Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Вирджиния ди Кастильоне: первая фотомодель

Вирджиния ди Кастильоне:
первая фотомодель

#фотоистория
Вирджиния ди Кастильоне:
первая фотомодель
2 апреля 2013
Текст:Любовь Бросалина

27 марта в Центре фотографии имени братьев Люмьер в рамках образовательной программы PhotoСреда состоялась лекция преподавателя и фотографического критика Виктории Мусквик на тему «Роль фотомодели в истории fashion-фотографии».

Слушатели узнали о самых знаменитых фотографах в истории модной индустрии, об исторических этапах изменения представлений о профессии модели, о современном периоде в развитии fashion-фотографии: нынче востребованы кинообразы, взгляды на суть рекламной фотографии весьма разнообразны, в который раз возвращается в рекламные снимки женственность. Изменяется и подход к правовой природе fashion-фотографии, когда модели в суде добиваются признания за ними соавторства и соответствующих имущественных прав. И, конечно же, было сказано о знаменитых моделях, прославивших саму индустрию. Об одной из них стоит рассказать подробнее. Итак: Вирджиния ди Кастильоне — первая фотомодель.

Вирджиния ди Кастильоне, Центр фотографии имени братьев Люмьер, PhotoСреда, Виктория Мусквик

Вирджиния Ольдоини, графиня ди Кастильоне (по мужу), разумеется, не планировала становиться фотомоделью. Собственно, в те времена не существовало и такой профессии. Зато графиня была молода, красива, бесконечно обаятельна и умело всем этим пользовалась. Флорентийская аристократка по рождению, в 16 лет она вышла замуж и родила сына, но в том же 1855 году уехала в Париж, где вскоре стала любовницей императора Наполеона III. Помимо личных интересов были у нее и общественные: ее кузен, премьер-министр Сардинского королевства граф Кавур, искал через ее посредничество поддержки Наполеона в деле объединения Италии.

В последующие годы ее жизнь была наполнена приключениями и авантюрами, достойными пера Дюма-отца, а финал жизни оказался безрадостен и трагичен, в стиле книг Дюма-сына.

Но нас в первую очередь интересует ее история как модели. Началась она еще в 1856 году, после встречи с фотографом Пьером-Луи Пьерсоном.

Сперва это были вполне типичные для тех лет фотографии, сюжет и композиция которых были позаимствованы из канонов портретной живописи прежних лет. В них все строго регламентировалось: поза, взгляд, одежда и прическа. Основной задачей было подчеркнуть социальный статус клиента и его общественное положение, индивидуальность же из снимков беспощадно изгонялась.

Вирджиния ди Кастильоне, Центр фотографии имени братьев Люмьер, PhotoСреда, Виктория Мусквик

После первых стандартных снимков Пьерсон и графиня Кастильоне решились на, как бы сейчас сказали, перформансы, бросавшие вызов всем замшелым канонам и надоевшим клише. Впрочем, снимки все-таки не передавали саму индивидуальность графини, их лейтмотивом были ее красота и бесконечное самолюбование. Для Пьерсона же это был прежде всего профессиональный вызов и самовыражение как специалиста, а не как художника с собственным стилем.

Вирджиния ди Кастильоне, Центр фотографии имени братьев Люмьер, PhotoСреда, Виктория Мусквик

Между тем, творческий дуэт создавал все новые снимки, и современникам, увидь они эти фотографии, показалось бы, что графиня отбросила все приличия. Она принимала двусмысленные позы, бросала в камеру игривые взгляды и — невероятно! — позволяла фотографировать свои обнаженные ноги! Сейчас эти снимки выглядят по-детски невинными, но тогда это был прорыв. Кстати, ноги графини ди Кастильоне — популярный сюжет в снимках Пьерсона. На него приходится немалая часть более чем четырехсот фотопортретов графини, сделанных за время их сотрудничества.

Вирджиния ди Кастильоне, Центр фотографии имени братьев Люмьер, PhotoСреда, Виктория Мусквик

...Графиня Вирджиния ди Кастильоне умерла в возрасте 62 лет, в 1899 году. Через два года после этого поэт-символист Робер де Монтескью, бывший ее восторженным почитателем, приобрел на распродаже имущества часть личных вещей и большую часть сохранившихся фотографий графини. До недавнего времени коллекция не вызывала особенного интереса, но сейчас ее активно изучают культурологи, а графиня ди Кастильоне заняла заслуженное место в истории как «бабушка» всех фотомоделей.

При подготовке материала использовался фотоархив http://metmuseum.org/

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий