Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Янис Глейздс и отголоски его фотопоэзии

Янис Глейздс
и отголоски его фотопоэзии

#фотоистория
Янис Глейздс
и отголоски его фотопоэзии
27 июля 2015
Фото:Янис Глейздс
Текст:Екатерина Елизарова

Фотограф Янис ГлейздсЯнис Глейздс, признанная легенда латвийской фотографии и кавалер ордена Трех звезд, прожил интересную творческую, но совсем непростую в бытовом плане жизнь. Наверное, из-за настоящего бесконечного таланта, уникальной способности любить жизнь и воспевать ее красоту, озаряя мир вокруг себя светом доброты, его фотографии удостоены огромного числа наград и вызывают искренний восторг даже сегодня, в наш век цифровых технологий, когда кажется, что уже ничего удивить не может.


Янис Глейздс родился 7 мая 1924 года в крестьянской семье в Резекне, Латвия. Его отец был плотником, а мать — домохозяйкой. Интерес к фотографии появился у мальчика очень рано, и уже в девять лет он отлично рисовал, мечтая о фотокамере. В 1943 году Янис окончил техническую школу, и его взяли писарем в штаб немецкой армии. В Елгаве он сумел оторваться от немцев, и вскоре его мобилизовали в Красную армию. Но на фронт Глейздс не попал — был уже конец войны. Янис вернулся домой, и все потекло привычным чередом. Однако зимой 1948 года случилось событие, разделившее жизнь молодого человека надвое. Вместе с друзьями Янис пошел на танцы, где, как водится, был алкоголь. Употребив немного спирта, Глейздс почувствовал себя плохо, а по дороге домой потерял сознание. Всю ночь он пролежал в снегу на морозе, нашли его только утром. Не подозревая всей серьезности положения, семья лечила пострадавшего народными средствами. Вследствие развившейся гангрены ему пришлось ампутировать кисти обеих рук и пальцы ног. Янису было всего 24 года.

В Институте травматологии и ортопедии в Риге ему сделали редчайшую операцию: путем расщепления лучевой и локтевой костей на руках хирурги сформировали больному два больших подвижных отростка, которые смогли заменить ему пальцы. Когда доктора увидели, как быстро пациент идет на поправку и как ловко справляется с делами, их удивлению не было предела. Волею судьбы соседом Глейздса по палате оказался художник из Лиепаи. Юноша попросил у него карандаши, бумагу и стал рисовать. Его рисунки увидели врачи и другие сотрудники института и были до того изумлены, что предложили ему должность оформителя, предоставив общежитие. Однажды Янис шел на работу мимо кладбища, где заметил однорукого фотографа, снимавшего похороны. Мечта детства ожила, он записался на курсы фотографии при комбинате бытового обслуживания, купил себе простенькую любительскую камеру и начал учиться. Очень скоро Янис стал снимать, держа фотоаппарат своими необычными «пальцами». Спуск затвора он приводил в действие при помощи тросика, который брал в рот.

Через некоторое время в институте освободилось место в научной фотолаборатории, и его без промедления предложили Глейздсу. Он стал участвовать во всех событиях институтской жизни, фотографировал больных до и после хирургического вмешательства, сами операции. Именно тогда Янис в совершенстве овладел тонкостями микро- и макрофотографии. Упорство и талант юноши вызывали безмерное уважение у всех, кто его знал.

В больнице он встретил и свою будущую жену. Аннеле попала туда с аппендицитом и уже готовилась к выписке после операции, когда в очередном разговоре с молодым веселым фотографом выяснилось, что родом она из тех же мест, что и Янис. Он сделал несколько снимков своей симпатичной землячки.

— Он был очень приветливым светловолосым и кучерявым парнем, правда, старше меня на восемь лет, — вспоминала Аннеле в интервью латвийскому интернет-порталу Delfi. — А я в то время жила в Риге, работала на мебельной фабрике. Я была такой застенчивой деревенской девушкой, у меня почти не было подруг. С Янисом же всегда было очень интересно разговаривать, он знал множество увлекательных историй... В день выписки он пришел ко мне в палату попрощаться, подарил альбом с моими фотографиями и попросил адрес. Говорит, зайду посмотреть, как чувствует себя больная... Через недельку Янис уже стоял на пороге комнатки, которую я снимала у своей родственницы. В руках у кавалера был большой портфель, полный разных гостинцев — яблок, конфет, книг. Через несколько дней он опять приехал и пригласил меня в кино, потом проводил до дома. С того дня мы оба уже с нетерпением ждали каждой новой встречи. Как-то поздней осенью, гуляя по городу, оказались недалеко от ЗАГСа. Янис говорит: «У тебя паспорт с собой? Давай зайдем, посмотрим, как там это все происходит...» Так, вроде в шутку, мы заполнили анкету, нам назначили день, когда прийти на бракосочетание. Помню, была большая очередь, и нас записали только на 3 января 1954 года. И вот... прожили, дай бог каждому, ни ссор, ни конфликтов у нас в доме никогда не было!

Глейздс проработал фотографом в Институте травматологии и ортопедии с 1950 до 1992 года. Именно там, как считают критики, он научился видеть истинную красоту женского тела. Снимая не через объектив, а через линзу, он добился замечательного светового эффекта — тела его моделей словно окружены сиянием.

В 1962 году Янис присоединился к фотоклубу «Рига» и стал уделять фотографии почти все свое свободное время. В 1963 году он получил первый диплом, а к 1997 году у него было уже 600 дипломов со всех шести континентов, в том числе из Антарктиды.

Весь мир восторгался его художественными фотографиями обнаженных девушек. Он был первым на советском пространстве, кто осмелился работать в стиле ню.

За уроками мастерства к нему устремлялись любители со всех уголков бывшего Союза. В 1985 году Швейцария занесла имя латвийского мастера в «Интернациональную энциклопедию фотографов», в 1989-м он стал лауреатом очень престижной премии Мартина Буцлера, а в 1995-м за заслуги в фотоискусстве Латвии был награжден орденом Трех звезд. Международная федерация фотоискусства присвоила ему высшее звание мастера — EFIAP.

В 1994 году Глейздс перенес инсульт. У него парализовало правую сторону, отнялась речь. Стараниями докторов и жены Янис пришел в себя, смог снова говорить и даже снимать, но болезни уже не отступали. В 1996-м ему сделали операцию на сердце по установке кардиостимулятора, через два года — шунтирование.

В 1998 году в свет вышла книга «Янис Глейздс. Отблески света», в которую вошли самые известные работы мастера. Она была издана во многом благодаря его талантливому ученику, фотохудожнику из Лиепаи Виктору Колпакову. Как верно сказал о творчестве фотографа журналист Дайнис Иванс: «...Его картины — живые, соблазнительные, улыбающиеся. Репортажи Яниса Глейздса дышат сказочностью и лунным светом... „Отблески“ — это отголоски фотопоэзии всей жизни Яниса Глейздса».

В начале 2000-х к Глейздсам обратилась сотрудница издательства Antera с предложением выпустить на спонсорские деньги книгу о творчестве мастера. Автором текста стал Дайнис Иванс. Согласно договоренности супруги рассказали ему о своей жизни и предоставили снимки, но текст им дали почитать лишь перед самым выходом издания. Как оказалось, Иванс написал о творчестве Глейздса ничтожно мало, перепутав факты и события! Супруги отказались ставить подписи, но автор и издательство все равно выпустили книгу. «Улыбка охотника» вышла практически без исправлений, а Янис, несмотря на договоренность, не получил за публикацию своих художественных работ ничего. Его адвокат неоднократно обращался к Дайнису Ивансу, чтобы тот или подтвердил утверждения издателя, или опроверг их. Но ставший депутатом рижской Городской думы журналист не отвечал, а в одном из телевизионных интервью назвал Яниса ремесленником. На тот момент мастеру было 78 лет. Естественно, из-за состояния здоровья не могло быть и речи о таком же публичном ответе.

Жена Аннеле, с которой Янис сочетался узами брака в 1953 году, прошла с ним весь творческий путь и была рядом до дня его смерти, 17 апреля 2010 года.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

24 июня 2015

Виктор Бутра:
о творческой фотографии с внутренним фильтром

Виктор Александрович Бутра — известный и один из наиболее интересных белорусских фотографов, член Народного фотоклуба «Минск». Участник многочисленных фотографических салонов и выставок, он живет и работает в столице Белоруссии. Между тем, творчество Виктора Бутры можно назвать практически неизученным, а вклад в развитие мирового фотоискусства — еще совсем не оцененным.

17 апреля 2015

Уинн Баллок:
расширяя границы реальности

Глубокие, философские, задумчивые работы Уинна Баллока (Wynn Bullock, 1902–1975) хочется созерцать не спеша. Мало кто знает, что он занялся фотографией только после 40 лет и стремительно снискал популярность талантливого мастера.

25 марта 2015

Ильзе Бинг:
«королева «Лейки»

Путь Ильзе Бинг в фотографию можно назвать случайным. Она взяла в руки фотоаппарат по необходимости: ей нужно было собрать материал для диссертации по истории немецкой архитектуры. Свой выбор Ильзе остановила на «Лейке» — в то время маленькой компактной и никому особенно не известной камере.