Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
«Зенит»: главная советская фотокамера

«Зенит»:
главная советская фотокамера

#фотоистория
«Зенит»:
главная советская фотокамера
7 ноября 2013

Советский Союз, как известно, не задавал моду на фотооборудование. Да и, честно говоря, особыми достижениями в сфере массовой фототехники тоже не отметился, за одним, пожалуй, исключением — семейством фотоаппаратов «Зенит», на протяжении своей истории остававшихся самыми передовыми в СССР и вполне современными даже по западным меркам. При этом популярность «Зенита» среди советских фотолюбителей, да и большинства профессионалов, была такой, что данное семейство камер разошлось немыслимым тиражом в более чем пятнадцать миллионов экземпляров. Кстати, «Зенит» еще и неплохо экспортировался не только в «страны народной демократии», но и в Западную Европу.

А началось все в 1942 году, когда в подмосковном Красногорске был основан Красногорский механический завод (КМЗ), с самого начала специализировавшийся на оптических приборах. После войны решено было добавить к сугубо военной гамме продукции еще и гражданскую, благо под рукой оказались сотни пленных немецких специалистов из лучших оптических фирм, а также полученные по репарации оборудование и документация. С 1946 года начинается производство советских версий фотоаппаратов Zeiss Ikonta («Москва-1») и довоенной еще лицензионной камеры Leica (сперва «ФЭД», затем «Зоркий»), ранее выпускавшейся в Харькове. А в 1952 году появляется и легендарный «Зенит».

Он был очень прогрессивным для своего времени, а самое главное, являлся собственной разработкой КМЗ (правда, последние немецкие специалисты покинули завод лишь за год до начала производства нового фотоаппарата). В Советском Союзе «Зенит» сразу же закрепился в качестве наиболее желанной камеры для любого фотолюбителя, а также как основное орудие труда фотожурналистов и других профессионалов. Впрочем, настоящая массовость пришла к этому семейству через несколько лет с выпуском модели «Зенит-С» (1955 год). Параллельно развивалось и производство объективов для «Зенитов», хотя и не только для них, поскольку до 1984 года эти камеры имели универсальные резьбовые соединения типа М39 и М42.

В 1965 году началось производство самого популярного в истории фотоаппарата — «Зенит-Е». За время своего существования (до 1982 года) эта камера разошлась тиражом в более чем восемь миллионов экземпляров, причем именно «Зенит-Е» открыл экспортные рынки советской фототехнике (которая, строго говоря, поставлялась в Европу и раньше, но в значительно меньшем объеме). Однако продукция Красногорского завода не ограничивалась одними только «Зенитами» и объективами к ним. В те же годы началось производство фоторужей «Фотоснайпер» и кинокамер «Красногорск», а также уникальных панорамных фотоаппаратов «Горизонт». Шли и активные эксперименты: например, ограниченной серией (менее девяти тысяч экземпляров) был выпущен «Зенит-6», являвшийся первым в Советском Союзе фотоаппаратом, имевшим объектив с переменным фокусным расстоянием.

«Зенит» оставался бессменным лидером рынка до момента краха Советского Союза. Выдержать конкуренцию с импортной, прежде всего японской, фототехникой было непросто. Однако производство продолжалось вплоть до 2005 года, когда наступление цифровой эры стало очевидным. А создать с нуля современную цифровую зеркальную камеру, да еще и конкурировать с лидерами рынка, было нереально. Тем не менее, не так давно производство модернизированной пленочной модели «Зенит km +» было возобновлено, хотя и малыми тиражами (зато по крайне низкой цене 3 000 руб. в фирменном интернет-магазине).

Но главное, в 2012 году было восстановлено собственное производство объективов, среди которых в основном проверенные временем конструкции.

Объективы «Гелиос» сегодня

На сегодняшний день в продаже есть следующие модели:

«МС Мир-20М» 20/3,5

«МС Мир-20М» 20/3,5

«МС Мир-20М» 20/3,5

Проверенный временем сверхширокоугольный объектив. Фиксированное фокусное расстояние 20 мм и светосила 1/3,5 делает его отличным решением для пейзажной и архитектурной съемки. Однако резьба М42 ограничивает применение объектива старыми камерами или использованием переходников.

«Гелиос 40-2» 85/1,5

«Гелиос 40-2С» 85/1,5

«Гелиос 40-2» 85/1,5

Легендарный объектив, один из лучших в Советском Союзе, до сих пор любимый многими фотографами за красивый рисунок, отличные оптические свойства и светосилу 1/1,5 при фокусном расстоянии 85 мм. Идеален для портретной съемки. Особенно актуален этот объектив при съемке в условиях нехватки освещения, когда светосила выходит на первый план. В остальное время она отвечает за красивый ГРИП.

Плюсом данного объектива является также то, что его версии «Гелиос 40-2С» 85/1,5 и «Гелиос 40-2Н» 85/1,5 выпускаются для байонетов Canon и Nikon, что дает возможность использовать его с современными камерами без применения переходников.

«МС АПО Телезенитар-М» 135/2,8

«МС АПО Телезенитар-М» 135/2,8

«МС АПО Телезенитар-М» 135/2,8

Длиннофокусный объектив имеет очень хорошую для своего фокусного расстояния 135 мм светосилу 1/2,8. Предназначен для съемки портретов и, например, движущихся объектов. Имеет резьбу М42, что несколько ограничивает возможность его применения без использования переходников.

«МС Зенитар-М» 50/2

«МС Зенитар-М» 50/2

«МС Зенитар-М» 50/2

Классический «полтинник», представитель самого популярного типа объективов. Объектив с фокусным расстоянием 50 мм есть практически у каждого фотографа в силу его универсальности, поскольку на полнокадровых камерах он обеспечивает картинку, максимально близкую к той, которую видят наши глаза, а на камерах с меньшим размером сенсора становится легким портретным объективом.

Так или иначе, а обойтись в производственной гамме без «полтинника» совершенно невозможно. Конкретно эта модель представляет собой проверенное временем решение на резьбе М42.

«МС Зенитар-С» 16/2,8

«МС Зенитар-С» 16/2,8

«МС Зенитар-С» 16/2,8

Объектив типа «рыбий глаз». Такой объектив, пожалуй, нужен далеко не каждому, однако профессионалу или опытному любителю он позволяет создавать крайне интересные снимки. А отличная цветопередача и хорошие оптические свойства обеспечат техническое качество фотографии. При этом объектив имеет светосилу 1/2,8, что позволяет активно работать с ГРИП. Важным его плюсом является также то, что он выпускается не только с резьбой М42, но и с байонетами для систем Canon, Nikon и Pentax.

Помимо этого, ОАО «Красногорский механический завод им. С. А. Зверева» выпускает большую номенклатуру военной оптики, оптических приборов для космической отрасли, медицинской аппаратуры и научной техники.

Сайт ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева»: zenit-foto.ru.

Следите за новостями компании на ее официальных страницах в Facebook и Вконтакте.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

4 сентября 2013

Юрий Абрамочкин:
легенда советской фотографии

Юрий Абрамочкин — фотограф, можно сказать, уникальный. Он сумел приобрести мировую известность в качестве репортажного фотографа в стране, в которой официальная позиция в отношении новостей всегда выражалась фразой: «Ничего не происходит». Но и в этих условиях Юрий Абрамочкин умел быть настоящим фотокорреспондентом. С его снимков улыбались Юрий Гагарин и Матиас Руст, хмурился Никита Хрущев, воодушевленно смотрел Михаил Горбачев.

1 августа 2013

Игорь Гаврилов
Легендарный советсткий фотограф

Быть может, советская эпоха и не ассоциируется у нас сейчас со временем расцвета фотографии, однако она подарила нам немало прекрасных мастеров. Все они так или иначе сталкивались с препятствиями на своем творческом пути, но не все стали неофициальными, андеграундными фотографами. Некоторые, как, например, Игорь Гаврилов, сумели сохранить свой творческий почерк, публикуясь при этом в ведущих изданиях.

28 мая 2013

Марк Штейнбок.
Кадры о жизни

Есть фотографы известные, есть популярные и востребованные. А есть фотографы легендарные. Про них пишут книги и снимают документальные фильмы, их выставки становятся событием. Таков и Марк Штейнбок, знаменитый фотограф «Огонька», мастер-класс которого состоялся 8 мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер.