Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Как рождается волшебство: творчество Игоря Фумма

Как рождается волшебство:
творчество Игоря Фумма

#макрофотография #блоги
Как рождается волшебство:
творчество Игоря Фумма
24 декабря 2014
Фото:Ирина Козорог
Текст:Ирина Козорог, Игорь Фумм

Ирина Козорог, участница Russian Photo Club, продолжает свою колонку о макрофотографии и сегодня познакомит нас с удивительным макрофотографом Игорем Фуммом. У него очень интересный метод съемки насекомых, о котором он рассказывает в своей статье ниже.

Всем хорошего дня! В Москве метет, снегопад не прекращается вторые сутки. Для меня это означает, что съемка на улице практически завершена и я полностью переключаюсь на домашнее макро. О том, что и как снимать дома, мы поговорим в следующем выпуске.

А вы снимаете дома макро? Если да, обязательно пришлите мне свои работы на почту 7447841@gmail.com, желательно с пояснениями, как вы это сделали. Возможно, ваши фотографии выйдут в следующих выпусках!

Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным макрофотографом Игорем Фуммом. У него очень интересный метод съемки насекомых, о котором он рассказывает в своей статье ниже. В ближайших выпусках выйдет интервью с Игорем, так что, если у вас есть вопросы или пожелания, оставляйте их тут, в комментариях, или присылайте на почту 7447841@gmail.com.

Фотограф Игорь Фумм

Начальный курс штативной съемки. Статья Игоря Фумма

С самого начала хочу предупредить, что эта статья — не учебное пособие, обязательное к исполнению, а простой способ поделиться опытом и сократить процесс обучения тех, кто по тем или иным причинам избрал или изберет тот же метод съемки, что и я.

А речь пойдет о съемке макро с применением штатива под камерой и второго штатива под лошариками. Я называю этот вид съемки штативным, стендовым или лошариковым. Однажды слышал, что его еще зовут американским. Так что выберите себе название по душе (или придумайте свое) и не будем на этом задерживаться.

Часть первая. Как и почему?

Надо сказать, что я пришел к этому методу съемки не сразу, а спустя более чем два года после того как стал фотографировать насекомых. Начинал же я в 2008 году абсолютно с нуля. Занятие это захватило меня сразу, и снимал я очень много. Фотографировал с рук, или, как говорят сегодня, с подхода, и естественно, огромный процент отснятого материала был обречен на прямое попадание в корзину. Для тех, кому невдомек, почему, поясню.

При съемке с подхода существуют факторы, от которых зависит результат, но которые совершенно или почти совершенно не находятся во власти фотографа. О чем я говорю? А вот о чем.

1. Выбор ракурса и композиция. Выбор ракурса обусловлен расположением модели, а модель — дикое насекомое в дикой природе. То же самое касается и композиции.

2. Выбор фона. Насекомые живут в траве, в кустах, на деревьях и тому подобном. И они сами решают, на каком фоне им жить.

3. Свет и освещенность. Работаешь не там, где хочешь, а там, где находится модель. Этим все сказано! Зонтик, вспышка и отражатель вполне применимы, но это добавляет риска и сильно осложняет всю работу, с учетом пугливости и крылатости моделей.

Однако целых два с половиной года я снимал с подхода! Постоянно был бит и руган соратниками за «солому» на заднем плане, черный фон, жесткий свет, шевеленку и все остальные издержки своих работ, но упирался, объяснялся, обижался и... продолжал. Почему? Об этом тоже нельзя не сказать.

Охота с подхода — занятие очень увлекательное! Здесь ты в гораздо большей степени охотник и фотограф. Добиться здесь настоящего успеха во сто крат труднее, но каждый удачный кадр — победа! Молодые и здоровые просто обязаны пройти через это! Для чего? Чтобы в один прекрасный день возжелать большего и встать на штативы.

Почему и как я сам сменил методику работы? Случай! Вернее, случаи. Несколько раз возникали ситуации, в которых мне очень хотелось блеснуть. Вот тогда я впервые использовал некое подобие лошарика, которое крепилось к капоту машины или к дворникам на лобовом стекле, а сам капот использовал как упор для рук в борьбе с шевеленкой. Результаты поразили и порадовали не только меня, но весь клуб: опыт удался! Тогда же в голове возникла конструкция лошарика собственной системы.

Макрофотография Игоря Фумм

А когда после первой штативной охоты в корзину ушло всего около пяти процентов отснятого, все сомнения отпали сами собой. Монопод, который выручал в борьбе с шевеленкой, ушел на пенсию, а на смену ему пришли пара штативов и лошарики. И началась новая жизнь! Поговорим о ней.

Макрофотограф Игорь Фумм в работе

Часть вторая. Штативная съемка

Сперва о недостатках, издержках и ограничениях.

Начну с ограничений. Встав на штатив, «макрушник» теряет ряд прелестей охоты с подхода. Очень мала вероятность снять жанровые сцены из дикой жизни (с оговоркой, о которой ниже), поскольку на лошарике они вряд ли возможны. Кроме того, сложнее, а порой и вовсе невозможно, снять грибы, цветы, полет, паутину... А ведь есть люди, которых более всего интересует именно эта область макро. Но выход имеется, хотя он устроит не всех.

Издержки. Штативная охота гораздо дороже охоты с подхода. Штативы, головка, свет — вещи не копеечные, да и таскать их на горбу не каждому под силу, а ведь среди фотографов много женщин. Это серьезный минус.

Недостатки. Они, на мой взгляд, просто тонут в достоинствах, но я их вижу и мне они действуют на нервы все больше и больше. Основной из них — сложность креативного проектирования, его ограниченность.

Встав на штатив, ты становишься театральным режиссером, пришедшим в театр из кино. Твоя привычная натура обязана уместиться в рамках сцены. Да, театр открытый, без стен и под небом, но сцена в нем есть и с нее ох как трудно унести действие на натуру. Не беда! Просто надо стать театральным и смелее работать с моделями, присадами, фонами. Наши питомцы зачастую демонстрируют настоящие чудеса артистизма!

А еще теперь нужно очень рано вставать! Есть и другие недостатки, и пусть каждый, идущий этой дорогой, определит их для себя.

Все остальное — достоинства! И их, как мне кажется, куда как больше во всех отношениях!

КПД — очень важный показатель, в моем понимании. Количество технического брака ничтожно, и это толкает вперед, к творчеству и поиску.

Выбор фона, композиции, кадрирования и света. Всю мизансцену можно двигать, наклонять, переориентировать — ты хозяин положения! Выбирай или создавай фон, ставь свет, решай с углами, наклонами, приблизь или отодвинь камеру или модель (с учетом поведения моделей, конечно). Дерзай! Мог ли ты мечтать об этом, снимая с подхода? Почти никогда!

Вопросы этики, или Этика вопроса

Раздел в нашем обществе обязательный. Есть «макрушники», для которых этот вопрос — дело принципа. Я эти принципы уважаю и скажу так: хочешь снимать исключительно сцены из дикой жизни — снимай. Отыщи, пристройся, со штативом или без, и твори. Три, пять, десять кадров за сезон и умиротворенное самолюбие. Кому этого достаточно, тот не с нами (однако, надеюсь, не против нас). Жаден в охоте и съемке? Хочешь много и часто? За мной!

Главный этический постулат: не навреди! Уважай и береги свои модели, и пусть они от тебя никогда не пострадают и не погибнут! И тут есть свои сложности. Вот снял ты стрекозу или бабочку, ктыря или муху — они посидят и улетят по своим делам, это просто и понятно. А если сегодня в кадре будущая мама-паучиха на своем беленьком гнездышке с еще не появившимся выводком? Срезал ты колосок или травинку с гнездом, снял на славу себе и природе, а дальше? А дальше будь добр обеспечить маме и деткам безопасное место для дальнейшего развития и рождения потомства! Так вот у нас, штативщиков Израиля, это правило непреложное!!!

Кстати о документальности события. Мы с Наумом Пятовым снимали пару взрослых дыбок. Рассадили гигантов на разные присады на разных штативах — и вдруг самец прыгнул к самке и началось соитие такого накала и темперамента! После секундного шока удалось собраться и отснять этот акт любви на лошарике.

Кузнечики. Фото:  Игорь Фумм

Природа взяла свое, вот и вся этика! В природе возможно все! И если ты посадил на одну ветку богомола и хищнеца и снял чудесную серию их сближения и встречи, гляделок, и жестов, и момента, когда впятеро больший богомол ретировался, уступая бескровную победу хищнецу...

Богомол на ежевике. Фото: Игорь Фумм

...в чем же тут обман? Где неэтичность? Тут пусть каждый выбирает по себе, все мы разные.

Закончим с историей и философией и перейдем непосредственно к методике, практике и оборудованию.

Оборудование

Вот перечень того, что я использую в работе.

Камера Nikon D300s. Выбор фотоаппарата — извечный вопрос! Мы его касаться не будем: любая камера годится для съемки, если умеет снимать макро.

Вспышка Nikon R200. Эта макровспышка, думаю, лучшая на сегодняшний день из всех мне известных.

Чем она хороша? Очень компактна и легка, запускается встроенной вспышкой камеры. Управление инфракрасное, то есть ни проводов, ни насадок. Работает, будучи как посаженной на объектив, так и полностью автономной — в руках, на штативах, на земле, где положите или установите. Очень экономична — пара аккумуляторов обеспечит вам с полтысячи кадров без подзарядки, и служат эти копеечные аккумуляторы три года! Если есть средства, докупаем третью, четвертую, пятую, какую хотим по счету головку и имеем полный 3D-свет в наиудобнейшем исполнении. Я просто в восторге от того, что позволяет мне эта вспышка!

Недостаток у нее один: штука очень недешевая; а что в нашем деле дешево?

Рассеиватели. Это те чудесные приборы, которые превращают вспышку (или любой другой источник искусственного света) из противника в помощника, соратника и друга. Своими рассеивателями для вспышки я обязан исключительно Илье Луцкеру, у которого однажды в Мисгаве подсмотрел идею и воплотил ее для себя.

Техника макрофотографа

Сделаны они из обычного пластикового скоросшивателя из белого матового пластика, довольно жесткого и толщиной более 1 мм. Работают исключительно как заполняющий свет. Их можно увидеть в галерее на наших встречах. Если будут вопросы о конструкции — отвечу на все без утайки.

Штативная головка Manfrotto 410. Третья из моих головок, которая была куплена исключительно по совету друзей и оказалась просто изумительным инструментом.

Техника макрофотографа

Штатив. Не стану останавливаться на нем особо, скажу лишь, что он карбоновый и с наклонной штангой, как и положено «макрушному» варианту. Сегодня существуют тысячи штативов по самым разным ценам. У моих друзей есть уже экземпляры по тысяче баксов за штуку, быка усади — не дрогнет! Однако вполне можно обойтись и более простыми вариантами (правда, лишь до определенного уровня сложности исполняемых работ).

Что по-настоящему важно в штативе — устойчивость, надежность и вес. Карбоновые легче алюминиевых. Если будете таскать их на себе, об этом стоит задуматься. Скажу одно: на штативе экономить — себе дороже, поэтому идите к проверенному производителю.

Второй штатив, для лошариков, может быть любым. Единственное условие: он должен соответствовать вашему росту, а не ставить на колени в буквальном смысле.

Лошарик. Если память мне не изменяет, сей чудный прибор изобрел Женя Федоров, наш достославный Gene, за что ему огромное спасибо от всех «макрушников» в веках! И название пришло от него. Его лошарик был телескопическим с суставами из детских конструкторов. Крепился, втыкаясь в землю или во что-нибудь другое. Потом Гена Федоровский над ним работал, и на нашем форуме есть статья об этом удивительном инструменте.

Свой лошарик я придумал и сделал сам. Он очень прост в изготовлении и допускает самые бюджетные конструктивы, вплоть до бельевых прищепок любой модификации. Основа его — шея — гофрированный металлический шланг от светильничков USB Led Light. Я заказываю их в Интернете по баксу за штуку.

Рабочий захват (держатель) — крокодильчик, как правило, спаренный мною обычный дешевый электрический контакт, которыми снабжены тестеры и которые продаются в магазинах. У нас они стоят 1 бакс. На зубастые пасти крокодильчиков плотно надеваю силиконовую трубочку для мягкости и плотности захвата.

У всех моих соратников шея лошарика жестко крепится к столику, который устанавливается на второй штатив.

Я же все свои лошарики снабдил крепкими ухватами и со второго конца шеи, что дает мне возможность использовать их без штатива (так было в Крыму: http://macroclub.ru/gallery/showphoto.php/photo/110680/cat/1373), а главное, в любой момент снять и отдать тому, у кого их нет.

Так на сегодня выглядит моя «Медуза Горгона», и поверьте, для хорошей охоты и она бывает мала. Лошариков много не бывает.

Прочие аксессуары. Очень важная и совершенно необходимая вещь — кнопка дистанционного управления спуском. Сгодится любая, лишь бы работала. Опыт мой собственный и моих товарищей показал, что стоит потратиться на фирменную, чтобы не менять ее каждую неделю из-за всяких поломок.

Ножницы. Я использую постоянно две пары, а еще две других лежат в рюкзаке. Основные — с волнистой заточкой для мягкого среза без щелчка, могущего спугнуть, а то и сбросить модель с травинки или веточки. Это медицинские ножницы для резки бинтов, очень простые, прочные и дешевые. Вспомогательные — с очень тонкими и крепкими кончиками для мелкой и ювелирной подрезки мешающих листиков и веточек. Купил золлингеновские и горя не знаю.

Пинцет. Очень длинный и тонкий, для тех же целей, что и вторые ножницы, только в более сложных ситуациях — для труднодоступных мест и более пугливых моделей.

Фонарик. Любой Green Led с двумя и более режимами работы. Поможет в пасмурный день и подыграет как контровый источник света при креативной съемке. На всякий случай лучше иметь пару. Добавлю, что использую фонари с одним светодиодом, но качественными отражателями.

Стакан. Это не шутка. Высокий матовый пластиковый стакан показал себя великолепным инструментом при охоте за беспокойными моделями. Пауки-охотники, скакунчики и кузнечики забегают в него свободно и без тени сомнения, а вот на руку влезать часто не согласны. Из стакана пересаживаю модель на присаду посредством колоска или травинки и даю ей успокоиться, прежде чем начать снимать. Чаще мне сопутствует удача, чем провал.

Отражатель. Их масса, и на них я не стану задерживаться. Сам их почти не использую, но знаю и понимаю его возможности в условиях ограничений по свету.

Белый зонт. Он может быть любым. Если работаешь на открытом солнце, он незаменим!

Подстилка под штатив. Как это со мной часто бывает, понимаю важность предмета, но не использую его без всяких разумных причин. Так вот речь идет о куске материала — ткани, флизелина, клеенки и прочего, — которую всем штативщикам советую стелить под штатив или хотя бы под камеру. Видел, кажется, у Ильи Луцкера кусок ткани, прикрепленной к ножкам штатива. Предназначен он для тех случаев, когда модель просто сваливается со штатива по той или иной причине. В траве пойди-ка ее найди! А тут вот она, родная!

Объектив. Это наиважнейший инструмент, но я умышленно поставил его в конец перечня. Объектив — всегда больной вопрос. Не стану пускаться в рассуждения, а скажу так. У меня есть три классных макрообъектива: Nikon 105, старая модель без стабилизатора, Nikon 60, последняя модель, и Sigma 150, тоже старая модель, просветленная по методике Жени Федорова Ильей Луцкером. Работаю только с «Сигмой». Почему? У нее очень удобное для руки широкое кольцо фокусировки, она лучше других размывает задний план, и главное, есть посадочное кольцо, дающее возможность быстро и легко поворачивать камеру вокруг горизонтальной оси.

Съемка

Что хочу сказать о технике съемки: признаю только мануальный режим работы камеры. Все остальные приоритетные режимы все равно вмешиваются в работу, пытаясь помогать фотографу. Мне это только мешает.

Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать о своей любимой штативной съемке. Доброй охоты, друзья!

Источник статьи

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий