Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Фотография моды: конец XIX - начало XX века. Снимки эпохи

Фотография моды: конец XIX -
начало XX века. Снимки эпохи

#фотоистория
Фотография моды: конец XIX -
начало XX века. Снимки эпохи
18 апреля 2024
Фото:Фотоателье Елены Морозовской. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Санкт-Петербург, 1905–1910 гг.

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Модницы XIX — начала ХХ века. Из коллекции МАММ», демонстрирующую эволюцию российской моды с 1860-х до 1910-х годов. Чутко откликаясь на перемены в обществе, мода всегда — зеркало эпохи, а костюмы, аксессуары и прически — превосходные рассказчики, повествующие об исторических и социальных перипетиях, техническом и культурном прогрессе.

Даниил Асикритов. Фотогравюра. Собрание МАММ

Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Федоровна (Княжеский наряд XVII века). Из серии «Костюмированный бал в Зимнем дворце». Санкт-Петербург, 1903 г.

Лев Левицкий. Фотогравюра. Собрание МАММ

Его Императорское Высочество Государь Наследник и Великий Князь Михаил Александрович (Полевой наряд Царевича, XVII век). Из серии «Костюмированный бал в Зимнем дворце». Санкт-Петербург, 1903 г.

Петр Веденисов. Цифровой отпечаток с автохрома. Собрание МАММ

Таня, Наташа, Коля и Лиза Козаковы, Вера Николаевна Веденисова и Елена Францевна Базилева. Ялта, Таврическая губерния, 1910 г.

Экспозиция включает более 80 работ, в том числе снимки знаменитых фотографов Карла Берга- маско, Елены Мрозовской, Петра Веденисова и др.

Выставка, созданная на основе обширного собрания МАММ, условно делится на восемь разделов: «Кринолины», «Женщина-цветок», «Девушки в униформе», «Меха», «Мужская мода», «А-ля рюс», «Шляпы», «Прически», в которых рассказывается о главных тенденциях моды середины XIX — начала XX веков. Каждый из разделов сопровождается текстом. Эти тексты написаны Ольгой Хорошиловой — известным историком моды, Ларисой Зайцевой — хранителем музейного фонда фотографий XIX — начала ХХ века, а также Эльвирой Рамазановой — медиатором и одним из авторов соцсетей МАММ.

Фотоателье А. Г. Полякова. Матовый коллодион. Собрание МАММ

Портрет девушки с веером. Самарканд, Туркестанский край, 1910-е

Фотоателье А. Ренца и Ф. Шрадера. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Портрет дамы в шляпе со страусиными перьями. Санкт-Петербург. 1906–1909 гг.

Неизвестный автор, Фотоателье И. Епифанова. Альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ

Семейный портрет, Саратов. 1895–1906

Неизвестный автор. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Портрет Елизаветы Мефодьевны Михайловой, урожденной Коровиной, с дочерью Верой. 1914 г.

Тексты являются важной частью этой выставки. Благодаря им портреты неизвестных модниц и модников, а также знаменитых дам и господ конца XIX — начала XX века оживают, как в волшебном кино. Оказывается, например, что модные аксессуары часто существенно затрудняли жизнь и быт человека, — но ради красоты все жертвы не напрасны.

Эта выставка не случайно соседствует с экспозицией «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры миро- вой фотографии моды». Звездные фотографы, чье творчество совпало с расцветом фотоиллюстрированных глянцевых журналов, а именно с периодом 1950–2000-х годов, снимали моду совер- шенно другой эпохи. Менее чем за полвека, с 1910-х до 1950-х годов, мода и стиль изменились кардинально, так же кардинально изменились жизнь и социум.

М. Т. Сорокин. Матовый коллодион. Собрание МАММ

Портрет Эдит Дес-Фонтейнес, дочери архангельского купца 1-й гильдии Эдуарда Абрамовича Дес Фонтейнеса. Архангельск, 1900 год

Фотоателье И. П. Вакуленко, альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ

Женский портрет. Пенза или Тула, 1890-е .

Неизвестный автор, Соленая бумага, акварель. Собрание МАММ

Алексей Николаевич Тютчев с женой Анной Иосифовной и дочерьми Анной Алексеевной и Марией Алексеевной. Ярославская губерния, 1861–1864 (?)

Мода — зеркало эпохи, но иногда именно она формирует новые социальные роли и новые рамки социального поведения. Безусловно, мода, как любой вид искусства, развивается, опираясь на достижения прошлого, ломая при этом старые каноны и стереотипы. На ее развитие влияют и технологические инновации. Многое из того, что было изобретено модельерами XIX — начала ХХ века, в том числе элементы стиля a la russe или элементы униформы в женских нарядах XIX века, стало источником вдохновения для Кристиана Диора, Жана Поля Готье, Дриса ван Нотена, Виктора и Рольфа, Александра Маккуина и др.

Фотоателье Я. Свешникова. Коллодион. Собрание МАММ

Семейный портрет, Саратов, 1900–1910-е.

Неизвестный автор, соленая бумага, акварель. Собрание МАММ

Портрет молодой женщины 1860-е

Неизвестный автор. Матовый коллодион. Собрание МАММ

Портрет женщины в шляпе, 1911 г.

Неизвестный автор. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Женщина с велосипедом, 1910-е.

На выставке представлено много кабинетных портретов из семейных архивов. Персонажи на фотографиях — не исторические личности. Особой задачей для отдела хранения музея стала детальная атрибуция этих снимков и поиск историй, связанных с изображенными персонажами.

Выставка «Модницы XIX — начала ХХ века. Из коллекции МАММ» — продолжение стратегической программы музея «История России в фотографиях».

Фотоателье А. Семененко. Альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ

Портрет молодой женщины в амазонке. 1895–1905 (?)

Фотоателье Р. Соболева. Матовый коллодион. Собрание МАММ

Женский портрет, Санкт-Петербург. 1900–1906 гг.

Фотоателье А. Семененко. Альбуминовый отпечаток, Собрание МАММ

Портрет женщины в салопе, Санкт-Петербург, 1894 г.

Петр Веденисов. Цифровой отпечаток с автохрома Собрание МАММ

Портрет женщины в шляпе с перьями (Насакова). Ялта, Крым 1913 г.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий