Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Дмитрий Усанин: Постановочное фото как произведение искусства

Дмитрий Усанин: Постановочное
фото как произведение искусства

#портретная_фотография
Дмитрий Усанин: Постановочное
фото как произведение искусства
23 ноября 2019

Создание картины — это трудоемкий процесс, требующий от художника большого объёма знаний и, главное, терпения. А что если соединить живопись и фотографию? Это возможно? Что тогда получится? А получатся живописные фотоработы победителя конкурса 35AWARDS Дмитрия Усанина. Мы поговорили с Дмитрием о том, как из проектировщика самолетов стать профессиональным фотохудожником, что важно в подготовке к постановочной фотографии и что означает введённое им в словарь Википедии слово «фоторежиссура».

— Дмитрий, расскажите о фотографии, попавшей в шорт-лист номинации «Детская фотография». Как она называется? При каких обстоятельствах была сделана? Кто был моделью?

— Фотография, которая попала в шорт-лист конкурса 35AWARDS и стала 100BEST PHOTOS, называется Young Girl with goat & flowers. В последнее время я создаю фотографии в стиле картин художников XVIII–XIX веков. На эту работу меня вдохновил французский художник-академист Эмиль Мунье. Он создавал полотна трогательные, нежные, излучающие душевное тепло и доброту, с образами малышей, подростков, молодых девушек. Эту неповторимую атмосферу его работ я решил перенести в фотографию.

Первым делом было необходимо выполнить костюм девочки, живущей в середине XIX века. Костюм должен был быть аутентичным, поэтому для его создания использовались только натуральные ткани — бязь, габардин. Надо сказать, что долгое время я работаю со швеей, которая отшивает костюмы по моим эскизам. Она большой мастер в создании исторического костюма, и думаю, в том, что фотография так понравилась зрителям, есть немалая доля ее труда и творчества.

Вторым этапом, пожалуй, самым важным, был поиск козла. Козел должен был быть фактурным, спокойным, взаимодействовать с людьми и, конечно же, не бояться света вспышек. Нашел я его в 50 километрах от города, в деревне. Хозяйка козла любезно согласилась привезти его в город для фотосессии. История о транспортировке козла в город, о подъеме его на второй этаж в фотостудии да и самой фотосессии с козлом заслуживает отдельного рассказа, не в рамках этого интервью. Скажу лишь, что это была весьма непростая задача.

И конечно, я не могу не сказать о модели. Амели Иванютина, известная в Краснодаре модель и актриса, милая и обаятельная, с рыжими волосами и большими грустными глазами. Кандидатур было больше десяти, но Амели я выбрал именно из-за глаз. Я уверен, что никто другой не мог смотреться лучше в этой картине.

— Как давно вы увлекаетесь фотографией? Как вы стали фотографом?

— Стать фотографом не было мечтой моего детства. Я мечтал стать геологом или в крайнем случае летчиком. Не поступив в геологический институт, я поступил в авиационный университет. Если не летать, то хотя бы создавать самолеты. Если бы кто-то в то время сказал бы мне, что я буду известным фотографом, я ни за что не поверил бы. Даже несмотря на то, что фотоаппарат у меня был уже в 10-летнем возрасте. Он был со мной в школе, в университете, и будучи уже взрослым и состоявшимся человеком, я всегда брал собой фотоаппарат на отдых или в путешествия.

Мне нравится снимать, и я получаю большое удовольствие от этого. Однажды меня пригласили фотографировать, и это был тот самый момент, когда я понял, что можно и получать удовольствие, и одновременно зарабатывать. Так постепенно мое увлечение фотографией стало превращаться в профессию.

Результаты моих первых профессиональных фотосессий мне не нравились. Мне хотелось каких-то необычных фотографий, чтобы мои работы напоминали картины великих художников. Я глубоко погрузился в процесс изучения. Изучая картины художников, я выявил закономерности и правила, следуя которым, можно создавать фотографии, очень похожие на картины. Мой технический склад ума и мое образование очень мне помогли. Большое влияние на меня оказали картины эпохи Возрождения, и самой поздней его части, стилей барокко и рококо. Особенно мне нравятся французские художники XVIII века Francois Boucher, Fragonard Jean-Honore, Watteau Antoine, William-Adolphe Bouguereau.

Стремление к украшательству, роскоши и изяществу я перенес на фотографию. Показать что-то красивее, чем это есть на самом деле, — это не просто стиль, это целый образ жизни и мышления, в котором сконцентрировались особенности национальной психологии.

В настоящий момент я не только фотографирую, но и делюсь своим опытом и секретами с другими фотографами. С авторским мастер-классом посещаю разные города и страны.

— Сколько времени у вас занимает обработка фотографий? Какие программы и приемы вы используете?

— Я не ограничен временем в процессе обработки фотографий. Поэтому одну фотографию я могу создавать и один день, и один месяц. Зависит от многих причин, в том числе и от вдохновения. Могу остановиться и вернуться к обработке фотографии через месяц с новыми цветовыми идеями. Много экспериментирую. Необходимо отвлечься и вернуться к редактированию через время, создать несколько вариантов, свежим взглядом оценить возможности каждого. Все это для того, чтобы сделать правильный выбор.

Программы, которые я использую, — это самые обычные для большинства фотографов Photoshop и Lightroom.

Но создать фотографию, стилистически схожую с картинами великих художников, невозможно без использования дополнительных источников света. Стробизм создает определенные светотени, присущие картинам. Поэтому все мои фотографии созданы с использованием дополнительных источников света.

Постобработка вносит изменения в цветовые оттенки, помогает расставлять акценты, подчеркивать главные элементы и убирать внимание во второстепенных деталях. При редактировании я использую авторское тонирование, которое позволяет фотографиям быть такими похожими на картины. Следующим этапом в постобработке является создание художественных эффектов: сфумато, воздушная перспектива, игра света и блики.

И третья, пожалуй, самая главная задача — это позинг. Создание фотографии — это процесс, схожий со съемкой кинофильма. И если на съемочной площадке кинофильма главным является режиссер, который управляет актерами, то на фотосессии фотограф управляет моделями.

Свет, позинг и обработка — это три самых важных задачи, которые фотограф решает на съемке. И если эти три задачи решены хорошо, то можно получить фотографию, которая обладает художественной ценностью.


— Есть ли у вас любимые локации для съемок? Где, по вашему мнению, самый удачный свет?

— Самый удачный свет — тот, который создаешь своими руками. Поэтому самый удачный свет в фотостудии. Это не значит, что я не фотографирую на природе. При работе на пленэре одним из источников света становится солнце, остальные источники света я беру с собой. Для создания необходимой мне мягкой светотеневой картины требуются софтбоксы с большим размером, как правило, начиная от 1 метра и больше, поэтому ассистенты помогают мне управляться с созданием световой схемы на природе.

Если в фотостудии я всегда могу создать нужную мне световую схему, то на природе я исхожу из того, что одним источником света я управлять не могу — солнцем. Я не могу управлять его положением, яркостью, а также не могу его модифицировать с помощью, например, софтбокса. Приходится подстраиваться под положение солнца. Как правило, оно занимает необходимый мне угол на горизонте за 1–2 часа до заката. И для меня это лучшее время для получения самых красивых фотографий.

В наше время очень сложно найти локации для создания исторических фотографий. Урбанизация и технологический прогресс неотвратимо меняют пейзаж. Для поиска мест, не тронутых цивилизацией, необходимо уезжать довольно далеко от города, и эти места труднодоступны. У меня есть любимые локации, и все они находятся в 3–5 часах езды от города.

— На вашем сайте мы узнали, что вы проводите мастер-классы по фоторежиссуре. Расскажите, что важно знать и уметь, чтобы «срежиссировать» фотографию?

— До 2007 года слово «фоторежиссура» не существовало ни в одном словаре русского языка. Слово «фоторежиссура» было создано мной и добавлено в русский раздел Википедии после года упорных обсуждений с администрацией Википедии. Мне удалось доказать смысловую необходимость существования нового слова, и сейчас вы можете найти слово «фоторежиссура» в русском разделе Википедии.

Согласно толковому словарю Ефремовой Т. Ф., режиссер — это художественный руководитель и организатор театральной, эстрадной, цирковой, кинематографической постановки или радио- или телепередачи; постановщик. Исходя из этого определения, фоторежиссер — это художественный руководитель и организатор художественной постановочной фотосъемки, фотосессии, результатом которой является фотография.

Основное отличие фоторежиссуры от кинорежиссуры заключается в том, что в киноиндустрии режиссер работает в основном с профессиональными актерами, которые имеют профессиональное актерское образование. Фоторежиссеру чаще всего приходится работать с людьми, не обладающими профессиональными актерскими навыками, но желающими максимально хорошо и привлекательно выглядеть на фотографии. Поэтому методы фоторежиссуры имеют специфические приемы, которые позволяют непрофессиональным фотомоделям показать настоящие эмоции и красивое положение тела в кадре.

Фоторежиссура играет важную роль в связи с современным развитием фотоискусства.

При создании художественной постановочной фотографии фотографу нужно использовать приемы, присущие кинорежиссеру, а именно:

  • определение главной мысли произведения;
  • создание и реализация сценария фотосъемки;
  • подбор локации для фотосъемки в рамках реализации сценария;
  • подбор костюма и художественного образа модели (актера);
  • выбор световой схемы, используя естественные или искусственные источники света;
  • руководство моделями (актерами) во время фотосъемки, как с точки зрения мизансцены, так и с точки зрения манеры игры и других выразительных средств;
  • руководство стилем обработки фотографии в графическом редакторе (цвето- и светокоррекция, тонирование и создание художественных эффектов).

Позинг является одним из важных элементов фоторежиссуры. Цель моей системы позирования — научить правильно выстраивать позы вместо того чтобы их запоминать, помочь рассеять страхи, касающиеся позирования, избавить начинающих фотографов и их клиентов от неуверенности перед съемкой раз и навсегда и приобрести свой индивидуальный стиль!

— Какие ошибки чаще всего допускают начинающие фотографы?

— Я не обсуждаю фотографии других фотографов и их работы. Всегда есть те, кому нравится какая-то определенная фотография и кому она не нравится. Моя задача — создать фотографию, которая нравится максимальному большинству зрителей, используя методы фоторежиссуры и методы моей теории цвета. Я вижу, что все, что я делаю в детской фотографии, получает заслуженное внимание аудитории. Доказательство тому — победа моих фотографий во многих международных конкурсах фотографии, в том числе и в 35AWARDS.

Я вижу, что нахожусь на правильном пути. И я буду продолжать радовать вас своими работами.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

16 ноября 2019

Ольга Гридина: Фото-муза,
как саундтрек фотопроекта

Всем известно, что для созидания чего-то прекрасного, требуется вдохновение, а может быть даже и муза. А найти что первое, что второе ох уж как не легко! Или нет? Поговорив с участницей клуба «Российское фото» Ольгой Гридиной, мы поняли, что вдохновение можно найти везде — и в картинах эпохи Ренессанса, и в музыке хэви-метал, и в легендах африканских народов, и в естественной красоте человека. Так может быть ваша муза сидит совсем рядом?

2 ноября 2019

Евгений Рухлов: Путь фотографа
начинается с насмотренности

Евгений Рухлов — участник премии 35AWARDS из Екатеринбурга, который второй год подряд попадает в ТОП 70 фотографов своего города. Мы поговорили с ним о поворотах судьбы и призвании, и пришли к выводу, что всё-таки жизнь нужно посвятить тому, к чему лежит душа. А если это дело — фотография, то следует начать свой путь с насмотренности и самоанализа.

31 октября 2019

Октав Кадо: Пляжи, яхты и модели
– ежедневная рутина фотографа

Жить на острове и кататься на яхте в окружении пышногрудых и стройных красоток — голубая мечта миллионера? Или обычная рутина фотографа, живущего в Таиланде? Об этом, о трудностях работы на островах, любимых жанрах фотографии и постобработке мы поговорили с участником клуба «Российское фото» Октавом Кадо.

28 октября 2019

Проект «Фарфоровая красота»:
искусственный человек от Юлии Тайц

Юлия Тайц (Yulia Taits) — графический дизайнер, арт-фотограф и ретушер из Израиля. Заниматься фотографией она начала три года назад. По мере развития карьеры Юлия быстро приобрела опыт работы с фотографиями и ретушированием. «Фотошоп» стал для нее большой страстью. Юлия сотрудничала со многими израильскими телеканалами, газетами, журналами и фотографами.

16 июля 2019

Андрей Васильев:
«Вся съемка собирается, как пазл»

Андрей Васильев — IT-специалист из Краснодара. И хотя он уже 10 лет занимается фотографией, он все еще называет это увлечением. Андрей говорит, что такой подход позволяет ему брать минимум коммерческих съемок, а все силы направлять на творческие. В этом году Андрей занял второе место среди лучших портретных фотографов на конкурсе 35AWARDS.

15 июля 2019

Марина Щеглова: “Людей, как правило,
выбираю интуитивно”

Марина Щеглова — фотограф из Омска. Вся ее жизнь неразрывно связана с творчеством: она литератор, автор книги стихов и ряда публикаций в различных региональных литературных изданиях и сборниках, играет на гитаре, рисует и, разумеется, фотографирует. В этом году Марина стала одним из лучших фотографов на конкурсе 35AWARDS.