у самых границ фотографии. Небольшая свободная траектория вокруг объекта для свободного движения взглда должна быть всегда. Взгляд зрителя не должен чувствовать ограничения.

Кадрирование, Майкл Фриман, британский фотограф

Тадж-Махал на восходе Солнца, Индия. Источник — http://www.michaelfreemanphoto.com

О других правилах кадрирования мы поговорим в следующей части статьи.

Источник фотографий — личный сайт Майкла Фримана: http://www.michaelfreemanphoto.com

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий